6. Основные этапы банковской реформы в России
В XVIII – начале ХХ вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930-32 гг. Россия имела развитую, разветвленную банковскую систему (исключение составляет период военного коммунизма, когда Т-Д отношения и банковская деятельность, по сути, были прекращены).
Результатом проведения кредитной реформы 1930-32 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Роль КБ снижалась, и впоследствии сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков.
До проведения банковской реформы 1987-1990 гг., в бывшем СССР утвердилась следующая структура банковской системы:
центральный государственный банк с широкими функциями – эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расчетный и кассовый институт страны (Госбанк СССР, включая систему государственных трудовых сберегательных касс СССР).
Государственный банк, обслуживающий сферу капитального строительства (Стройбанк СССР)
Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР), обслуживающий юридические лица, участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранение валютных средств.
Банковская реформа в России проводилась в несколько этапов. На 1 этапе (1987-1988 гг.) произошли разукрупнение Госбанка и реорганизация деятельности 3-х банков.
Была создана новая система банков:
Госбанк СССР и 5 специализированных государственных банков (Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сберегательный банк СССР) созданных для обслуживания определенных народнохозяйственных комплексов и населения.
Такая структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народного хозяйства. В соответствии с основными направлениями радикальной экономической реформы при перестройке управления экономикой в стране было создано 7 комплексов, в т.ч. 5 из них связанных с промышленностью и строительством (ТЭК, машиностроительный, металлургический, химико-лесной, строительный комплекс), а также АПК и социальный. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил в поддержку специальный банк, который осуществлял его кредитно-расчетное обслуживание.
В первый период реформы началось формирование новых коммерческих (на акционерных началах) и кооперативных банков.
Однако банковская реформа на 1 этапе не дала тех результатов, которые от нее ожидались.
Значение проведенной децентрализации было относительным, по-прежнему централизм доминировал. Спецбанки напоминали те же банковские министерства, только размером меньше. Управление осуществлялось все так же из центра. Ни правление Госбанка, ни правления спецбанков, не были заинтересованы в передаче власти местным органом, командный стиль продолжал сохраняться.
Наиболее существенный недостаток проведенных в банковской сфере преобразований состоял в том, что они не привели к радикальному изменению содержания, стиля и методов банковской работы, усилению экономических методов влияния на экономику. Реально в деятельности банков ничего не изменилось. Инициатива банков по-прежнему оставалась на низком уровне.
Главная причина неудачи банковской реформы состояла в том, что она проводилась в условиях, когда в стране не были еще созданы достаточно общие экономические предпосылки для эффективной работы. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 г. (Принят Закон «О государственном предприятии», приняты постановления о перестройке Госплана СССР, Госкомитета по науке и техники, Госснаба, Минфина, Госкомцен, Госкомитета по труду и социальным вопросам, банков, статистики, министерств и ведомств сферы материального производства и республиканских органов управления).
В народном хозяйстве не были созданы должные экономические стимулы, в экономике не удалось преодолеть торможения темпов экономического роста и повышения эффективности общественного производства. Экономия общественных затрат, не стала повсеместным решающим фактором интенсификации.
Реформа банков и других блоков хозяйственного механизма, легла по-прежнему на недостаточно развитый хозрасчет, затратный механизм, старые цены, слабую хозяйственную активность предприятий. В этих условиях банки не могли развернуть свою работу в полном объеме, т.к. коммерческие тенденции в хозяйстве слабо проявили себя.
Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства.
Дефицит Госбюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, несбалансированность доходов и расходов населения, опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономке.
Немаловажное значение в снижении эффективности банковской реформы имело и то, что к ее началу не сложилось понимание роли банка в экономической реформе.
Созданная банковская система не дала положительных результатов главным образом потому, что она явно не отвечала задачам, возникшим в развивающихся товарно-денежных отношениях.
Появилась необходимость дальнейшего ее преобразования в направлении создания двухуровневой системы, соответствующей требованиям рыночной экономики.
