Тема №8: «Особенности правового регулирования хозяйственно-правовых договоров»
1. Хозяйственный договор: понятие, условия заключения, существенные условия.
2. Общий порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров. Особенности заключения предварительных договоров.
3. Особенности заключения хозяйственных договоров на основании государственного заказа.
4. Особенности заключения хозяйственных договоров на биржах, ярмарках и публичных торгах.
1. Законодательство не содержит легального определения понятия «хозяйственный договор», однако статья 626 ГК Украины определяет договор - как соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Категории «договор» и «хозяйственный договор» соотносятся как общее и частное. Под хозяйственным договором понимается соглашение имущественного характера между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйствующими субъектами — юридическими лицами, которое устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности сторон при осуществлении хозяйственной деятельности.
При заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе:
- свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, не противоречащие законодательству;
- примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключения ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;
- типового договора, утвержденного КМУ, либо в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;
- договора присоединения, предложенного одной стороной для других возможных субъектов, когда эти субъекты при вступлении в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.
Согласно ч.1 ст.634 ГК Украины договором присоединения - является договор, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах, который может быть заключен только путем присоединения другой стороны к предлагаемому договору в целом.
Содержание хозяйственного договора составляют условия договора. По своему юридическому значению все условия делятся на:
существенные,
обычные;
случайные.
Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Договор не будет считаться заключенным до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий. Круг существенных условий зависит от особенностей конкретного договора. Существенными считаются и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это означает, что по желанию одной из сторон в договоре существенным становится и такое условие, которое не признано таковым законом или иным правовым актом.
В отличие от существенных, обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Обычные условия предусмотрены в соответствующих нормативно-правовых актах и автоматически вступают в действие в момент заключения договора. Случайными называются такие условия, которые изменяют либо дополняют обычные условия. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Их отсутствие, так же как и отсутствие обычных условий, не влияет на заключение договора. Однако в отличие от обычных условий, они приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора.
Стороны хозяйственного договора при заключении хозяйственного договора обязаны согласовать предмет, цену и срок действия договора. Законодателем эти условия хозяйственных договоров определены как существенные и без достижения соглашения по этим условиям хозяйственный договор не может считаться заключенным.
Срок исполнения договора определяется законом, договоренностью сторон, а в определенных случаях, таких как госзаказ, актами централизованного планирования. Он может определяться:
конкретной датой;
периодом;
моментом востребования.
Условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять:
наименование (номенклатуру, ассортимент);
количество продукции (работ, услуг);
требования к их качеству.
Цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При достижении соответствующего соглашения сторон в хозяйственном договоре могут быть предусмотрены доплаты к установленной цене за продукцию (работы, услуги) высшего качества или выполнения работ в сокращенные сроки сравнительно с нормативными.
При признании согласованной сторонами в договоре цены, нарушающей требования антимонопольно-конкурентного законодательства, антимонопольный орган имеет право требовать от сторон изменения условия договора по цене.
2. Заключение хозяйственного договора — это встречные договорно-процедурные действия двух или более субъектов хозяйствования по определению условии договора, которые отвечают их реальным намерениям и экономическим интересам, а также юридическое оформление договора (придание этим условиям определенной формы).
Хозяйственный договор, как правило, заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями. Кроме того, договорные отношения между сторонами могут быть установлены упрощенным способом — путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При этом предложение заключить договор должно быть четко высказано и выражать настоящее намерение хозяйствующего субъекта заключить договор. Предложение считается достаточно определенным, если в нем указаны все существенные условия договора или порядок их определения.
Проект договора (оферта) может быть предложен любой из сторон. В случае, если проект договора составлен как единый документ, он предоставляется другой стороне в двух экземплярах.
Сторона, получившая проект договора, при согласии с его условиями оформляет договор в соответствии с требованиями части первой настоящей статьи и возвращает один экземпляр договора другой стороне или направляет ответ на письмо (акцепт), факсограмму и т.п. в 20-тидневный срок после получения договора.
При наличии возражений по отдельным условиям договора сторона, получившая проект договора, составляет протокол разногласий, о чем делается оговорка в договоре, и в двадцатидневный срок направляет другой стороне два экземпляра протокола разногласий вместе с подписанным договором.
Сторона, которая получила протокол разногласий к договору, обязана рассмотреть его в двадцатидневный срок, и в этот же промежуток времени принять меры для урегулирования разногласий с другой стороной и включить в договор все принятые ею предложения стороны, направившей протокол разногласий.
