logo
Основные этапы развития банковской системы России

3.3 Стратегия развития кредитной системы РФ

Согласно стратегии развития банковского сектора, законопроект о кредитных бюро должен поступить в Правительство РФ до конца года. В конце ноября представители Минэкономразвития, ЦБ РФ и Госдумы договорились написать проект закона об одном единственном кредитном бюро, которое будет собирать сведения о физических лицах. Создание системы обмена кредитными историями компаний откладывается на неопределенный срок.

Первое бюро будет собирать данные только о заемщиках - физических лицах: выданных им кредитах и истории их погашения. Однако закон обяжет сообщать о своих заемщиках только банкам, и то лишь в "проблемных" ситуациях. Предполагается, что коммунальщики и связисты будут предоставлять информацию о должниках добровольно. Таким образом, реформаторы избежали необходимости менять закон "О банках и банковской деятельности" в части использования сведений, составляющих банковскую тайну (к ним относятся и условия кредита). Физическому лицу достаточно дать письменное разрешение на раскрытие о себе такой информации.

На сегодняшний день в Российской Федерации выделяют 30 основных крупнейших банков, большинство находится в Москве, также некоторые из них находится в Санкт-Петербурге, Новосибирской области, и Республике Татарстан.

В приложениях Центрального Банка РФ можно увидеть агрегированный балансовый отчет 30 крупнейших банков РФ на 01 сентября 2007г. всего активов составило 12 528 051 912 тыс. руб., пассивов за этот же период - 12 528 051 912 тыс. руб. Так же представлен алгоритм расчета показателей агрегированного балансового отчета 30 крупнейших банков Российской Федерации, как по активам, так и по пассивам. И отдельные сводные показатели деятельности по 30 крупнейшим банкам:

- показатель достаточности собственных средств банка в % от активов, взвешенных по риску;

- величина открытой валютной позиции, в % от капитала;

Качество кредита:

- отсутствие кредитного риска;

- умеренный кредитный риск;

- значительный кредитный риск;

- высокий кредитный риск.

Комитет Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам решил одобрить проект новой редакции Стратегии развития банковского сектора РФ на 2004 г. и на период до 2008 г. В комитете отметили, что проект стратегии является профессиональным и качественно подготовленнымдокументом.

Комитет предлагает сохранить требование к размеру капитала для банков не менее 5 млн. евро только для вновь создаваемых банков. Остальные кредитные организации имеют право продолжать деятельность при условии, что их капитал не снизится ниже уровня, достигнутого на момент введения требования.

Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.

Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут и впредь предпринимать активные совместные действия для формирования современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики.

В начале 2004 года Президент страны поставил перед финансово-экономическим сектором власти задачу - в течение 3-х лет сделать отечественный рубль свободно конвертируемой валютой. В то время как над выполнением этой задачи трудятся в Минэкономразвития и Минфине, Фонд «Русская Цивилизация» представляет первые результаты своей исследовательской работы по данному вопросу.

Кредитно-денежная система посткоммунистической России находится в плачевном состоянии, она в значительной мере зависима от Западной системы финансовых институтов, что проявляется в долларизации экономики, колоссальном внешнем долге в $ 182 млрд. (в том числе долг государства на 1.01.2004 г. - $ 119,7 млрд.) оттоке капитала из страны и высоком ссудном проценте. Такое состояние финансовой системы не позволит никакой власти (будь то консервативной или либеральной) проводить независимую политику и модернизировать экономику в расчёте на её самодостаточность. В тоже время, капитал, накопленный в переходный период развития страны, практически не вовлечён в экономический оборот. По различным экспертным оценкам, население хранит «под матрасом» наличную СКВ на сумму в $ 50-60 млрд., а $ 250 - 300 млрд. было вывезено за рубеж в период реформ. Золотовалютные резервы Центробанка составляли на 17.09.04 - $ 92,6 млрд. и имеют тенденцию к росту. Если учесть, что положительное ежегодное сальдо внешней торговли составляет $ 40 - 50 млрд., а стабильный экспортный потенциал сырьевых отраслей (только по газу прогнозируется суммарная экспортная выручка на ближайшие 20 лет в размере $ 250 - 300 млрд.), то выясняется, что даже собственных внутренних финансовых ресурсов государства достаточно для запуска процесса масштабной модернизации экономики и социальных реформ. Финансирование модернизации, по разным оценкам, потребует по $ 100 - 150 млрд. в год в течение 15 - 20 лет. Однако реализовать данный финансовый потенциал не удаётся без наличия долгосрочной стратегии экономического развития, ключевым механизмом в реализации такой стратегии является кредитно-денежная система. Вспомним, что предтечей экономического бума в России начала 20 века была финансовая реформа С.Ю. Витте, которую он готовил 3 года, аналогичная картина повторилась в период НЭПа, когда финансовая реформа и восстановление народного хозяйства (разрушенного революцией и гражданской войной) подготовили беспрецедентный индустриальный рывок.

Представленная концепция основана на синтезе отечественного исторического опыта и посткоммунистического опыта сотрудничества с мировыми финансово - экономическими структурами.

Перед началом любых масштабных преобразований власть должна подвести под них нравственные основы - а это значит, прежде всего, признать факт (грех) воровства денежных накоплений населения, произошедшего в самом начале либеральных экономических реформ. Никак иначе, чем воровством, назвать это нельзя - ведь реально обесценились лишь дензнаки, а не обеспечивающий их капитал в виде высоколиквидной общенародной собственности в ТЭКе, металлургии, сырьевых отраслях и ВПК. Приватизация данной собственности, без увязки с восстановлением накоплений населения, стала именно воровством (умышленным или неумышленным, не имеет значения), которое подорвало доверие народа к власти.

Отличительной особенностью новой кредитно-денежной системы должно стать гарантированное обеспечение денежной эмиссии высоколиквидными активами и товарами

Цель реформы - вовлечение внутренних финансовых ресурсов в дело модернизации экономики и социальной сферы.