37. Управление пассивами банка
Пассивы как обязательства банка формируются в общем плане в виде депозитов и вкладов с различными режимами и ограничениями, а также эмитированных и размещенных долговых ценных бумаг, причем их качественные характеристики зависят от воздействия множества формирующих, возмущающих и ограничивающих факторов. Управление пассивами — обязательствами состоит, в первую очередь, в достижении оптимального сбалансированного влияния двух важнейших групп факторов — целей (задач) банка и интересов его клиентов (потребителей банковских продуктов). При этом должны учитываться и внешние воздействия — их необходимо отслеживать и по возможности нейтрализовать.
Задачи банка в управлении пассивами сводятся к следующему.
1. Не допускать привлечения ресурсов, не приносящих доходы:
2. Изыскивать и предпочтительно привлекать кредитные ресурсы, в количестве и по качеству необходимые и достаточные для: а) проведения и развития (расширения активных операций; б) формирования альтернативных источников погашения обязательств банка (экстремальный денежный поток).
3. Изыскивать «дешевые» кредитные ресурсы по их качественным характеристикам, условиям привлечения и изъятия.
4. Изыскивать и привлекать (или держать готовыми к привлечению) по возможности легкодоступные по своим качественным характеристикам кредитные ресурсы. Отметим, что очень важное направление деятельности по нейтрализации риска ликвидности.
5. Проведя предварительный, но достаточно серьезный анализ «сомнительных» с точки зрения их происхождения ресурсов, не привлекать их в банк — это может привести к падению имиджа банка, втягиванию его в криминальные сферы, повышению риска осуществляемых операций и вызвать отток клиентов.
Эти цели и задачи банка по управлению пассивами приходится, особенно на начальных и критических этапах жизненных циклов пассивных банковских продуктов, постоянно соотносить с интересами и общими требованиями потребителей банковских услуг — клиентов банка, а именно: 1) доходностью; 2) сохранностью; 3) возвратностью.
Эти три общих требования считаются базовыми, классическими. Они в свою очередь реализуются рядом других условий и требований, среди которых можно выделить следующие:
— ликвидность (рыночность) представляет собой требование оформления вклада с использованием таких финансовых инструментов (документы, ценные бумаги), которые позволили бы клиенту обеспечить возвратность средств при реализации их третьему лицу, получать дополнительный доход, использовать его в расчетных операциях, применять в качестве залога
— соответствие сроков реализации предлагаемых банком пассивных продуктов периоду оборота активов клиента, потребностям накопления, циклам характерных колебаний ставок финансового рынка и т.д.;
— адекватная банковская политика в области защиты вкладов от досрочного изъятия (применение стимулирующих принципов, или политика умеренно жестких санкций);
— соблюдение интересов организационного характера, которые состоят в том, что, кроме прочего, вклад или депозит в банке открывал широкий доступ к другим банковским продуктам и услугам;
— повышение имиджа в предпринимательской среде как клиента банка, солидного, но разборчивого в контактах (хороший банк с сомнительными структурами дел не имеет);
Кроме описанных выше базовых сфер управления пассивами следует отслеживать, а при необходимости и возможности нейтрализовывать влияние управляющего и параллельного уровней окружающей среды, в том числе таких факторов, как:
— состояние денежного обращения в стране, дефицит свободных денежных средетв;
— управленческие воздействия органов банковского надзора и регулирования;
— территориальные и социальные условия и ограничения;
— межбанковская конкуренция;
— сфера влияния банка.
- Содержание банковского менеджмента
- 2. Планирование в банковском менеджменте
- 3. Анализ в банковском менеджменте
- Финансовый менеджмент
- 4. Регулирование и контроль в банковском менеджменте
- 5. Правовые основы банковского менеджмента
- 2) Нормативные документы бр определяют состав и содержание пруденциальных норм и требований к кредитным организациям, регулируют предельные величины рисков, формирование резервов.
- 7. Факторы неудовлетворительного банковского управления
- 8. Критерии оценки качества банковского менеджмента в россии
- 9.Критерии оценки качества банковского менеджмента в сша
- 11. Функциональная модель организационной структуры банка.
- 12. Дивизионная модель организационной структуры банка.
- 13. Матричные модели организационной структуры банка
- 14. Двухмерная матричная модель организационной структуры банка
- 15. Трехмерная матричная модель организационной структуры банка
- 16. Многомерные матричные модели организационной структуры банка
- 17. Виды планирования деятельности коммерческого банка
- 18. Стратегическое планирование деятельности кб
- 19. Ситуационный анализ
- 20. Определение миссии и стратегических целей банка
- 21. Финансовое планирование деятельности коммерческого банка
- 22. Определение размера необходимой и достаточной прибыли
- 23. Планирование размеров собственных средств и объемов активных операций банка.
- 24. Определение допустимого объема привлеченных ресурсов. (николаев)
- 25. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью
- 26. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка
- 27. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента
- 28. Стратегия управления активами и пассивами как фактор стабильности кредитной организации
- 29. Организационная функция управления активами и пассивами
- 30. Возможные стратегии управления процентным риском
- 31. Использование gap - анализа при управлении процентным риском
- 32. Дюрация как метод управления процентным риском
- 33. Имитационное моделирование как метод управления процентным риском
- 34. Управление персоналом банка
- 35. Рейтинговая система оценки надежности банка camel и ее модификации.
- 36. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов
- 37. Управление пассивами банка
- 38. Управление активами и пассивами
- 39. Управление банковскими инновациями
- 40. Управление банками в процессе санации
- 41. Чистая процентная маржа банка
- 42. Управление процентным риском в коммерческом банке
- 43. Риск процентных ставок. Способы управления