4. Управление банковской ликвидностью
Основная цель управления ликвидностью - снижение риска несбалансированной ликвидности.
Проблема управления ликвидностью банка может быть разделена на вопросы внешнего и внутреннего регулирования ликвидности.
Внешнее регулирование обеспечивается требованиями ЦБ. Оно включает в себя не только экономические нормативы, но и другие инструменты административного и экономического действия.
Для целей внутреннего управления ликвидностью каждый банк разрабатывает свой документ о политике в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности, который должен содержать: четкое разделение полномочий и ответственности между руководящими органами и подразделениями банка по управлению ликвидностью; порядок проведения анализа состояния ликвидности, причин невыполнения обязательных нормативов и разработку мер по обеспечению нормативных показателей; процедуры принятия решений при возникновении конфликта интересов между ликвидностью и прибыльностью банка; порядок составления прогноза ликвидности; процедуры восстановления ликвидности, в т.ч. и сценарий, рассчитанный на наихудшие условия.
Банк, его специалисты должны постоянно отслеживать состояние ликвидности банка, причем не только на текущий момент, но и перспективу.
Внутренняя оценка ликвидности банка может и должна проводиться с помощью составления позиции ликвидности. Для наглядности ее обычно представляют в виде таблицы соответствия активно-пассивных операций.
В процессе управления ликвидностью важно отслеживать так называемые сигналы неблагополучия.
“Сигналы неблагополучия” :
- нарушает ли банк требования ЦБ?;
- теряет ли банк депозиты?
- платит ли банк более высокие проценты по вкладам и займам денежного рынка, чем другие банки, сопоставимые по размеру и местоположению ( премия за риск)
- вынужден ли банк продавать активы , чтобы удовлетворять спрос на ликвидные средства ?
- может ли банк удовлетворить все “хорошие” заявки на кредиты (для России не актуально)
Поэтому методы управления этим риском существуют общие и специфические.
Общие методы - влияют на отдельные составляющие риска несбалансированной ликвидности: для кредитного риска - совершенствование методики анализа кредитоспособности заемщиков и мониторинг выданных кредитов, выбор наиболее рациональных форм обеспечения возвратности кредитов; для риска ограблений - усиление охраны и т.д.
Специфические методы зависят от избранной банком стратегии управления ликвидностью. Существуют три основных стратегии управления ликвидностью: 1/стратегия управления активами т.е. управление ликвидностью через управление активами; 2) стратегия управления пассивами, т.е. управление ликвидностью через управление пассивами и 3) стратегия управления активами и пассивами, т.е. управление ликвидностью через сбалансированное управление активами и пассивами банка. Виды стратегий и их основное содержание представлено в таблице.
Виды и содержание стратегий управления ликвидностью банка.
Виды стратегий | Основные положения |
Управление активами | Накопление банком ликвидных средств в виде денежных средств и легкореализуемых. ценных бумаг |
Управление пассивами | Займы на межбанк. рынке, сделки репо, продажа банковских акцеп- тов |
Управление активами и пассивами | Накопление ликвидных. активов для удовлетворения ожидаемо го спроса Межбанк. кредиты при возникновении неожиданных потребностей в ликвидности |
Тема «Надежность и устойчивость банка, проблемы оценки»
1.Понятия "надежность" и "устойчивость" коммерческого банка и факторы их определяющие.
2.Оценка надежности банка. Зарубежные методы оценки надежности банков.
3. Система оценки финансового состояния коммерческих банков Банком России для определения проблемных банков.
Понятия "надежность" и "устойчивость" коммерческого банка и факторы их определяющие.
Надежность банка характеризуется прежде всего его прочностью, способностью внушать доверие всем экономическим субъектам, которые им обслуживаются, и прежде всего, его клиентам. Надежный банк – это такой банк, деятельность которого, несомненно приводит к реализации интересов его клиентов.
Финансовая устойчивость банка характеризуется его возможностью нормально развиваться, т.е. это способность выполнять присущие банку функции и роль в экономике, т.е. выполнять обязательства перед клиентами, кредиторами, вкладчиками и обеспечивать потребности в краткосрочном и долгосрочном кредитовании.
Устойчивость банка – это более широкое понятие чем надежность. Надежность можно считать формой проявления устойчивости. Надежность зависит от устойчивости.
Надежность и устойчивость коммерческих банков зависит от множества факторов, определяющих возможности их нормального функционирования.
Все факторы, которые воздействуют на надежность и устойчивость банков, можно классифицировать по ряду признаков:
по отношению к банку : внешние и внутренние;
по направлению влияния: положительно влияющие и отрицательно влияющие;
по длительности воздействия: постоянные, краткосрочные, форс- мажорные;
по возможности регулирования: регулируемые и нерегулируемые;
Одна из основных классификаций факторов, влияющих на надежность и устойчивость банков – это деление их на внешние и внутренние.
Внешние – это независящие от банка факторы, их тоже можно классифицировать:
1/ общеэкономические факторы;
2/ законодательная база;
3/ факторы политического характера;
4/ развитие конкуренции в банковском секторе.
Внутренние факторы непосредственно зависят от деятельности банка. Их тоже можно разделить на группы:
организационные факторы;
экономические факторы;
технологические факторы.
К организационным факторам можно отнести: состояние банковского менеджмента, внутреннюю структуру управления банком, качество управления.
Решающее влияние на устойчивость банка оказывают экономические факторы.
К этим факторам относят: уровень достаточности капитала, качество активов и пассивов, доходность, прибыльность и ликвидность. Эти факторы, характеризуя деятельность банка с различных сторон, практически являются и общими показателями его устойчивости.
К третьей группе факторов – технологическим можно отнести: уровень технической оснащенности средствами автоматизации и вычислительной техники, а также ориентацию банка на развитие современных банковских технологий, использование новых средств связи и коммуникаций, что позволяет значительно повысит скорость и повысить качество банковских услуг
Оценка надежности банка. Зарубежные методы оценки надежности банков.
Для осуществления эффективного банковского надзора необходима тщательная оценка надежности и финансовой устойчивости каждого отдельного банка.
Оценка надежности и устойчивости – это составная часть общей комплексной оценки деятельности банка. В зависимости от того, кто проводит эту оценку, она может быть внутренней и внешней.
Внутренняя оценка проводится самим банком. Она призвана выявить успехи и недостатки, разработать или внести коррективы в стратегию развития банка.
Внешняя оценка осуществляется различными субъектами и в различных целях. Она может производиться Центральным банком, аудиторскими фирмами, рейтинговыми агентствами.
Наиболее полное представление о надежности банка дает рейтинговая оценка, которая осуществляется органами банковского надзора, а также независимыми рейтинговыми агентствами.
Центральные банки разрабатывают специальную методику оценки финансовой устойчивости банков и оценку проводят по результатам представляемой банками отчетности.
Рейтинговые агентства для проведения оценок, как правило, пользуются материалами отчетности банков, публикуемой в открытой печати. Каждое агентство имеет свою методику оценки надежности коммерческих банков. Результаты оценок публикуются в печати. Они представляют несомненный интерес для потенциальных инвесторов, акционеров, вкладчиков, партнеров банков, надзорных органов государства.
В зарубежной практике накоплен богатый опыт рейтинговой оценки надежности коммерческих банков.
Наиболее полно указанные направления анализа финансовой устойчивости банков реализуются в рейтинговой системе CAМEL, используемой в США в работе надзорных органов.
В этой системе для оценки используется по каждому направлению анализа группа основных и дополнительных показателей. Полученные показатели сравниваются с установленными нормативными уровнями. И по каждому направлению используется пятибалльная оценка.
Так для анализа достаточности капитала применяются два основных показателя достаточности капитала:
К1 = К(основной) / Активы, взвешенные с учетом риска
К2 = К (совокупный) / Активы, взвешенные с учетом риска.
Основным показателем, характеризующим качество активов по системе CAМEL отношение совокупного риска активов к капиталу банка.
Уровень этого показателя (качества активов оценивается по пятибалльной системе.
Для оценки уровня доходности и прибыльности по системе CAМEL используется показатель
К пр.= Чистая прибыль(после уплаты налогов) / Средний размер активов.
Рейтинговая система оценки ликвидности по системе CAМEL не использует критериальных уровней для показателей ликвидности; пятибальная система оценки ликвидности полностью основывается на выводах, вытекающих из анализа реальных условий.
Главным достоинством системы CAМEL является то, что она представляет собой стандартизированный метод оценки банков, рейтинги по каждому направлению показывают, на что следует обратить внимание для их повышения; сводная оценка свидетельствует о степени необходимого вмешательства надзорных и контролирующих органов.
- Краткий курс лекций Тема «Банк и банковская система.»
- Тема «Коммерческие банки – основное звено банковской системы. Правовые основы и государственное регулирование деятельности коммерческого банка»
- 1. Нормативная база, регулирующая деятельность кб, принципы работы кб
- 4. Взаимоотношения коммерческих банков с клиентами
- Тема « Капитал банка, оценка его достаточности»
- 3. Оценка достаточности капитала
- Тема : “Доходы, расходы, прибыль коммерческого банка.
- 2. Расходы кб.
- Тема «Платежеспособность и ликвидность банка»
- 2. Понятие ликвидности банка и условия ее обеспечения
- 3. Показатели ликвидности
- 4. Управление банковской ликвидностью
- 3. Система оценки финансового состояния коммерческих банков Банком России для определения проблемных банков.
- Тема «Пассивные операции коммерческого банка, управление ими»
- 3.Межбанковские кредиты
- 4.Депозитные операции. Система страхования вкладов физических лиц.
- 1/ Повысить доверие вкладчиков к банковской системе;
- 5.Депозитная политика, оценка качества депозитной базы банка
- 1.Активы коммерческого банка, их структура и роль в функционировании банка.
- 2. Ссудные операции. Кредитный портфель банка, его состав, структура, качество
- 3. Банковские инвестиции в ценные бумаги. Формирование портфеля ценных бумаг.
- Тема « Организация кредитования»
- 4. Кредитование в форме кредитной линии. Овердрафтный. Резервный и консорциальный кредит
- Тема « Формы обеспечения возвратности кредита»
- 2. Залог
- 2.1 Понятие залога. Правовые акты, регулирующие залоговые отношения
- 2.2 Предмет залога, требования, предъявляемые к нему
- 2.3 Обращение взыскания на заложенное имущество
- Понятие кредитоспособности, необходимость и задачи анализа. Общая схема анализа кредитоспособности.
- 2. Источники информации для оценки кредитоспособности заемщика.
- 3. Методы оценки кредитоспособности заемщика
- 1. Безналичные расчеты в народном хозяйстве (в нефинансовом секторе)
- 1.1. Роль и принципы организации безналичных расчетов.
- 1.2 Основные формы безналичных расчетов
- 2. Межбанковские расчеты
- 2.1 Виды и структура межбанковских расчетов, основополагающие принципы их организации
- 2.2. Централизованная система межбанковских расчетов через расчетно-кассовые центры Банка России
- 2.3 Расчеты путем прямых корреспондентских отношений банков и другие виды межбанковских расчетов.
- Тема « Банковские риски»
- 1. Понятие банковских рисков, их место в деятельности банка. Доходность и риск.
- 3. Оценка риска, ее методы