logo
УМК ОДЦБ

10.1.2. Государственная регистрация кредитных организаций

Выдача Банком России лицензии на осуществление бан­ковской деятельности кредитным организациям и их госу­дарственная регистрация – есть необходимое условие их допуска в банковскую среду.

Кредитная организация может начать свою деятель­ность только на основании лицензии, в которой указаны ее организационно-правовая форма и перечень операций, которые она может осуществлять.

Кредитная организация может создаваться на основе любой формы собственности: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.

Порядок регистрации кредитной организации можно представить в виде схемы:

Рис. 10.1.1. Порядок регистрации кредитной организации

На рисунке обозначены:

  1. Запрос о предварительном согласовании наименования кредитной организации (рассматриваются в Банке России 5 рабочих дней).

  2. Письменное сообщение (действительно в течение двенадцати месяцев с даты его направления), содержащее заключение о возможности использования предполагаемых фирменного (полного официального) и сокращенного наименований кредитной организации.

  3. Пакет документов, необходимых для государственной регистрации согласно Инструкции Центрального банка РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

  4. Подтверждение получения пакета документов.

  5. Рассмотрение документов в территориальном учреждении (срок рассмотрения в территориальных учреждениях Центрального банка РФ не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов).

  6. Положительное заключение о возможности государственной регистрации (вместе с необходимыми документами).

  7. Рассмотрение документов в Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций (рассматриваются в срок, не превышающий шести месяцев).

  8. В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации кредитной организации данный Департамент направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  9. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц.

  10. Сообщение о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.

  11. Территориальное учреждение направляет в Банк России посредством факсимильной связи уведомление о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц.

  12. Уведомление о регистрации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, требование оплатить 100 % уставного капитала в течение одного месяца.

  13. Документы, подтверждающие фактическую оплату уставного капитала.

  14. Заключение о правомерности оплаты уставного капитала.

При получении заключения из территориального учреждения Центрального банка РФ о правомерности оплаты 100 % уставного капитала кредитной организации Банк России принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Центрального банка РФ по одному экземпляру данной лицензии, а также направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган.