3.3.3. Российский рынок муниципальных займов
Первые выпуски ценных бумаг, эмитированных региональными и местными органами власти, были зарегистрированы Минфином России в 1992 г. на общую сумму 5,6 млрд руб. Первопроходцами в области долгового финансирования стали Московская, Нижегородская и Пермская области, а также Хабаровский край. Государственные облигации, выпускаемые администрациями субъектов РФ, получили название субфедеральных облигаций в отличие от ценных бумаг органов местного самоуправления, которые, собственно, и именуются муниципальными.
Для субъектов РФ налаживание системы заимствования имело большое значение. Как в России, так и в зарубежных странах, бюджет любого уровня не может обойтись без этого. Основная причина, по которой исполнение бюджета неосуществимо без привлечения сторонних ресурсов, — наличие кассовых разрывов. В России эта ситуация в прошлые годы усугублялась гиперинфляцией, сейчас — низкой собираемостью налогов в большинстве регионов. Займы практически устраняют проблему кассовых разрывов. Регион создает механизм, который обеспечивает аккумуляцию средств из всех источников в необходимое время.
Для исполнительной власти управление долговым портфелем, который включает в себя заем, существенно упрощается, так как появляются возможности заимствования средств из альтернативных источников. Снижается зависимость бюджета от банковского кредита, что позволяет вести заимствование под меньшую процентную ставку. Заем позволяет увеличивать срок заимствования средств и тем самым оптимально распределять нагрузку на бюджет по обслуживанию долга.
Регулирование рынка осуществляют Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство финансов РФ (регулирование деятельности эмитентов), субъекты РФ и органы муниципального самоуправления (нормативное регулирование рынка). В отличие от рынка ГКО Центральный банк не осуществляет прямого регулирования рынка субфедерального долга.
Особенность российской практики заключается в том, что в начале 90-х гг. крупнейший и наиболее ликвидный в стране рынок субфедеральных ценных бумаг сложился в Санкт-Петербурге, а не в Москве. На петербургском рынке оперативные вопросы управления каждым займом отнесены к компетенции специального органа — Наблюдательного комитета. В его состав входят представители исполнительной и законодательной власти, эмитента, Центрального банка и генерального агента, причем эмитент имеет решающий голос. Рынок существует с марта 1995 г., когда состоялось размещение первого выпуска облигаций г. Санкт-Петербурга (известны как МКО или ГГКО). С апреля 1997 г. на рынке обращаются также облигации Оренбургской области, а с февраля 1998 г. — облигации Ленинградской области, Республики Саха (Якутия) и Омской области.
Рыночный характер формирующихся ставок обусловил высокий интерес инвесторов, в том числе иностранных, к петербургскому рынку субфедеральных облигаций. Сдерживающим фактором для них является сравнительно небольшой объем петербургского рынка.
Объем рынка в Санкт-Петербурге был ограничен в основном из-за его «монокультурности». По мере продвижения к «мультикультурному» рынку это ограничение снимается. Не следует переоценивать влияние фактора ограниченности объема ресурсов в Санкт-Петербурге на объем рынка. Проблема решается путем привлечения на рынок московских и региональных дилеров, банков и компаний, работающих с нерезидентами.
Практика показала, что важнейшими макроэкономическими факторами, влияющими на конъюнктуру рынка субфедерального долга, являются уровень инфляции, величина ставки рефинансирования ЦБ, валютный курс, доходность ГКО и уровень межбанковских кредитных ставок.
Трудно переоценить значение рынка субфедеральных облигаций для региональных бюджетов.
Для Санкт-Петербурга организация эффективной системы заимствования приобрела особую актуальность. Город, занимающий 4-е место в Европе по численности населения, испытывал необходимость в привлечении средств на бюджетные цели. При этом в отличие от Москвы Санкт-Петербург не имел финансовых преимуществ, связанных со статусом столицы государства. Ключевым моментом для города при организации рынка являлась оптимизация ставки заимствования при обеспечении необходимого объема привлекаемых средств. К настоящему времени около 50% всего объема рынка муниципальных облигаций приходится на облигации г. Москвы.
Высокий уровень процентных ставок затруднял использование займа на инвестиционные цели. В этой связи подавляющее большинство субфедеральных займов имеют фискальный характер. Выручка от размещения направляется на бюджетные цели.
При размещении субфедеральных облигаций на аукционе величину ставки заимствования определяют прежде всего бюджетные параметры, кассовый план бюджета и ход его исполнения, макроэкономические и политические факторы. Следует отметить, что при первичном размещении петербургских облигаций в 1996 г. у трети выпусков ГГКО доходность к погашению была ниже, чем у аналогичных выпусков ГКО. Кроме того, петербургский рынок субфедеральных облигаций оказался более устойчивым по отношению к политическим рискам, связанным с президентскими выборами, чем рынок ГКО.
Выпуск займа позволяет государственным органам власти нижестоящего уровня привлекать средства в нужное время и повышает экономическую эффективность их работы. Эмиссия муниципальных бумаг связана, как правило, с реализацией инвестиционных проектов. С казначейскими целями осуществляется меньшее число выпусков.
