3.2. Характеристика расчетного счета и порядок его открытия
Согласно Инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 и последующим изменениям и дополнениям, включая письмо № 320 от 11 августа 1990 г. «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР», в коммерческих банках, в зависимости от обслуживаемых клиентов открываются соответствующие счета:
расчетные счета юридическим лицам различных форм собственности, имеющим самостоятельный баланс; расчетный счет является основным счетом предприятия. Он открывается предприятию независимо от формы собственности, обладающему правами юридического лица и действующему на принципах самоокупаемости.
Предприятиям, имеющим вне места своего нахождения различные подразделения (филиалы и т.п.), могут быть открыты для этих подразделений расчетные субсчета в банках по месту их нахождения. Операции по расчетному субсчету ограничены и осуществляются, как правило, по разрешению владельца основного счета (головной организации). Основные операции по этому счету: зачисление поступающей выручки и последующее перечисление ее средств на основной расчетный счет предприятия; расчетные операции от имени головного предприятия. Расчетные счета предназначены для хранения денежных средств предприятий и совершения расчетов по их основной деятельности. На расчетных счетах концентрируются результаты всех банковских операций по основной деятельности. Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец;
бюджетные счета предприятиям, организациям, учреждениям, которым для ведения хозяйственной деятельности выделяются средства из республиканских и местных бюджетов согласно установленным сметам; бюджетные счета — это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций, они подразделяются на доходные, расходные, текущие счета средств местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств;
текущие счета учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью (общественные, религиозные благотворительные фонды и пр.). Текущие счета открываются предприятиям, не обладающим признаками, дающими право иметь расчетный счет. Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий, как правило, открываются текущие счета, по которым проводятся операции, связанные главным образом с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами. По текущему счету осуществляются операции, связанные с выдачей наличных денег; зачисление средств с расчетного счета головного предприятия для выдачи заработной платы и командировочных расходов; их выдача; перечисления во вклады граждан, а также удержания из заработной платы; с разрешения банка могут быть предусмотрены выплаты наличных денег для выполнения производственных задач. Кроме того, текущие счета или расчетные субсчета могут открываться юридическими лицами своим подразделениям, территориально обособленным, магазинам, филиалам. Текущими являются счета в иностранной валюте, которые открываются любому юридическому лицу для выполнения расчетов по экспортно-импортным операциям или операциям, связанным с дипломатической, торговой и другой деятельностью;
ссудные счета. Ссудные счета открываются клиенту банка, которому предоставляется кредит. Виды ссудных счетов различаются в зависимости от методов кредитования (простой ссудный счет, специальный ссудный счет, контокоррент);
депозитный счет. Депозитный счет открывается для хранения в течение определенного срока части средств предприятия. За хранение средств в банке на этом счете предприятию выплачивается определенный процент.
Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе банка:
заявление на открытие счета;
копии Устава и учредительного договора (прошнурованные, пронумерованные и заверенные нотариально); если у создаваемого предприятия один учредитель, то требуется и решение (приказ) учредителя о создании предприятия;
постановление главы администрации о регистрации;
свидетельство о государственной регистрации;
справка от налоговой инспекции о регистрации;
учредительный договор;
справки о постановке на учет: в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, в статистических органах;
карточки с нотариально заверенными образцами подписей и оттиском гербовой печати.
Юридическая служба проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета.
Для открытия счета в бухгалтерию представляется распоряжение руководства банка об открытии счета с приложением карточки образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента. В юридическом деле находятся заявления клиентов об открытии им счетов со всеми необходимыми документами, кроме карточек.
Никаких изъятий документов из таких дел не допускается. В этом же деле помещается переписка об изменении права подписи и другие документы по данному клиенту. Каждому делу присваивается тот же номер, который присвоен счету организации. Все юридические дела хранятся в банке, в сейфе, подобранными по возрастающему порядку номеров счетов.
При переоформлении счета в связи с реорганизацией представляются такие же документы, как и при создании предприятий, объединений, организаций. При изменении наименования, не вызванного реорганизацией, представляются заявление владельца счета и решение соответствующего органа.
Основные правила проведения операций по расчетным, текущим и другим счетам (субсчетам) предприятий в банке устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Эти правила, в части безналичных расчетов, изложены в положении Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 14 «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Этим положением предусматривается, что платежи со счетов предприятий осуществляются по распоряжению владельца счета, списание средств со счетов предприятий производится в очередности, которую определяет руководитель предприятия. Однако Центральный банк Российской Федерации, на основе решений правительства, может изменять эту очередность, предоставляя приоритет определенной группе платежей.
Расчетные и текущие счета предприятий, объединений, организаций и учреждений закрываются:
по заявлению владельца счета;
по решению органа, создавшего предприятие;
при ликвидации.
В случае закрытия счета, а также при изменении наименования предприятия, организации, учреждения либо номера счета, владелец счета обязан возвратить банку чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и корешками при заявлении, в котором указываются номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается, то в этом заявлении должно содержаться подтверждение остатка средств на счете на день закрытия и указание, куда перечислить остаток средств.
Расчетные счета клиентов характеризуются как пассивные, то есть сальдо по кредиту счета это остаток денежных средств на счете. Обороты по кредиту показывают поступления средств, а обороты по дебету отражают их расходование.
В плане счетов эти операции отражаются в разделе 4 балансовых счетов «Операции с клиентами». Предусмотрены следующие счета первого порядка:
405 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности»,
406 «Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности»,
407 «Счета негосударственных предприятий».
Счета предназначены для учета средств на счетах финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций.
Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах и выполняет распоряжения этих предприятий о проведении банковских операций с их счетов. Средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета.
Расчеты, осуществляемые банком, в котором открыт соответствующий счет клиента, производятся преимущественно путем безналичного перечисления средств со счета плательщика на счет получателя, а также наличными деньгами в соответствии с нормативными документами.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в коммерческих банках
- 1.1. Задачи и принципы бухгалтерского учета в банках
- 1.2. Учетно-операционная работа в банке
- 1.3. Структура Плана счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.4. Аналитический и синтетический учет
- Тема 2. Банковская документация и документооборот
- 2.1. Сущность банковской документации
- 2.2. Организация документооборота в банке
- 2.3. Внутрибанковский контроль
- Тема 3. Организация и порядок учета расчетных операций
- 3.1. Принципы организации безналичных расчетов
- 3.2. Характеристика расчетного счета и порядок его открытия
- 3.3. Учет форм безналичных расчетов
- Тема 4. Организация и порядок учета межбанковских расчетов
- 4.1. Понятие и виды межбанковских расчетов
- 4.2. Сущность корреспондентского счета и операции по нему
- 4.3. Учет прямых корреспондентских отношений
- Тема 5. Организация и порядок учета кассовых операций
- 5.1. Организация кассовой работы в банке
- 5.2. Учет кассовых операций
- 5.3.Вечерние кассы и инкассирование выручки
- Тема 6. Организация и порядок учета кредитных операций
- 6.1. Учет выдачи и гашения кредита
- 6.2. Порядок начисления и учет процентов по кредитам
- 6.3. Учет межбанковских кредитов
- Тема 7. Организация и порядок учета депозитных операций
- 7.1. Сущность депозитных операций
- 7.2. Учет депозитных операций
- Тема 8. Учет операций по формированию уставного капитала
- 8.1. Учет формирования уставного капитала коммерческого банка
- 8.2. Учет изменения уставного капитала банка
- 8.3. Учет дивидендов
- Тема 9. Организация и порядок учета операций с ценными бумагами
- 9.1. Организация учета пассивных операций с ценными бумагами
- 9.2. Учет активных операций с ценными бумагами
- 9.3. Учет операций коммерческого банка с векселями
- Тема 10. Организация и порядок учета валютных операций
- 10.1. Учет валютно-обменных операций
- 10.2. Учет операций покупки–продажи иностранной валюты
- 10.3. Учет текущей переоценки валютных счетов
- Тема 11. Организация и порядок учета внутрибанковских операций
- 11.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 11.2. Учет материальных запасов
- 11.3. Учет нематериальных активов
- 11.4. Инвентаризация основных средств, мбп, материалов и отражение ее результатов в учете
- 11.5.Учет доходов, расходов и прибыли банка
- Тема 12. Отчетность коммерческих банков
- 12.1. Значение и виды отчетности
- 12.2. Текущая бухгалтерская отчетность
- 12.3. Годовая бухгалтерская отчетность