Вопрос 60. Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени.
Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.
На макроуровне под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%2592%25D0%2592%25D0%259F"ВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка 10 -20%, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка 30-40% и более(доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Средний уровень в развитых зарубежных странах составляет 40-45%. Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии).
Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.
Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%25D0%25A2%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0_%25D0%259B%25D0%25B0%25D1%2584%25D1%2584%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0&action=edit&redlink=1"Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.
Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микрHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%259C%25D0%25B8%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%258D%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0"о-, так и на макроэкономическом уровнях.
С точки зрения микроэкономики налоги рассматриваются фирмами как очередные затраты на дополнительную единицу продукции. Таким образом, фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг, что, в свою очередь, ведет к повышению цен на продукцию и, соответственно, снижению объема ее производства (количество товара становится меньше). При этом, налоговое бремя распределяется между покупателями и продавцами. Само распределение налога между производителем и потребителем в экономической теории зависит от ценовой эластичности спроса на товар или услугу.
Если спрос эластичен, тогда, при прочих равных условиях, большую часть налога платят производители.
Если же спрос не эластичен, то, при прочих равных условиях, потребители платят большую часть налогового бремени.
С точки зрения макроэкономики Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.
Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».
Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведет к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%2590%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2583%25D1%2580_%25D0%259B%25D0%25B0%25D1%2584%25D1%2584%25D0%25B5%25D1%2580"Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»).
- Вопрос 1 Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перерасперделении ввп, нд и др.
- Вопрос 2. Роль Казначейства в Бюджетном процессе.
- Вопрос 3. Гос и муницип фин контроль: формы, виды, методы и органы.
- Вопрос 4. Характеристика действующих в рф гос-х внебюджетных фондов и финансовые основы их деятельности.
- Вопрос 5. Сбалансированность бюджетов. Профицит Федер-го бюджета и направления его использования. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
- 6 . Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников бюджетного процесса , направление его совершенствования.
- 8. Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
- 8 . Бюджет государства и его роль в социально-экономическом развитии страны. Федеральный бюджет рф на 2013-2015гг.
- 10.Финансовая система страны и характеристика ее звеньев.
- Вопрос 11. Состав и структура доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы.
- Вопрос 12. Принципы межбюджетных отношений в рф. Формы межбюджетных трансфертов, основные условия их предоставления.
- Вопрос 13. Состав и структура расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы. Расходные обязательства.
- Вопрос 14. Бюджетная система рф: ее структура, принципы.
- Вопрос 15. Финансы организаций (предприятий): сущность, функции, принципы управления.
- Вопрос 16. Финансовые ресурсы организации (предприятия)
- Вопрос 17. Собственный и заемный капитал организаций (предприятий). Средневзвешенные издержки привлечения капитала.
- Вопрос 18. Основной и оборотный капитал организаций (предприятий)
- Вопрос 19. Доходы, расходы и прибыль организаций (предприятий).
- Вопрос 20. Операционный рычаг
- Вопрос 21. Финансовый рычаг
- Вопрос 22. Оценка инвестиционных проектов с использованием методов чистой приведенной стоимости и внутренней нормы доходности.
- Вопрос 23. Финансовые риски, методы управления финансовыми рисками.
- Вопрос 24. Инвестиции: экономическая сущность и виды.
- Вопрос 25. Финансовая стратегия организаций (предприятий).
- Вопрос 26. Финансовый контроль в организации (на предприятии).
- Вопрос 28. Налогообложение коммерческих организаций.
- 29. Платежная система рф
- 34.Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе.
- 35.Валютный рынок и валютные операции.
- 36.Валютный курс как экономическая категория. Факторы, влияющие на валютный курс.
- 37.Регулирование банковской деятельности в рф.
- 38.Валютное регулирование и валютный контроль в рф.
- 39. Основные формы безналичных расчетов
- 40. Денежная система рф. Структура денежной массы и денежной базы.
- 41. Активные операции коммерческого банка. Оценка качества активов.
- Вопрос 42. Организация денежного обращения в рф. Закон денежного обращения.
- Вопрос 43. Современная мировая валютная система: проблемы и принципы функционирования.
- 44. Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф.
- 46. Ликвидность коммерческого банка.
- 47. Сущность, функции и принципы кредита.
- Вопрос 48. Способы обеспечения стабильности банковской системы рф
- Вопрос 49. Основные виды операций банка на рынке ценных бумаг
- 50. Банковская система России.
- 51. Обязательное страхование вкладов граждан и его роль в банковской системе.
- Вопрос 52. Денежно-кредитная политика цб рф: сущность, цели и механизм реализации
- Вопрос 53. Сущность, функции и виды денег
- 54. Сущность и виды лизинга
- 55. Центральный банк (Банк России): цели деят-ти, функции и операции.
- Вопрос 56. Спрос на деньги и предложение денег в рыночной экономике
- Вопрос 57.Система рыночных процентных ставок
- Вопрос 58. Специализированные кредитно-фин институты, их роль в фин системе.
- 59.Сущность, функции налогов и принципы налогообложения.
- Вопрос 60. Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени.
- 61. Налоговая система Рф. Роль налогов в национальной экономике.
- 62. Виды налогов, их роль в формировании доходов бюджетной системы рф.
- 63. Страхование, сущность, место и роль в финансовой системе государства.
- 64. Обязательное страхование в России
- 65. Имущественное страхование: понятие виды принципы
- 66) Личное страхование и его роль в стабилизации сферы.
- 67) Особенности финансов страховых организации.
- 68) Состояние и перспективы развития страхового рынка в России.
- 69 Государственное регулирование страховой деятельности
- 70 Сострахование и перестрахование существенно способствуют обеспечению финансовой устойчивости страховых организаций.
- 71 Страхование в системе управления риском
- Вопрос 72. Биржевая торговля на финансовых рынках
- 73. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- 74. Классические и производные финансовые инструменты.
- 75. Финансовые рынки России и их роль в развитии экономики. Тендеция развития финансовых рынков.