В России проблема привлечения инвестиций является ключевой для развития региональной промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры. Для привлечения долгосрочных и крупномасштабных инвестиций, в частности иностранных, необходимо сначала наработать безупречную кредитную историю. На первоначальном этапе, как показывает практика, в силу различных причин власти субъектов Федерации и местных органов организуют, как правило, выпуск краткосрочных казначейских займов.
- Введение
- Глава 1 становление рынка ценных бумаг в россии
- 1.1. Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг
- 1.2. Структура рынка ценных бумаг
- 1.3. Этапы становления рынка ценных бумаг
- Глава 2 виды ценных бумаг
- 2.1 Понятие и сущность ценных бумаг
- 2.2. Виды и классификация ценных бумаг
- 2.2.1. Виды ценных бумаг
- 2.2.2. Классификация ценных бумаг
- Глава3 государственные ценные бумаги
- 3.1. Виды и классификация государственных ценных бумаг
- 3.2. Виды российских государственных ценных бумаг
- 3.2.1. Государственные краткосрочные облигации (гко)
- 3.2.2. Государственные долгосрочные облигации (гдо)
- 3.2.3. Облигации внутреннего валютного займа (оввз)
- 3.2.4. Облигации федерального займа (офз)
- 3.2.5. Облигации государственного сберегательного займа (огсз)
- 3.2.6. Бескупонные облигации Банка России (бобр)
- 3.2.7. Золотые сертификаты (зс)
- 3.3. Муниципальные ценные бумаги
- 3.3.1. Муниципальные облигации
- 3.3.2. Рынок муниципальных облигаций в развитых странах
- 3.3.3. Российский рынок муниципальных займов
- 3.4. Рынок еврооблигаций
- Глава 4 рынок корпоративных облигаций
- 4.1. Общая характеристика, виды и классификация облигаций
- 4.2. Стоимость и доходность облигаций
- 4.3. Выкуп облигаций
- 4.4. Эмиссия облигации
- Глава 5
- 5.1. Общая характеристика и виды акций
- 5.2. Стоимостная оценка и доходность акций
- 5.3. Дивидендная политика компании
- 5.5. Особенности эмиссии и консолидации акций
- 5.6. Специфика российского рынка акций
- Глава 6 вексель и другие ценные бумаги
- 6.1. Вексель 6.1.1. История возникновения векселя
- 6.1.2. Основные характеристики векселя
- 6.1.3. Виды векселей
- 6.1.4. Обращение векселей
- 6.2. Чек и коносамент
- 6.2.2. Коносамент
- 6.3. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков
- 6.4. Депозитарные расписки
- 6.4.1. Возникновение депозитарных расписок
- 6.4.2. Понятие депозитарной расписки
- 6.4.3. Виды депозитарных расписок
- 6.4.4. Механизм выпуска и обращения депозитарных расписок и его особенности
- 6.4.5. Выпуск adr/gdr на акции и облигации российских эмитентов
- Глава 7
- 7.1.2. Форвардный контракт
- 7.1.3. Фьючерсный контракт
- 7.1.4. Опционные контракты
- 7.1.5. Основные виды небиржевых опционов
- 7.1.6. Свопы
- 7.2. Стратегии торговли фьючерсными контрактами и биржевыми опционами
- 7.2.1. Основные виды биржевых стратегий
- 2.2. Биржевые стратегии на рынке фьючерсных контрактов
- 7.2.3. Биржевые стратегии на рынке опционов
- Глава 8 фондовые индексы
- 8.1. Принципы построения и модели расчета фондовых индексов
- 8.2. Мировые Фондовые Индексы
- 8.3. Отечественные фондовые индексы
- Глава 9 инвестиционный анализ на рынке ценных бумаг.
- 9.1. Сущность инвестиционного анализа на рынке ценных бумаг и его основные виды
- 9.2. Фундаментальный анализ, его основные направления и методы
- 9.2.1. Понятие фундаментального анализа
- 9.2.2. Основные показатели, используемые в фундаментальном анализе
- 9.3. Технический анализ и его основные методы
- 9.4. Теория рефлексивности
- Глава 10 основы портфельного инвестирования
- 10.1. Понятие портфеля ценных бумаг и основные принципы его формирования
- 10.2. Управление портфелем ценных бумаг
- 10.3. Модели оптимального портфеля ценных бумаг и возможности их практического применения
- Глава 11 профессиональные участники фондового рынка
- 11.1. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг
- 11.2. Управляющие компании и деятельность по управлению ценными бумагами
- 11.3. Клиринговая деятельность
- 11.4. Ведение реестра владельцев ценных бумаг и депозитарная деятельность
- 11.5. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг
- Глава 12 инвестиционные фонды как участники рынка ценных бумаг
- 12.1. Характеристика и виды инвестиционных фондов
- 12.2. Инвестиционные фонды в российской федерации и принципы их функционирования
- 12.3. Особенности деятельности паевых инвестиционных фондов
- Глава 13 организация торговли ценными бумагами
- 13.1. Фондовая биржа, ее функции и структура
- 13.2. Организация торгов на биржевом и внебиржевом рынках
- Глава 14 регулирование рынка ценных бумаг
- 14.1. Понятие, виды и цели регулирования
- 14.2. Цели, объекты и субъекты государственного регулирования
- 14.3. Методы государственного регулирования
- 14.4. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг