logo
Лекции-ФондРынки-Заочники

12. Листинг, преимущества и недостатки

Ценные бумаги попадают на биржу не автоматически, и далеко не все из них могут быть допущены на биржу. Практически во всех странах, в соответствии с принятыми нормативными актами, воп­рос о допуске ценных бумаг на биржу решает сама биржа. И именно от биржи, а не от какого-либо другого органа зависит, будут те или иные ценные бумаги продаваться на данной бирже. Если ценные бу­маги какого-либо эмитента принимаются для продажи на бирже, зна­чит они приняты к котировке и включаются в котировочный спи­сок (или лист) и именуются «списочными» или «листинговыми». А сама процедура допуска ценных бумаг к торговле на бирже назы­вается листингом.

Компания, желающая включить свои акции в биржевой список, подает на биржу заявку определенной формы и сообщает о себе до­вольно подробную информацию. Объем и характер этих сведений оп­ределяет сама биржа, поэтому требования к ценным бумагам на разных биржах могут быть различными. Ценные бумаги, не включенные в биржевой список на одной бирже, могут быть приняты другой бир­жей, где требования более мягкие.

Несмотря на то, что принятие акций к котировке на бирже обхо­дится эмитенту довольно дорого, акционерные общества стремятся попасть в котировочный список, так как включение в листинг дает им определенные преимущества:

• больший объем информации и повышение престижа фирмы у инвесторов, так как, помимо собственной оценки качества акций ин­вестором, производится оценка этих качеств и фондовой биржей;

• лучшие условия для получения фирмой кредитов, так как креди­торы могут сравнить балансовую стоимость активов компании с бир­жевой оценкой;

• отличная видимость рынка; акционеры и потенциальные инвес­торы могут легко следить за сделками и котировками, так как финан­совая пресса дает подробный отчет о биржевой торговле акциями, тог­да как внебиржевой рынок освещается гораздо меньше;

• облегчается возможность заклада акций, так как при прочих рав­ных условиях кредиторы более охотно примут в залог списочные ак­ции, чем внесписочные, понимая, что их легче продать, если это бу­дет необходимо из-за несостоятельности заемщика;

• большая рыночность и внимание со стороны инвесторов, так как публикация данных о рынке списочных акций позволяет инвесторам и финансовым экспертам составить полное представление о рыноч­ном «поведении» каждого списочного выпуска акций, что привлекает к этим акциям новых покупателей.

У листинга можно отметить и ряд недостатков:

• дополнительный контроль за деятельностью компании, так как при включении в список на бирже она принимает на себя дополни­тельные обязательства по информированию о дивидендах, выпуску акций и др.; эти ограничения включаются в соглашение о листинге в интересах внешних акционеров;

• дополнительные расходы, такие, как плата за прохождение лис­тинга, ежегодная плата за поддержание листинга, оплата аудиторских услуг;

• возможность возникновения отрицательного отношения у потен­циальных инвесторов в случае низкой «активности» акций, что могло бы оказаться менее заметным в случае продажи акций на внебирже­вом рынке.

Процедура листинга в современной России была начата в 1992 г., когда Московская центральная фондовая биржа, а затем и ряд других начали осуществлять предпродажную проверку качества предлагаемых ценных бумаг. Разные российские биржи (как, впрочем, и западные биржи) предъявляют различные требования к ценным бумагам, так что ценные бумаги, не прошедшие листинг на одной бирже, могут быть приняты к котировке на другой бирже.

Кроме того, на российских фондовых биржах производится торговля как листинговыми, так и нелистинговыми акциями. Ряд бирж ввели даже предварительную процедуру листинга (так называемый «предлистинг»), заключающу­юся в том, что процедура листинга растягивается во времени. Это дик­туется, с одной стороны, необходимостью анализа ценных бумаг бир­жей, с другой стороны, недостатком ряда временных данных по параметрам включения в листинг.

Хотя процедура листинга ценных бумаг на разных российских бир­жах имеет некоторые отличительные черты, общая схема допуска цен­ных бумаг на биржу выглядит следующим образом:

• эмитент подает на биржу заявление о листинге ценных бумаг и заключает с биржей договор о проведении экспертизы ценных бумаг;

• биржа проводит экспертизу претендующих на листинг ценных бумаг и решает вопрос об их допуске на биржу;

• при положительном решении вопроса о допуске эмитент заклю­чает с биржей договор о листинге ценных бумаг;

• эмитент регулярно (обычно раз в квартал) предоставляет бирже всю необходимую для поддержания листинга информацию.

Для проведения экспертизы претендующих на листинг ценных бу­маг эмитент обычно должен предоставить следующие документы:

Следует отметить, что чем больше правила листинга одной биржи соответствуют правилам другой, тем шире возможности торговли цен­ными бумагами. В этом случае бумаги, принятые к котировке на од­ной бирже, могут продаваться и на другой бирже, что свидетельствует о повышении ликвидности данных ценных бумаг.