logo
Ответы на госы по БД

83.Клиринг: понятие, виды, сфера и особенности применения.

Клиринг представляет собой обособившуюся часть сделки, состоящую в вычислении взаимных обязательств ее сторон; установление того, в какие сроки эти обязательства необходимо выполнить. Клиринг – это совокупность расчетных (вычислительных) операций по сделке, осуществляемых специализированными организациями (клиринговые организации) на основе использования современных вычислительных компьютерных систем и методов.

Понятие развитого клиринга включает в себя операцию взаимозачета. Взаимозачет – это выявление итоговых обязательств между участниками рынка за установленный промежуток времени (обычно – день) по всем сделкам между ними за этот отрезок времени.

Различают следующие виды клиринга: банковский, между предприятиями, между государствами, двусторонний и многосторонний.

Двусторонний клиринг – это взаимозачет только между двумя участниками рынка по всем сделкам, заключенным между ними за расчетный период; многосторонний – это взаимозачет сразу между многими участниками рынка по всем заключенным между ними сделкам за расчетный период, который достигается благодаря наличию центрального посредника в расчетах между всеми участниками соответствующего рынка.

Основы межбанковского клиринга заключаются в следующем.

Базу для его проведения составляют корсчета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Число банков-участников определяет эффективность клиринга: чем больше объем операций, тем полнее происходит урегулирование взаимных требований.

Банковский клиринг тесно связан с межхозяйственными расчетами путем зачета взаимных требований: во многом благодаря тому, что зачитываются взаимные платежи клиентов, происходит зачет платежей банков.

Клиринг предполагает полную компьютеризацию всей банковской инфраструктуры, что позволяет проводить расчеты практически мгновенно (по Лаврушину). Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образует клиринговую систему. Организация подобных систем помимо использования по прямому назначению способствует существенному прогрессу всего банковского дела: стандартизируется первичная банковская документация, улучшается ведение учетно-операционной работы, а со стороны центральных банков обеспечивается косвенный контроль за состоянием ликвидности обслуживаемых клиринговыми системами банков.