14.2. Цели, объекты и субъекты государственного регулирования
Государственное регулирование рынка ценных бумаг—многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Этот процесс включает комплекс правовых, административных, экономических, технических и других методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется путем:
установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).
Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Нужно иметь в виду, что российское государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое экономическое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в настоящее время владеет контрольными пакетами свыше 12 ООО государственных предприятий, а также является акционером более чем 3800 компаний, не имея при этом цельной программы действий по осуществлению своих прав собственника. Управление активами осуществляется главным образом через государственные комиссии, в состав которых входит более 2000 сотрудников различных министерств и ведомств. Их действия плохо координируются, а полномочия весьма неопределенны. Поэтому важнейшей особенностью этого процесса в России является самостоятельная роль государства не только как регулятора рынка ценных бумаг (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:
эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);
профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);
акционера (временно или на основе закрепления в государственной собственности пакетов акций) значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ;
верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).
Основные цели государственного регулирования. Анализируя цели государственного регулирования, надо учитывать, что в условиях формирующихся рынков (к каковым относится и российский) роль регулирующих органов объективно возрастает, поскольку процесс формирования рынка предполагает дополнительные задачи, которые не стоят у регулирующих органов в условиях уже сформировавшегося рынка.
Первая цель — обеспечение условий для формирования эффективного рынка, создания необходимой инфраструктуры и институтов рынка ценных бумаг, выработки определенных правил поведения участников рынка.
Вторая цель — развитие и формирование полноценного рынка государственных бумаг, способного быть ориентиром для финансовых рынков и решать проблемы ликвидности государственного бюджета в случае кассовых разрывов.
Третья цель — формирование необходимой законодательной базы по рынку ценных бумаг, обеспечивающей его функционирование. Сюда включаются как законодательное регулирование институтов рынка ценных бумаг, так и процессы выпуска и обращения ценных бумаг, выработка определенных требований к эмитентам по раскрытию информации о себе.
Четвертая цель — защита национального рынка от колебаний внешних мировых финансовых рынков, формирование отечественных институтов фондового рынка, способных аккумулировать средства отечественных инвесторов с последующим вложением их в российские бумаги.
Пятая цель — снижение спекулятивной направленности фондового рынка, формирование возможностей для превращения его в источник инвестиций для предприятий. Сюда же следует отнести и защиту интересов инвесторов, борьбу с суррогатами ценных бумаг и мошенничеством.
Шестая цель — предотвращение социальных взрывов и конфликтов путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов.
В стратегическом плане указанные цели должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При их решении необходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической целью государственного регулирования является обеспечение доверия инвесторов к рынку.
В качестве объектов регулирования на рынке ценных бумаг выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг и институты рынка ценных бумаг, эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Естественно, степень и методы регулирования каждой из этих групп различны. Что касается профессиональных участников рынка ценных бумаг, их деятельность предполагает обязательное лицензирование, аттестацию сотрудников и контроль со стороны органа регулирования. Что касается институтов рынка ценных бумаг, обеспечивающих заключение и совершение сделок с ценными бумагами, то можно, в свою очередь, выделить две группы институтов. Первая — организаторы торговли, регистраторы, клиринговые организации, специализированные депозитарии, депозитарии — также предполагают лицензирование и контроль со стороны регулирующего органа. Вторая группа институтов — это системы платежа, агенты паевых фондов по размещению и выкупу паев фонда, аудиторы, трансфер-агенты, работающие на основании договора с регистратором и выполняющие функцию посредника между регистратором и зарегистрированным лицом в реестре, — если и лицензируются, то не органом, регулирующим рынок ценных бумаг.
К объектам регулирования относятся и эмитенты как корпоративных, так и государственных ценных бумаг. Следует обратить внимание на то, что их государственное регулирование разделено между двумя органами по российскому законодательству. Выпуск и обращение государственных ценных бумаг относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, а выпуск и обращение корпоративных (в том числе и банковских) ценных бумаг — всецело прерогатива ФСФР. Эти органы соответственно выпускают нормативные акты, регулирующие выпуск ценных бумаг эмитентов, и контролируют исполнение законодательства эмитентами.
И наконец, последний объект воздействия государственного регулирования — инвестор. К объектам регулирования относятся частные и институциональные инвесторы. Так, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (ст. 30) предусматривает прямую ответственность инвестора за раскрытие информации при совершении крупной сделки. А Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» уточняет, что предписания ФСФР обязательны не только для профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и для всех объектов рынка. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Понятно, что регулирование деятельности инвесторов представляет собой более тонкую материю по сравнению с предыдущими объектами. Инвестор не подчиняется напрямую действиям регулирующих органов. Поэтому последние могут воздействовать на него посредством создания благоприятной законодательной базы по инвестиционному процессу, путем формирования необходимых институтов и эффективного рынка ценных бумаг, создания надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения, формирования соответствующего режима налогообложения.
К субъектам государственного регулирования следует отнести регулирующие органы исполнительной власти, правоохранительные органы, службы контроля профессиональных участников рынка, саморегулируемые организации и местные органы законодательной власти. Все они имеют возможность влиять на развитие фондового рынка или на федеральном, или на уровне субъекта Федерации.
Наибольшее значение имеет деятельность регулирующих органов федерального уровня. На первом месте стоит Федеральная служба по финансовым рынкам. В компетенции данного органа находятся вопросы законодательного регулирования эмиссии и обращения корпоративных эмиссионных ценных бумаг, квалификация новых видов ценных бумаг, создание правовой базы для деятельности профессиональных участников рынка и институтов инфраструктуры, коллективных инвесторов, лицензирование деятельности последних и аттестация их работников, контроль за их деятельностью, защита интересов инвесторов, контроль за соблюдением законодательства по рынку ценных бумаг и выработка единой государственной политики на фондовом рынке. В регионах эта функция передается региональным отделениям Федеральной службы по финансовым рынкам.
Выпуск и обращение государственных ценных бумаг относятся к компетенции Министерства финансов. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» вообще не регулирует вопросы, связанные с федеральными государственными ценными бумагами, с ценными бумагами субъектов Федерации и муниципальными государственными бумагами. Законодательное регулирование этого блока фондового рынка и контроль за ним возложены на Министерство финансов. Министерство финансов контролирует и деятельность страховых компаний.
По Закону «О рынке ценных бумаг» Центральный банк Российской Федерации является подчиненным органом в вопросах регулирования эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. ФСФР передает ему функции законодательного обеспечения эмиссии и обращения ценных бумаг кредитных организаций и их регистрации, контроля за соблюдением эмитентами законодательства. Вопросы лицензирования деятельности банков на рынке ценных бумаг по закону и по нормативным актам находятся в компетенции ФСФР. В тоже время именно Центральный банк является главным агентом Министерства финансов на рынке государственных ценных бумаг и именно он отвечает за финансовое регулирование фондового рынка. Именно Центральному банку принадлежат те инструменты, с помощью которых он может регулировать ликвидность финансовой системы, валютный курс, политику процентных ставок и состояние финансового рынка. Центральный банк является и агентом валютного контроля, отвечая за вход и выход капитала на российскую территорию. Существенную роль должен играть Центральный банк и при реализации функции антикризисного управления фондовым рынком.
Субъектом государственного регулирования выступают органы саморегулирования, объединяющие профессиональных участников рынка. Эти органы проводят государственную политику в области регулирования деятельности участников, могут вырабатывать свои стандарты поведения субъектов рынка. К сожалению, приходится констатировать, что единый взгляд на необходимость существования этих институтов отсутствует. Тем не менее опыт стран с развитым фондовым рынком подтверждает тот факт, что саморегулируемые организации иногда лучше выполняют функции регулятора, чем государственные органы.
Функцию антимонопольного регулирования рынка финансовых услуг выполняет Федеральная антимонопольная служба.
Наконец, в качестве субъектов государственного регулирования на рынке ценных бумаг выступают правоохранительные органы и суды. Приходится признать, что судебная система, существующая в стране, тормозит формирование полноценного фондового рынка. Проблема состоит не только в противоречивости сегодняшней законодательной базы, в отсутствии механизмов реализации многих правовых норм, но и в несовершенстве сложившейся судебной системы. Невозможность правового решения хозяйственных вопросов приводит к поиску других вариантов, к избирательности выносимых судебных решений. Это отрицает равенство всех сторон перед законом и не способствует построению эффективного рынка, который предполагает равенство всех участников рынка.
