3.1. Принципы организации безналичных расчетов
Безналичные расчеты это денежные расчеты, совершаемые путем записи по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.
Принципы организации безналичных расчетов — основополагающие начала их проведения.
Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и платежей — обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений Правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.
Второй принцип организации расчетов — осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика — необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно ст. 112 Основ гражданского законодательства безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).
Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
Банки и другие кредитные организации для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета — друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и, в обязательном порядке — в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).
Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т. п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).
Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190–195).
Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.
Важнейший принцип организации безналичных расчетов — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положении о порядке их проведения.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в коммерческих банках
- 1.1. Задачи и принципы бухгалтерского учета в банках
- 1.2. Учетно-операционная работа в банке
- 1.3. Структура Плана счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.4. Аналитический и синтетический учет
- Тема 2. Банковская документация и документооборот
- 2.1. Сущность банковской документации
- 2.2. Организация документооборота в банке
- 2.3. Внутрибанковский контроль
- Тема 3. Организация и порядок учета расчетных операций
- 3.1. Принципы организации безналичных расчетов
- 3.2. Характеристика расчетного счета и порядок его открытия
- 3.3. Учет форм безналичных расчетов
- Тема 4. Организация и порядок учета межбанковских расчетов
- 4.1. Понятие и виды межбанковских расчетов
- 4.2. Сущность корреспондентского счета и операции по нему
- 4.3. Учет прямых корреспондентских отношений
- Тема 5. Организация и порядок учета кассовых операций
- 5.1. Организация кассовой работы в банке
- 5.2. Учет кассовых операций
- 5.3.Вечерние кассы и инкассирование выручки
- Тема 6. Организация и порядок учета кредитных операций
- 6.1. Учет выдачи и гашения кредита
- 6.2. Порядок начисления и учет процентов по кредитам
- 6.3. Учет межбанковских кредитов
- Тема 7. Организация и порядок учета депозитных операций
- 7.1. Сущность депозитных операций
- 7.2. Учет депозитных операций
- Тема 8. Учет операций по формированию уставного капитала
- 8.1. Учет формирования уставного капитала коммерческого банка
- 8.2. Учет изменения уставного капитала банка
- 8.3. Учет дивидендов
- Тема 9. Организация и порядок учета операций с ценными бумагами
- 9.1. Организация учета пассивных операций с ценными бумагами
- 9.2. Учет активных операций с ценными бумагами
- 9.3. Учет операций коммерческого банка с векселями
- Тема 10. Организация и порядок учета валютных операций
- 10.1. Учет валютно-обменных операций
- 10.2. Учет операций покупки–продажи иностранной валюты
- 10.3. Учет текущей переоценки валютных счетов
- Тема 11. Организация и порядок учета внутрибанковских операций
- 11.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 11.2. Учет материальных запасов
- 11.3. Учет нематериальных активов
- 11.4. Инвентаризация основных средств, мбп, материалов и отражение ее результатов в учете
- 11.5.Учет доходов, расходов и прибыли банка
- Тема 12. Отчетность коммерческих банков
- 12.1. Значение и виды отчетности
- 12.2. Текущая бухгалтерская отчетность
- 12.3. Годовая бухгалтерская отчетность