Первый этап банковской реформы дал и позитивные результаты:
-наметился переход к новому типу банковской системы; попытка разделения эмиссионной и кредитной функции Госбанка;
образовались КБ, что означало подрыв централизма в управлении банковской сферой, а также ликвидацию монополии государства на создание банковских структур;
к лучшему менялся кредитный механизм. Наряду с банковским кредитом, стал применяться и коммерческий кредит;
появились новые формы обслуживания клиентов: факторинг, лизинговые операции;
стали формироваться рыночные структуры: биржи, посреднические организации, производственные ассоциации, совместные предприятия.
Второй этап банковской реформы продолжался с 1988-1991 гг. В этот период продолжался активный процесс создания коммерческих банков: на 01.01.1989 – 43 КБ, 01.01.1990 – 224 КБ, на 01.01.1991 – 1357 КБ. В объявленной в середине 90-х годов правительственной программе перехода к рынку стало очивидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухярусной системы, состоящей из Госбанка и коммерческих банков, в которые должны были преобразованы также созданные в 1987 специализированные банки. На верхнем уровне должны решаться вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита.
В XII-90 г. Верховным Советом СССР были приняты законы «О Госбанке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Одновременно с данными законами приняты были республиканские законы, в частности «О Центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Впервые за долгие годы деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответсвенности по обязательствам государства (так же как государство не отвечает по обязательствам банков).
Начали закладываться институциональные основы новой банковской системы.
1 уровень: Госбанк СССР и центральные банки республик
2 уровень: Коммерческие банки.
В соответсвтвии с банковским законодательством были определены уставные капиталы, различные целевые фонды, было запрещено использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита госбюджета РСФСР.
Банк России объявлялся органом Д-К регулирования (ДКР) экономики, объема и структуры денежной массы в обращении. ДКР осуществлялось путем норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами.
Разрешалось рефинансирование деловых банков Банком России путем предоставления им краткосрочных кредитов по определенной учетной ставке. Определялись и другие задачи ЦБ: перечень операций с банками, регулирование курса рубля к денежным единицам иностранных государств, управление официальными золотовалютными резервами РСФСР, выдача лицензий на проведение операций в валюте, на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций. Банк России должен осуществлять надзор за деятельностью КБ.
Этот этап банковской реформы дал импульс для развития 2-го уровня банковской системы – коммерческих банков, т.к. вместо специализированных банков был взят курс на создание КБ. Согласно закону о банках и банковской деятельности, все банки трансформировались в Акционерные коммерческие банки, их уставной капитал мог формироваться из средств не менее 3-х участников (как физических, так и юридических лиц, кроме законодательных и испольнительных органов власти, политических организаций, специализированных общественных фондов). Допускалась возможность формирования банка на основе любой формы собственности. Закон регулировал порядок открытия и прекращения деятельности банков, в т.ч. лицензирование деятельности, регистрации открытия банками филиалов и представительств, обеспечение финансовой стабильности банка. Особое место в законе отводилось отношениям между банками и обслуживаемой клиентурой, предприятий и населения, их внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на медленный процесс изменения к лучшему, коммерциализация банковской деятельности как важнейшая задача банковской реформы на ее 2 этапе постепенно находила свои формы реализации. Торговля ресурсами, межбанковские кредиты, платность ресурсов, полученных в порядке временного заимствования от ЦБ, работа на собственных и привлеченных ресурсах неизбежно приводили к новой экономической ситуации, заставляющей банки менять стиль и методы своей деятельности.
В 1991 г. продолжался процесс расгосударствления банковской системы, этот процесс еще более оживился в конце 1991 г., года ряд банков объявили о выпуске своих акций.
3 этап банковской реформы – это начало 90-х годов. Распад СССР привел к необходимости создания собственных банковских систем на территории бывших республик СССР.
К концу 1991 года в связи с образованием РФ как самостоятельного государства формируется новая структура бынковской системы.
1 уровень – ЦБ РФ (Банк России).
2 уровень – коммерческие банки.
Для координации денежной политики, преодоления инфляции, укрепления позиций коммерческих банков бывшие союзные республики приняли решение о создании Межреспубликанского банка государств СНГ.
Банковская реформа привела к принципиальным коренным преобразованиям банковской системы и превращению ее в структуру нового типа.
За годы реформы произошли следующие преобразования:
ликвидирована государственная монополия на банковское дело. Право на создание банков получили различные экономические агенты – юридические и физические лица;
переход к формированию 2-х уровневой банковской системы принятой в мире, при которой на 1 уровне сосредотачивается эмиссионное дело (ЦБ РФ), на 2 уровне – функционируют КБ, обслуживающие потребности предприятий и населения;
перевод деятельности банков на законодательную основу: выходят законы, определяющие задачи и регламентриующие деятельность ЦБ РФ и КБ. Эмиссионный банк выводится из подчинения исполнительной власти и передается в ведение законодательной власти;
децентрализация управления банковской сферы. Вместо Госбанка СССР с его централизованной системой управления кредитными ресурсами, а затем правлений спецбанков, с вертикальной схемой управления создана сеть КБ, выступающих в качестве самостоятельных юридических лиц;
акционирование банковского капитала, формирование банков на базе многообразных типов собственности, в т.ч. частного капитала;
коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности КБ становится получение прибыли, развитие рыночной мотивации в работе, кредитных учреждений, сферы услуг и качества обслуживания клиентов.
Изменения в рыночных структурах, сопутствующие банковскому бизнесу. Стали функционировать биржи, появились посреднические организации, аудиторские фирмы и страховые компании.
Новая банковская система развивалась сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 КБ, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков, остальные – это вновь созданные. Суммарный уставный фонд был небольшим и составил 76,1 млрд. руб. Основной недостаток – большое число мелких банков – 1037 или 73 % с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., банков с уставным фондом свыше 200 .млн. руб. - 24 или 2 % от их общего количества.
Мелкие банки не могут эффективно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность вкладов. Нехватало квалифицированных кадров, была слабая материально-техническая база, недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента.
В течение 1992-1995 гг. происходил бурный экстенсивный рост банковской системы России.
Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в России возникло более 2500 самостоятельных банков (на 01.01.1995 – 2517), немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. В США для создания 1000 банков потребовалось 80 лет – с 1781-1860 г., в других странах банков до сих пор намного меньше. Это является отличительной особенностью построения банковской системы.
Начиная с 1996 года началась стадия качественной эволюции банковской системы и закончился экстенсивный этап развития банковской системы. Начиная с конца 1995 года наблюдалась тенденция снижения темпов роста численности зарегистрированных банков. Количество действующих банков также сокращается (на 01.01.1996 их было 2295, на 01.01.1997 – 2029, на 01.01.1998 – 1697, на 01.01.1999 – 1476).
Одновременно происходили и крупные структурные изменения в системе КБ: уменьшилось число банков с небольшим объявленным уставным капиталом (до 500 тыс. руб.), их удельный вес в общей численности на 01.01.1999 – 6,1 % и увеличилось число банков с крупным уставным капиталом (от 5 млн .руб. и выше) их удельный вес в общей численности банков составил на 01.01.1998 – 51,2%, а на 01.01.1999 – 67,6%.
Одной из характерных особенностей банковской системы России является неравномерность размещения банков и их филиалов по территории страны. Заметна их концентрация в Москве, где на начало 1998 г из 1697 кредитных учреждений было сосредоточено 706 или более 40% всех КБ. На Центральный экономический район приходится в целом 48,5% КБ. Наименьшая концентрация банков в Центрально-черноземном районе – менее 1,5%, а также автономных округах крайнего севера. Москва сохраняет лидерство среди крупных центров и по общему количеству филиалов тех банков, которые расположены вне территории данного региона (около 25%).
Особенностью построения банковской системы является и то, что общая численность в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточно. Особенно мало их в сельской местности и в отдельных районах. Некоторые виды банков практические отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только создаются. Практические отсутствуют инвестиционные банки, клиринговых центров на 01.08.1997 было 6. Это объясняется отсутствием правовой базы.
В Законодательные основы функционирования современной банковской системы в 1995 и в 1996 гг. были внесены изменения и дополнения.
Закон о ЦБ РФ» (1995) дал более четкое и подробное описание функций Банка России, наделил его правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами, усовершенствованы инструменты ДКП, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что никакие гос.органы не имеют право вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций.
В Законе о банках и банковской деятельности впервые исчерпывающе определен перечень исключительно банковский операций, для которых требуется лицензия, а также внесена ясность в деятельность банков на рынке ценных бумаг, внесены изменения в порядок регистрации банков и ужесточены требования к сохранению банковской тайны.
В 1996 году ЦБ РФ ввел 2 вида базовых лицензий для КБ:
дает право на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (за исключением привлечения средств населения во вклад).
Дает право на привлечение во вклады средств физических лиц. Эта лицензия – выдается после 2-х лет работы на рынке.
1995-1997 гг. в целом были неблагоприятными для развития КБ. Кризис платежеспособности клиентов банка, плохое качество кредитного портфеля, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение резервных требований и прочие факторы привели к резкому снижению доходности банковской деятельности.
Подводя итог развития банковской системы до 1998 г., можно утверждать, что в России началось формирование банковской системы, которая строилась на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Российские КБ пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активное участие в приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики, разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное взаимодействие с различными структурами власти – это неполный перечень факторов, обусловивших серьезное влияние российских банков на экономическую жизнь страны. В работе банков были и недостатки: в менеджменте, в кредитной политики, в работе с персоналом и т.д., но это были издержки быстрого роста и банковская система была способна и готова их со временем устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила. Однако августовский финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный разрушительный удар по российской банковской системе.
1998 г. стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес серьезный удар по устойчивости банков. Значительные потери прослеживаются по всем основным параметрам их деятельности. За август – декабрь 1998 г. капиталы банков сократились на 31 млрд.руб., или на 30%. От девальвации рубля пострадали буквально все банки, от переноса сроков платежей по ГКО – больше половины (62 млрд. руб.). Вследствие этого, а также в связи с ошибками руководителей или менеджеров многих банков у 1/3 из них, в том числе крупных, образовался значительный дефицит капитала. Прекратила свою деятельность группа крупных банков, на которые приходилась половина всех расчетных и кредитных операций страны.
В результате кризиса существенно сократились масштабы банковской деятельности. Суммарные активы банков в реальной оценке с учетом изменения курса рубля снизились в период с 1 августа до конца 1998 г. на 123 млрд.руб., или на 16,3%. Сужение ресурсной базы кредитных организаций и увеличение всего спектра рисков привели, по существу, к замораживанию кредитования реального сектора экономики. Кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям, в рублях сократились на 13,6 млрд.руб., или на 12% в валюте – на 4,3 млрд. долл., или на 31,4%.
Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многопрофильным банкам в силу специфики структуры их операций (значительные вложения на рынках ГКО, большой объем срочных сделок на валютном рынке, привлечение заемных средств в иностранной валюте, активная работа со вкладами населения.). По имеющимся данным, из 18 российских банков, относимых к числу крупнейших, лишь 3 имели по состоянию на 1 октября 1998 г. положительный капитал, в то время как по состоянию на 1 января 1998 г. капитал был положительным у всех 18 банков.
Кризис серьезно обострился также вследствие оттока вкладов населения и усиления недоверия к банкам. За август – декабрь 1998 г. рублевые вклады населения сократились на 25 млрд. руб., или на 17%, валютные – на 3,5 млрд.руб., или на 55%. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократились на 40%. В целом убытки банковской системы, без учета Сбербанка РФ, на 1 января 1999 г. составили 33,2 млрд. руб. по сравнению с 13 млрд.руб. прибыли на 1 января 1998 г. по итогам работы 1997 г. Удельный вес убыточных в общем количестве действующих банков вырос на 1 января 1999 г. с 16 до 24%. Доля активов, приходящихся на группу банков, находящихся в критическом финансовом положении, составляет 26,5% совокупности активов банковской системы. По ряду важных показателей банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад.
Можно назвать две группы факторов, обусловивших кризис российской банковской системы в августе 1998 г.
Первая – это общее кризисное состояние экономики, недостаточное внимание к кредитованию ее реального сектора, ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика правительства и Банка России, которая не была ориентирована на подъем и повышения эффективности реальной экономики, колебалась от жесткого монетаризма до искусственно поддерживаемой финансовой стабилизации. Вместе с тем материальное производство – основа любой экономики – с каждым годом сокращалось. И банковская система оказалась заложницей такой политики. Значительная часть ее капиталов использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО.
Большинство отечественных коммерческих банков, включая так называемые системообразующие, почти целиком сосредоточились на операциях на финансовом рынке, приносивших немедленную прибыль: операциях с валютой, ценными бумагами, другими финансовыми инструментами. Они стали основным источником доходов, ликвидности банков. В августе 1998 г. на 1 руб. банковских вложений в экономику 76 коп. приходилось на инвестиции в государственные ценные бумаги ( ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, евробонды, прочие обязательства государства). Для сравнения отметим, что в Канаде на те же цели расходовалось лишь 7,6 цента из каждого доллара. В Великобритании, других развитых странах – еще меньше. Отказ правительства от платежей по ГКО в целом блокировал почти 16% активов, а по крупным банкам – 40-50% активов, которые рассматривались банками как наиболее ликвидные и надежные.
Вторая группа причин, обусловивших кризис банковской системы, - это низкий уровень банковского капитала, чрезмерная концентрация усилий на развитие тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном спекулятивный, доход, недостаточная квалификация руководящего персонала многих банков, отсутствие надежных методов управления активами и филиальной сетью, недооценка опасности рисков, адекватных объему и характеру операций. Нередки случаи, когда банками допускались необоснованно высокие расходы на содержание персонала банков, строительство зданий, что увеличивало стоимость их операций и сокращало прибыль.
Необходимо отметить, что и в условиях финансового кризиса, разразившегося 17 августа 1998 г., в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в это сложное время. Свою устойчивость и возможность продолжения нормального рабочего процесса продемонстрировали целый ряд средних российских банков. Причины надежности этих банков в условиях кризиса заключаются в том, что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у иностранных банков, не участвовали в доходном прокручивании бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном межбанковском рынке. Основным направлением их деятельности оставались качественное обслуживание традиционной клиентуры, кредитование предприятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи невозврата или просрочки кредитов у них относительно редки.
По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 банка (70%) являются финансово стабильными, и они способны работать без государственной поддержки. 441 банк, или 30% , отнесены к проблемным, поскольку у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса. 149 банков из числа проблемных имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 проблемным банкам, в число которых входят 18 крупных, будет оказана государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка). Потребность средств на рекапитализацию банков определяется Банком России в 75 млрд.руб. Дифференциация финансового состояния банков требует также и дифференцированного подхода к решению их проблем.
Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая – срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача – на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухучета, менеджмента, надзора, аудита. Назовем некоторые направления реформирования банковской системы, намеченные правительством, Центральным банком России и Ассоциацией российских банков, которые должны быть реализованы в предстоящий период, с тем чтобы банковская система обеспечивала выполнение базовых функций, отвечающих потребностям экономики.
Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер, которые были направлены на предотвращение разрушения банковской и финансовой системы страны. К числу таких важнейших оперативных мер Банка России следует отнести проведение многостороннего межбанковского клиринга, позволившего восстановить систему расчетов, а также разрешить снизить нормативы отчислений в обязательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы.
Важным элементом оперативных мер Банка России стало также введение специальных норм регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризиса к числу проблемных. В число таких мер вошло допущение на период кризиса принятия банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 г., разрешение при расчете обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведенных банками до 14 августа, использовать валютный курс по состоянию на 14 августа 1998г. Ряду коммерческих банков был выдан стабилизационный кредит. В результате Банк России даже на период кризиса сохранил за собой возможность контролировать основные параметры деятельности банков, а банки получили возможность нормализовать свои взаимоотношения с клиентами. Срок действия особого режима регулирования был установлен до 1 июля 1999г.
После 17 августа 1998г. Банк России предпринял некоторые меры по созданию благоприятных условий для рестуктуризации и рекапитализации банковской системы, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте и предоставил участникам-акционерам право производить оплату увеличения уставного капитала кредитных организаций материальными активами в виде банковских зданий.
Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них – рестуктуризация всей банковской системы. «Реструктуризация банковской системы, - по определению председателя Центрального банка РФ В.Геращенко, - это управляемое согласованными мерами Банка России, органов законодательной и исполнительной власти, действиями собственников, кредиторов, руководства кредитных организаций целенаправленное изменение структуры банковской системы с целью установления нормального банковского обслуживания потребностей экономики. Основными задачами реструктуризации банковской системы является сохранение базового комплекса банковских услуг во всех регионах РФ.
Основные цели программы реструктуризации – выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов. Важно восстановить доверие со стороны частных вкладчиков к банковской системе, а также способности банковской системы проводить расчеты. Программа предусматривает, прежде всего, восстановление функционирования финансовых рынков: валютного, рынка ценных бумаг, производных финансовых инструментов и, конечно же, межбанковского кредитного рынка. В среднесрочной перспективе задачей программы является восстановление банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности собственников банков за результаты их деятельности по управлению банками.
В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и роли, которую они играют в регионах. Банки разделены на 4 группы. Первая группа – это стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу. Не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и решать свои текущие проблемы самостоятельно за счет поддержки своих владельцев, привлечения ими дополнительного капитала с рынка, переговоров с кредиторами.
Вторая группа - это стабильно работающие региональные банки, которые должны стать опорными в будущей региональной банковской системе России.
Третья группа – это отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно было бы закрывать из-за высоких социальных и экономических издержек. Речь идет о тех банках, которые обычно называют системообразующими и которые являются социально значимыми. К их числу относятся и некоторые московские крупные банки. Это не означает, что всем банкам данной группы будет оказана финансовая поддержка, и все они останутся в таком виде, в каком существовали до августовского (1998г.) кризиса. Решение будет приниматься в индивидуальном порядке. Возможно, что некоторым банкам, испытывающим дефицит ликвидности и капитала, государство не сможет помочь.
К четвертой группе относятся разорившиеся банки без перспектив, а потому подлежащие закрытию. К числу последних относятся более 300 банков.
Крупные задачи в связи с этим возлагаются на недавно созданное государственное Агенство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое займется санацией в первую очередь проблемных, коммерческих банков.
Банк России намерен внести свой вклад в реструктуризацию ГКО и ОФЗ, возобновление рынка государственных ценных бумаг, вексельного кредитования. Приостановлены до начала 2001 года требования о доведении минимального размера собственных средств действующих коммерческих банков до 1 млн. ЭКЮ. Заморожено исполнение форвардных контрактов между российскими банками и иностранными инвесторами (примерно на 15 млрд. долл.) до подготовки программы расшивки этих обязательств, завершения переговоров с западными кредиторами.
ЦБ РФ намерен ускорить разработку нормативной базы регулирования деятельности коммерческих банков на основе рекомендаций международного Базельского комитета по банковскому надзору, сделать прозрачной финансовую отчетность банков на базе мировых стандартов бухучета, чтобы ввести их в полном объеме с 1 июля 1999г.; ужесточить лицензирование и надзор за банковскими холдингами, участием банков в финансово-промышленных группах; полностью восстановить рыночную систему финансирования банков; разработать и принять средне-и долгосрочную программу развития банковского сектора России.
Главной задачей реформирования банковской системы является рекапитализация. С целью создания благоприятных условий для рекапитализации проблемных банков Банк России принял ряд мер, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте. Участникам предоставляется право производить оплату Уставного капитала кредитных организаций материальными активами, в том числе и недвижимым имуществом.
Вместе с тем банки не могут ориентироваться только на помощь государства и должны сами принимать меры по финансовому оздоровлению, увеличению объемов операций, привлечению новых клиентов, расширению ассортимента услуг, сокращению операционных расходов и затрат капитального характера. Банкам рекомендовано максимально использовать собственные ресурсы, привлекать средства учредителей и новых участников, поскольку возможности получения внешних средств весьма ограничены. Каждый банк должен внести коррективы в свои стратегические планы и кредитную политику, чтобы не допустить новых убытков, восстановить платежеспособность даже в условиях сокращения объема операций. Банки должны использовать любую возможность для увеличения капитала, иметь достаточные резервы, в норме ликвидность. Эти естественные требования самого банковского бизнеса должны быть законом для каждого банка.
Принципиально важным является вопрос структуры банковской системы. По мнению ряда экспертов, важно иметь полный «ассортимент» банков, отвечающих потребностям экономики. В стране должны быть специализированные банки, такие, как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Однако какие-либо привилегии при этом для отдельных банков недопустимы, ибо только здоровая рыночная конкуренция между банками способна укрепить банковскую систему.
Необходима поддержка региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов. Регионы должны иметь достаточное количество банков для обслуживания корпоративных клиентов и частных лиц. Причем в России должны быть крупные, средние и небольшие банки, особенно в сельских и депрессивных регионах. Каждый из этих банков выполняет свою роль, имеет свою клиентуру, они дополняют друг друга. Период кризиса 1998 г. показал, что успех банковского бизнеса не всегда зависит от размеров банка.
Одна из причин кризиса банковской системы, как отмечалось, в слабой связи банков с субъектами реальной экономики. Объем предоставляемых кредитов не соответствует потребностям народного хозяйства. Факторами, сдерживающими расширение кредитования, помимо ограниченности ресурсов банка, является глубокий кризис сферы материального производства, когда больше половины предприятий убыточны, не хватает оборотных средств, плохо поставлено управление приватизированными предприятиями, что создает реальный риск невозврата кредита.
В связи с этим для устойчивого развития банков необходимо сделать принципиальный поворот в их взаимоотношениях со сферой материального производства, поскольку только это создает прочную экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе. Для этого правительству и Банку России необходимо последовательно проводить провозглашенную экономическую программу развития реального сектора экономики, внести соответствующие коррективы в денежно-кредитную политику, а также иметь специальную промышленную политику.
Решение стоящих перед страной задач по реструктуризации экономики, развитию реального сектора требует крупных финансовых ресурсов, в том числе банковских кредитов. В связи с этим Центральному банку необходимо проводить политку поддержки отдельных крупных многопрофильных банков, которые смогли бы выполнять функции проводников государственной структурной инвестиционной политики в сфере кредитования реального сектора. В условиях ограниченности ресурсов целесообразно выбрать приоритетные направления кредитования банками отраслей реального сектора. В качестве приоритетных направлений деятельности кредитных организаций в плане финансирования реального производства могут быть такие, как финансирование внешнеэкономической деятельности, финансирование инвестиционных проектов в наукоемких отраслях промышленности и сфере экспортного производства, кредитование жилищного строительства.
Одновременно необходимо решить ряд принципиальных вопросов по снижению кредитных рисков и стимулированию развития партнерских отношений банков с промышленными предприятиями, а также предусмотреть систему гарантий возврата кредитов, изменить режим предоставления и возврата кредитов, выдаваемых на реализацию эффективных производственных программ.
Хорошо известно, что банковский бизнес входит в первую десятку самых опасных и рискованных видов человеческой деятельности, а абсолютно надежных банков не бывает нигде, тем более в России. В связи с этим остается актуальной задача повышенного внимания банков к ограничению рыночных рисков. Это – финансовый риск, связанный с изменением цен на ценные бумаги; валютный риск, связанный с колебаниями курса валют; процентный риск, связанный с изменением процентной ставки. Необходимо усовершенствовать действующий порядок регулирования рыночных рисков, в частности, учесть количественную оценку рыночных рисков при расчете коэффициента достаточности капитала.
Важным направлением развития банковской системы в предстоящие годы является восстановление доверия к банковской системе. Одним из наиболее негативных, тяжелых последствий банковского кризиса 1998 г. стала утрата доверия населения к банкам, а более широко - утрата доверия отечественных и иностранных инвесторов к российской экономике. Из-за недоверия банков друг к другу разрушен межбанковский рынок. Утрата доверия населения привела к резкому сокращению ресурсов банков и увеличению количества наличных денег на руках у населения, которые оказались исключенными из хозяйственно-финансового оборота, а значит, сокращен важный инвестиционный ресурс. Если бы эти средства удалось привлечь во вклады с гарантией их возврата, то государство могло бы получить большой экономический эффект, а банки – использовать эти ресурсы для финансового оздоровления.
Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность банковской системы и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей деятельности по управлению банком.
Тема: Центральный банк
1. Формы организации ЦБ и их функции
2. Центральный банк РФ: сущность и функции
3.Операции Центрального банка
Формы организации ЦБ и их функции
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.
Однако повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в ХХ столетии. Так, международная финансовая конференция в Брюсселе в 1920г. отмечала, что «в странах, где не существует Центрального эмиссионного банка, его следует создать». Там же отмечалось, что «банки, особенно эмиссионный банк, нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов».
Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе их национализировали. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам – членам ФРС.
Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала Центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и/или физических лиц. Так, например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% - частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50% - в собственности физических и юридических лиц-резидентов.
