logo
текст лекций

3. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России.

Достижение заданных параметров денежно-кредитной политики осуществляется через использование Банком России отдельных инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. К процентным ставкам Банка России относятся ставка рефинансирования, ставки по кредитам овернайт, ставки ломбардных кредитов, депозитные ставки и другие. Наибольшее значение имеет ставка рефинансирования. За историю развития банковской системы РФ происходили значительные колебания ставки рефинансирования: с 20% на 1.01.1991 г. до 210% - на 15.10 1993 г. В настоящее время, с 26.12.2011 года, действует ставка рефинансирования, равная 8,0%.

Тот процент, под который центральный банк предоставляет деньги коммерческим банкам, – это, по сути дела, цена денег. Таким образом, процентная ставка позволяет стимулировать либо сдерживать экономическую активность предприятий и потребителей. Скажем, в условиях экономического бума растёт опасность инфляции, и центральные банки повышают процентные ставки, то есть делают кредиты более дорогими. А если темпы экономического роста и темпы инфляции замедляются, то центральные банки, наоборот, снижают процентные ставки. Тогда и предприятиям, и частным лицам легче взять кредиты. Иными словами, они могут получить деньги в долг по более низкой цене и потратить их на покупку оборудования или потребительских товаров. Тем самым они будут стимулировать спрос и, соответственно, производство, что, в конечном счёте, должно вновь привести к экономическому подъёму.

Роль ставки рефинансирования в современных российских условиях ограниченна: Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки, в результате она служит ориентиром верхней планки краткосрочных процентных ставок на денежном рынке и используется в качестве базы для установления штрафных санкций к кредитным организациям.

Ставка Европейского центрального банка колеблется от 3,75 процентов до 0,5%. Во всех 12 странах еврозоны это самый низкий уровень со времён Второй мировой войны. Ставка Федеральной резервной системы США составляет 1,0%.

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) – это отчисления в Фонд обязательного резервирования кредитной организации от привлеченных ею средств клиентов. Счет Фонда обязательного резервирования открывается каждой кредитной организации в РКЦ Банка России и служит для:

- регулирования денежной массы в обращении и, тем самым, воздействия на уровень инфляции в стране;

- страхования депозитов юридических лиц и физических лиц (если кредитная организация не является участником системы страхования вкладов). После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются для погашения задолженности банка перед кредиторами;

- поддержания ликвидности банковского сектора. Снижая нормы обязательного резервирования, Банк России регулирует размер Фонда обязательного резервирования в сторону уменьшения и, тем самым, наделяет банки дополнительными денежными средствами, поступающими на их корреспондентские счета. И наоборот.

Резервные требования применяются во многих странах мира. Например, норматив отчислений в фонд обязательного резервирования в странах, входящих в Евросоюз, – 2%, в США – от 0% до 5%; в РФ – 5,5% по средствам юридических лиц-нерезидентов и 4,0% по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам.

3) операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (операции РЕПО). Покупая у кредитных организаций государственные ценные бумаги, Банк России предоставляет им дополнительную ликвидность. И, наоборот, продавая им ценные бумаги, он изымает (абсорбирует) излишнюю ликвидность

4) рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Банк России регулирует общий объем, формы, порядок и условия выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Рефинансирование коммерческих банков осуществляется путем предоставления внутридневных расчетных кредитов, кредитов «овернайт», ломбардных и других форм кредитов. Однако доступ банков к кредитам Банка России носит весьма ограниченный характер.

5) валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Для сдерживания излишне резких колебаний валютного курсаБанк России использует бивалютную корзину. Бивалютная корзина - специальный инструмент, состоящий из 0,45 евро и 0,55 доллара. Центробанк с помощью бивалютной корзины следит за курсами валют на рынке и, в случае необходимости, вмешивается в торги на ММВБ.

Предельные границы колебаний бивалютной корзины составляли 4 рубля, 5 рублей, а с 27 декабря 2011 года Банк России расширил операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной "корзины" до 6 руб. Сдвиг границы колебаний бивалютной корзины происходит, если инвесторы активно продают или покупают рубли. Чтобы сгладить последствия валютных скачков, ЦБ вступает на рынок с покупками или продажами валюты. Если он на одной из границ коридора накапливает инвестиции на сумму в 600 миллионов долларов, коридор смещается на пять копеек. В перспективе ЦБ хотел бы вовсе отказаться от сдерживания курса рубля и перейти к режиму инфляционного таргетирования, но пока в полной мере это сделать не удается: стоимость национальной валюты значительно зависит от скачков на внешних сырьевых рынках.

6) установление ориентиров роста денежной массы - таргетирование (в пер. с англ. – цель) - поддержание заданных значений целевых параметров. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. На 212 год темп прироста денежной базы ( М2) не должен превышать 12-20%, на 2013 год – 16-19%, 2014 год – 17-20%.

7) прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Например, предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям с целью стимулирования производства сельхозпродукции. Для ограничения банковских рисков устанавливаются предельные размеры выдачи кредитов одному заемщику – не более 25% от размера собственных средств коммерческого банка.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

8) эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Имеющийся с 1998 года опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) показал невозможность оперативного воздействия на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и их обращения устанавливает большой временной лаг между принятием Банком Росси решения и проведением операций.