logo search
ГОСЫЫ

Вопрос 56. Спрос на деньги и предложение денег в рыночной экономике

Спрос на деньги - достаточно сложная категория. Он определяется той массой денег, которая необходима для обеспечения нормальной реализации товаров и услуг, для обеспечения сбережения, созданных резервных фондов и пр. Необходимо различать спрос на реальные деньги (спрос на реальные денежные остатки) и спрос на номинальные деньги. Индивид заинтересован прежде всего в реальной покупательной силе денег с точки зрения количества товаров, которые на эти деньги можно купить, а не в номинальной величине денежных знаков.

К числу основных факторов спроса на деньги относятся следующие:  1) спрос на денежные средства, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, авансирования оборотных средств, выплаты заработной платы, для покупки товаров в розничной торговле и т.д. 2) уровень и динамика всех видов цен (потребительских, производительных, закупочных в сельском хозяйстве, сметных цен строительства, транспортных тарифов, тарифов на коммунальные услуги и т.д.). Цены привязаны к отдельному конкретному товару, поэтому спрос на деньги опосредуется спросом на товар, но зависит от уровня и динамики цен. Если цены растут при том же количестве товаров, спрос на деньги увеличивается в соответствии с ростом цен.

3) спрос на финансовые активы. Кроме товарных сделок в современной экономике широко распространены операции с экономическими и финансовыми активами.

4) процентные ставки на финансовые активы, которые выполняют функции цены активов. 5) скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги;  6) потребности в финансовом обеспечении предполагаемых затрат на инновации и инвестиции, т.е. потребности, выходящие за рамки текущего финансового оборота.

7) спрос на деньги зависит от применения современных финансовых и банковских технологий, отлаженности всей системы платежно-расчетного оборота. 

8) спрос на деньги зависит от интенсивности процессов сбережения денег как на счетах фирм, банков, так на личных счетах граждан, на депозитах, особенно срочных и страховых вкладов. Интенсивность образования сбережений измеряется остатками денежных средств на счетах. Рост сбережений расширяет возможности использования денег в безналичном обороте, поскольку прирост денег обеспечен тем, что часть ранее выпущенных денег находится в банковском обороте.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты.

Агрегат M-1 — («деньги для сделок») — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги. 2) Агрегаты М-2 и М-3 включают кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами». 3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты