9. Принципы организации банка и деятельности его подразделений.
Под принципами организации банка понимают такие исходные положения организации его работы, которые создают предпосылки для выполнения присущих ему функций и операций:
1. функциональное построение; 2. иерархия властных полномочий и уровней организации; 3. Соответствие поставленным целям; 4. Совместные и координированные действия;
5. Рациональное управление; 6. Целостность и соответствие условиям окружающей среды;
7. Обеспечение контроля; 8. Регламент деятельности персонала; 9. Обеспечение оперативной и достаточной информации; 10. важнейшим принципом организации банка является функциональный принцип, он означает, что структура банка должна быть привязана к той его конкретной деятельности, которую он выполняет. Т.к. банк одновременно занимается организацией безналичных расчетов в составе его управленческих структур особо должны быть выделены операционные отделы или управленческая функция и операции банка, а также масштаб их деятельности обусловлен построением системы управления банком.
Иерархия властных полномочий: можно выделить 2 эшелона власти:
А) совет и правление банком, помимо этого ревизионная комиссия и кредитный комитет. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за работой банка, его главная цель: соблюдение сметы расходов.
Б) кредитный комитет не является самостоятельным подразделением банка, в его состав входят должностные лица других отделов банка, а также лица, одобренные советом банка.
Организация работы банка должна соответствовать и другому принципу – принципу соответствия поставленным целям. Целью банка является получение прибыли, поэтому работа должна быть организована таким образом, чтобы его доходы превышали расходы. Это достигается работой таких групп сотрудников аппарата управления, которые заняты привлечением новых клиентов банка, осуществляющие банковские операции и т.д. Немало важно и то, чтобы в банке балы создана такая организационная структура, которая обеспечивала бы нормальную его деятельность как банка в целом, к примеру, нельзя осуществлять кредитные операции не имея специального подразделения по учету, выдачи и погашения ссуд. Если то или иное предприятие является банком, то оно неизбежно должно содержать в своей структуре такие подразделения, которые осуществляют его поддержку как банку в целом и соответственно условиям окружающей среды. Не менее важно в деятельности банка обеспечить своевременные и координированные действия. В этих целях помимо кредитных комитетов в банке могут быть созданы и другие комитеты, объединяющие лучших специалистов для выполнения определенных координирующих задач. К принципу организации банка относится рациональное управление, работа должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить развитие банка (например, по линии внедрения новых банковских услуг, сокращение затрат, повышение производительности труда и т.д.).
Чрезвычайно важно, чтобы система организации банка соответствует также принципу обеспечения контроля, обязательным элементом здесь выступает внешний и внутренний аудит. Подразделения внешнего и внутреннего аудита призваны контролировать законность выполнения операций, их соответствие нормам и предписаниям ЦБ РФ. Обычно проверки осуществляются как в рамках головного банка, так и по отношению к его филиалам (внутренний контроль), внешний аудит обеспечивается специальными аудиторскими фирмами, которые обладают лицензией на проверку деятельности кредитных учреждений. Внутренняя упорядоченность, согласованность внутреннего подразделения банка достигается также посредством подчинения точным правилам – регламентация деятельности работников. Для этого банка имеют определенные предписания (устав, положение об отделах и службах, а также квалификационные характеристики). Каждый сотрудник банка должен знать свои обязанности, обладать определенными знаниями и умениями выполнения правила, отражение в тех или иных документах. Наконец, не мало важно, чтобы банк был обеспеченным оперативной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать организационные и экономические меры по обеспечению стабильности и надежности кредитного учреждения.
- 1. Банковский менеджмент
- 2. Показатели оценки ликвидности, их достоинства и недостатки.
- 3. Содержание банковского менеджмента: планирование, анализ, регулирование, контроль.
- 4. Управление валютным риском коммерческого банка.
- 5. Сфера банковского менеджмента: финансовый менеджмент и управление персоналом.
- 6. Цели и методы управления ликвидностью
- 7. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений.
- 8. Ограничения на деятельность банков, связанные с поддержанием ликвидности и минимизацией рисков.
- 9. Принципы организации банка и деятельности его подразделений.
- 10. Портфельный доход к управлению банком.
- 11. Факторы, определяющие структуру коммерческого банка.
- 12. Управление ссудным портфелем.
- 14. Управление портфелем ценных бумаг.
- 15. Банковская политика: цели, составные элементы и порядок формирования.
- 17. Формирование банковского персонала и оценка его труда.
- 19. Мотивация работы сотрудников коммерческого банка
- 21. Управление активами коммерческого банка.
- 22. Управление собственными средствами банка
- 23. Управление заемными средствами коммерческого банка
- 24. Оценка достаточности собственных средств.
- 25. Понятие и содержание кредитного договора
- 27. Управление пассивами коммерческого банка на макроуровне.
- 28. Формирование дивидендной политики.
- 30. Понятие и показатели надежности коммерческого банка
- 31. Денежно-кредитная политика и механизмы регулирования.
- 32. Типичные случаи банкротства банка и возможные методы их предотвращение.
- 33. Особенности организации управления банками различных форм собственности.
- 34. Методы обеспечения надежности коммерческого банка
- 35. Основные направления банковского менеджмента.
- 37. Требования, предъявляемые к профессиональным качествам и уровням подготовки банковских работников.
- 38. Методы управления процентным риском.
- 39. Комплекс мероприятий по совершению документооборота в банке.