2.1 Правовой статус банка
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу своего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термином «Центральный банк» - назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем подобные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции и на определенном этапе развития государства их национализировали. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился.
Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала принадлежит государству. А часть находится в руках юридических или физических лиц.
Выделившись из числа коммерческих банков значительными размерами капитала и большими объемами проводимых операций, центральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.
Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.
Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрально банка.
Поскольку правительство, как правило, озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями - победой на очередных выборах, мнением избирателей, деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечивает стабильность экономического развития. Вместе с тем независимость центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что международным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.
Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.
Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичное участие центрального банка в обслуживании государственного долга, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики государства.
Государственный долг может находиться в руках центрального банка, частного сектора населения. При этом центральный банк, как привило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих средств.
Правительство заинтересовано в размещении государственного долга в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. Однако с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга ликвидность экономики опосредованно изменяется и чрезмерные заимствования могут вызывать структурные дисбалансы. При узости национальных рынков капиталов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
- 1.1 Банковская система в период административно-командного управления экономикой
- 1.2 Реорганизация банковской системы в 1987 г., ее причины и последствия
- 1.3 Банковская реформа начала 90-х гг. 20в. И ее результаты
- 2. БАНК РОССИИ, ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС И ФУНКЦИИ
- 2.1 Правовой статус банка
- 1.2 Организационная структура
- 1.3 Функции банка России
- 3. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
- 3.1 Сущность коммерческого банка и понятие банковских операций
- 3.3 Стратегия развития кредитной системы РФ
- 27 .Основные этапы развития банковской системы России до 1917г.
- Становление и развитие банковской системы России. Понятие двухуровневой банковской системы.
- Основные тенденции и проблемы развития Банковской системы в России.
- 6. Основные этапы банковской реформы в России
- Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы России
- 8.3. Основные этапы развития дореволюционной банковской системы России
- Вопрос 53 Этапы и направления развития банковской системы России, ее основные проблемы
- 6.2. Банковская система россии: структура, этапы развития
- Банковская система России: структура и этапы развития.