- Введение
- Глава 1 становление рынка ценных бумаг в россии
- 1.1. Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг
- 1.2. Структура рынка ценных бумаг
- 1.3. Этапы становления рынка ценных бумаг
- Глава 2 виды ценных бумаг
- 2.1 Понятие и сущность ценных бумаг
- 2.2. Виды и классификация ценных бумаг
- 2.2.1. Виды ценных бумаг
- 2.2.2. Классификация ценных бумаг
- Глава3 государственные ценные бумаги
- 3.1. Виды и классификация государственных ценных бумаг
- 3.2. Виды российских государственных ценных бумаг
- 3.2.1. Государственные краткосрочные облигации (гко)
- 3.2.2. Государственные долгосрочные облигации (гдо)
- 3.2.3. Облигации внутреннего валютного займа (оввз)
- 3.2.4. Облигации федерального займа (офз)
- 3.2.5. Облигации государственного сберегательного займа (огсз)
- 3.2.6. Бескупонные облигации Банка России (бобр)
- 3.2.7. Золотые сертификаты (зс)
- 3.3. Муниципальные ценные бумаги
- 3.3.1. Муниципальные облигации
- 3.3.2. Рынок муниципальных облигаций в развитых странах
- 3.3.3. Российский рынок муниципальных займов
- 3.4. Рынок еврооблигаций
- Глава 4 рынок корпоративных облигаций
- 4.1. Общая характеристика, виды и классификация облигаций
- 4.2. Стоимость и доходность облигаций
- 4.3. Выкуп облигаций
- 4.4. Эмиссия облигации
- Глава 5
- 5.1. Общая характеристика и виды акций
- 5.2. Стоимостная оценка и доходность акций
- 5.3. Дивидендная политика компании
- 5.5. Особенности эмиссии и консолидации акций
- 5.6. Специфика российского рынка акций
- Глава 6 вексель и другие ценные бумаги
- 6.1. Вексель 6.1.1. История возникновения векселя
- 6.1.2. Основные характеристики векселя
- 6.1.3. Виды векселей
- 6.1.4. Обращение векселей
- 6.2. Чек и коносамент
- 6.2.2. Коносамент
- 6.3. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков
- 6.4. Депозитарные расписки
- 6.4.1. Возникновение депозитарных расписок
- 6.4.2. Понятие депозитарной расписки
- 6.4.3. Виды депозитарных расписок
- 6.4.4. Механизм выпуска и обращения депозитарных расписок и его особенности
- 6.4.5. Выпуск adr/gdr на акции и облигации российских эмитентов
- Глава 7
- 7.1.2. Форвардный контракт
- 7.1.3. Фьючерсный контракт
- 7.1.4. Опционные контракты
- 7.1.5. Основные виды небиржевых опционов
- 7.1.6. Свопы
- 7.2. Стратегии торговли фьючерсными контрактами и биржевыми опционами
- 7.2.1. Основные виды биржевых стратегий
- 2.2. Биржевые стратегии на рынке фьючерсных контрактов
- 7.2.3. Биржевые стратегии на рынке опционов
- Глава 8 фондовые индексы
- 8.1. Принципы построения и модели расчета фондовых индексов
- 8.2. Мировые Фондовые Индексы
- 8.3. Отечественные фондовые индексы
- Глава 9 инвестиционный анализ на рынке ценных бумаг.
- 9.1. Сущность инвестиционного анализа на рынке ценных бумаг и его основные виды
- 9.2. Фундаментальный анализ, его основные направления и методы
- 9.2.1. Понятие фундаментального анализа
- 9.2.2. Основные показатели, используемые в фундаментальном анализе
- 9.3. Технический анализ и его основные методы
- 9.4. Теория рефлексивности
- Глава 10 основы портфельного инвестирования
- 10.1. Понятие портфеля ценных бумаг и основные принципы его формирования
- 10.2. Управление портфелем ценных бумаг
- 10.3. Модели оптимального портфеля ценных бумаг и возможности их практического применения
- Глава 11 профессиональные участники фондового рынка
- 11.1. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг
- 11.2. Управляющие компании и деятельность по управлению ценными бумагами
- 11.3. Клиринговая деятельность
- 11.4. Ведение реестра владельцев ценных бумаг и депозитарная деятельность
- 11.5. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг
- Глава 12 инвестиционные фонды как участники рынка ценных бумаг
- 12.1. Характеристика и виды инвестиционных фондов
- 12.2. Инвестиционные фонды в российской федерации и принципы их функционирования
- 12.3. Особенности деятельности паевых инвестиционных фондов
- Глава 13 организация торговли ценными бумагами
- 13.1. Фондовая биржа, ее функции и структура
- 13.2. Организация торгов на биржевом и внебиржевом рынках
- Глава 14 регулирование рынка ценных бумаг
- 14.1. Понятие, виды и цели регулирования
- 14.2. Цели, объекты и субъекты государственного регулирования
- 14.3. Методы государственного регулирования
- 14.4. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг