logo
ГОСЫЫ

Вопрос 60. Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени.

Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроуровне под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%2592%25D0%2592%25D0%259F"ВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка 10 -20%, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка 30-40% и более(доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Средний уровень в развитых зарубежных странах составляет 40-45%. Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии).

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%25D0%25A2%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0_%25D0%259B%25D0%25B0%25D1%2584%25D1%2584%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0&action=edit&redlink=1"Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микрHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%259C%25D0%25B8%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%258D%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0"о-, так и на макроэкономическом уровнях.

С точки зрения микроэкономики налоги рассматриваются фирмами как очередные затраты на дополнительную единицу продукции. Таким образом, фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг, что, в свою очередь, ведет к повышению цен на продукцию и, соответственно, снижению объема ее производства (количество товара становится меньше). При этом, налоговое бремя распределяется между покупателями и продавцами. Само распределение налога между производителем и потребителем в экономической теории зависит от ценовой эластичности спроса на товар или услугу.

Если спрос эластичен, тогда, при прочих равных условиях, большую часть налога платят производители.

Если же спрос не эластичен, то, при прочих равных условиях, потребители платят большую часть налогового бремени.

С точки зрения макроэкономики Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведет к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%2590%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2583%25D1%2580_%25D0%259B%25D0%25B0%25D1%2584%25D1%2584%25D0%25B5%25D1%2580"Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»).