В большинстве случаев капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Англия, Франция, Дания, Россия и др.) Первоначально выделившись из числа коммерческих банков по размеру капитала, объемам проводимых операций, со временем Центральные банки стали по сравнению с коммерческими банками скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния Центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает Центральный банк и его руководство.
Чаще всего Центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий Центральным банком не входит в правительство и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.
Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает).
Высшее руководство Центрального банка может быть не ограничено в пребывании в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например, на 7 лет – в Канаде, Нидерландах, Австралии, 8 лет – в ФРГ.
Наиболее зависимыми от государственных органов являются Центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность Центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов установлена четкая возможность государственных органов отменять решения Центрального банка, инструктировать его. Центральные банки Германии и Швеции являются наиболее независимыми, и в законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую Центральным банком. Таким образом, уровень относительной независимости Центральных банков можно охарактеризовать следующим образом. Банк Англии занимает промежуточное место между Бундесбанком (ФРГ), как максимально влиятельным и независимым учреждением, и Банком Франции, находящимся в полной зависимости от правительства. В Финляндии традиционно Центральный банк замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль Центрального банка повышается за счет стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.
Поскольку правительство, как правило, озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, мнением избирателей и т.д., то деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государства. В этих условиях независимый Центральный банк обеспечивает стабильность экономического развития. Вместе с тем независимость Центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между Центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.
Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами Центрального банка.
Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В Законе об Австрийском Национальном Банке (1984г.) записано, что органы власти могут занимать у Центрального банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностранной валютой. Единственное исключение сделано для учета краткосрочных казначейских сертификатов для помощи правительству в управлении наличными ресурсами, причем только по особой просьбе министра финансов в пределах 5% дохода бюджета от налогов.
Относительно высокий удельный вес государств ценных бумаг в балансе Центрального банка не означает первичное участие Центрального банка в государственном долге, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании упор делается на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они являются основой обеспечения банкнотой эмиссии.
Государственный долг может находиться в руках Центрального банка, частного сектора (компаний и предприятий), населения. Центральный банк, как правило, не играет в этом решающую роль, так как не имеет соответствующих средств.
При этом правительство заинтересовано в таком размещении государственного долга, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. С другой стороны, в случае достаточно большего государственного долга ликвидность экономики опосредованно изменяется, и чрезмерные заимствования могут вызывать структурные дисбаланса. При узости национальных рынков капиталов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.
Функции Центрального банка на протяжении многих десятилетий достаточно постоянны, это:
эмиссионный банк, за которым закреплена монополия денежной эмиссии;
банк правительства: исполнение бюджета и управление государственным долгом;
банк банков: расчетный центр, кредитор последней инстанции;
проводник денежно-кредитной и валютной политики;
орган надзора за банками и финансовыми рынками.
Вместе с тем, значение функции эмиссионной монополии и расчетного центра снижается в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных денежных систем.
Банковский надзор может быть возложен на специальные органы, а не на Центральный банк. Поэтому ключевой остается функция проводника денежно-кредитной политики, причем новое понимание экономических процессов, закономерно обусловливает ориентацию на стабилизацию во все более тесной увязке с общей экономической политикой.
- 1. Понятие и признаки банковской системы
- 2.Характеристика элементов банковской системы
- 3. Факторы, оказывающие влияние на развитие банковской системы
- 4. Происхождение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики
- 5. Особенности построения банковских систем
- 6. Основные этапы банковской реформы в России
- Центральный банк рф: сущность и функции
- 3.Операции Центрального банка
- 2. Пассивные операции банков, их состав и структура
- 2. Активные операции кб
- 4. Комиссионные (посреднические) и трастовые операции банков
- Основная деятельность ипотечных банков, их организационная структура и функции
- Пассивные и активные операции банков
- Основная деятельность ипотечных банков,
- 2. Пассивные и активные операции
- 1. Организационная структура и управление сб рф
- 2. Операции Сберегательного банка рф.
- 1. Организационная структура и управление сб рф.
- Операции Сберегательного банка рф
- 2.Организация, функции и характеристика деятельности инвестиционных банков второго типа.
- 3. Перспективы развития инвестиционных банков в России