logo
банковское дело

29. Факторинг: сущность, характеристика.

Факторинг – деятельность банка-посредника и или факторинговой компании по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми обязательствами. Цель: решение проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями.

Участвуют три стороны:

1. Фактор-посредник (специализированный отдел банка, факторинговая компания)

2. Клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактором

3. Покупатель товара (дебитор).

Виды:

1. По страновой принадлежности: внутренний(поставщик и покупатель резиденты одной страны) ивнешний(т.е. международный, когда одна из сторон – нерезидент).

2. По уведомлению должника: открытый (дебитор знает, что требование переуступлено) изакрытый(дебитор ни о чем не осведомлен).

3. По возможности обратного требования к поставщику: факторинг с регрессом(клиент в случае невыплаты покупателя должен возместить средства фактору) ифакторинг без регресса(все риски неплатежа фактор берет на себя, то есть неоплаченные счета не возвращаются).

В России регулируется гл.43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования». По закону фактором могут быть все коммерческие организации. Естественно, что за свои услуги он получает вознаграждение (0,75-3% стоимости сделки). Кроме того, взимает процент по факторинговому кредиту (с момента предоставления средств поставщику до получения денег фактором от покупателя).

Международный факторинг регулируется Оттавской Конвенцией УНИДРУА от 1988 года. Россия присоединилась к ней в 2014 году.

Функции факторинга:

1) финансирование (поставщик избавляется от дефицита оборотного капитала, так как деньги поступают ему от фактора почти сразу).

2) административное управление дебиторкой (фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с покупателя)

3) оценка платежеспособности покупателей (фактор, собирая информацию о покупателях, восполняет недостаток кредитных бюро, которые слабо представлены в России)

4) страхование рисков (фактор страхует риски, связанные с отсрочкой оплаты, с непоступлением платежа)

Факторинг очень выгоден маленьким компаниям с плохой платежеспособностью, так как в этом виде кредита важна платежеспособность покупателей. Также это беззалоговый продукт.