Однако возможна ситуация, в которой сторонам даже после принятия всех мер по урегулированию разногласий не удается достичь соглашения по отдельным условиям договора и ряд разногласий остается неурегулированным. В этом случае сторона, получившая протокол разногласий, имеет право в двадцатидневный срок, отведенный для рассмотрения протокола разногласий, передать на рассмотрение суда неурегулированные разногласия. Однако законодателем определено условие, в зависимость от которого ставится возможность передачи на рассмотрение суда неурегулированных сторонами разногласий. Передать на рассмотрение суда преддоговорный спор сторона, получившая протокол разногласий, может лишь в случае получения согласия на это от другой стороны. Это условие не распространяется на преддоговорные споры, возникающие:
при заключении договора, основанного на государственном заказе;
при заключении договора заключение которого является обязательным для сторон на основании закона;
в случае если сторона-исполнитель по договору признана монополистом на определенном рынке товаров (работ, услуг).
Сторона договора, считающая необходимым изменить или расторгнуть договор (заинтересованная сторона), обязана направить другой стороне предложение об изменении или расторжении договора. Другая сторона обязана в установленный двадцатидневный срок направить стороне, сделавшей предложение об изменении или расторжении договора:
либо извещение о согласии с предложением;
либо извещение об отказе от предложения;
либо извещение о согласии изменить договор на иных условиях.
В первом случае договор считается соответственно измененным или расторгнутым в момент получения извещения о согласии стороной, сделавшей предложение об изменении или расторжении договора.
Во втором случае, а также в случае неполучения ответа в установленный срок, заинтересованная сторона вправе обратиться с требованием об изменении или расторжении договора в суд, который и разрешит возникший спор.
В третьем случае сторона, сделавшая предложение об изменении договора, может согласиться с предложением контрагента. В такой ситуации договор считается измененным на условиях, предложенных контрагентом. Если сторона, сделавшая предложение об изменении договора, не согласится со встречным предложением контрагента, она вправе обратиться в суд с требованием об изменении договора. В этой ситуации условия, подлежащие изменению, будут определяться решением суда.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в установленный двадцатидневный срок с учетом времени почтового оборота.
По целям и последствиям, которые наступают в результате заключения договоров, они подразделяются на предварительные и основные. Сущность предварительного договора состоит в том, что его стороны обязуются в будущем заключить основной договор (на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг). Предварительный договор называют также «договор о договоре». Такой договор необходим относительно тех хозяйственных отношений, в которых для заключения основного договора надо осуществить ряд действий, без которых его невозможно заключить (например, подряд на капитальное строительство сложного объекта). Стороны должны определить существенные условия основного договора в предварительном договоре, и основной хозяйственный договор они должны заключить на условиях, предусмотренных предварительным договором. В предварительном договоре может быть указан срок заключения основного. При отсутствии такого условия считается, что основной договор должен быть заключен в течение 1 года с момента подписания предварительного договора.
К заключению предварительных договоров не применяется общий процедурный порядок заключения хозяйственных договоров. Предварительный договор должен иметь такую же форму, что и основной договор, а если она не установлена, письменную форму (ст. 635 ГК).
В том случае, когда сторона, которая заключила предварительный договор, получив проект договора от другой стороны, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона имеет право требовать заключения такого договора в судебном порядке. Кроме того, сторона, которая необоснованно уклоняется от заключения договора, предусмотренного предварительным договором, должна возместить другой стороне убытки, нанесенные просрочкой.
Основанием прекращения этого обязательства, равно как и самого предварительного договора, является юридический факт — окончание срока, в течение которого стороны должны заключить основной договор (при условии, что ни одна из сторон не направит проект основного договора другой стороне в пределах указанного срока).
3. Заключение хозяйственного договора обязательно для сторон, если он основан на государственном заказе. Государственные заказы на поставку продукции являются обязательными для:
государственных предприятий, учреждений и организаций,
акционерных обществ, в уставном фонде которых контрольный пакет акций принадлежит государству,
арендных предприятий, основанных на государственной собственности,
субъектов хозяйственной деятельности Украины всех форм собственности — монополистов на соответствующем рынке если выполнение государственного заказа не вызывает убытков указанным исполнителям государственного заказа.
Государственный контракт — это договор, заключенный государственным заказчиком от имени государства с исполнителем государственного заказа, в котором определяются права и обязанности сторон и регулируются взаимоотношения заказчика и исполнителя.
Заказчиками по государственным контрактам являются:
Управление делами ВРУ;
Хозяйственное управление Секретариата КМУ;
Госстрой и Госстандарт;
Госкомэнергосбережение;
Минкультуры;
Минобороны;
Министерство здравоохранения;
Минтруда;
Минпромполитики;
Госкомстат;
Минтранс;
Минфин.
Исполнители государственного заказа — это субъекты хозяйственной деятельности Украины всех форм собственности, которые изготовляют и поставляют продукцию для государственных нужд в соответствии с условиями заключенного государственного контракта.
Государственные заказчики обеспечиваются КМУ финансовыми ресурсами в объемах, необходимых для полной оплаты государственного заказа и являются ответственными за удовлетворение государственных нужд в соответствующей продукции. Обязательства государственных заказчиков по договорам на основании государственного заказа (государственного контракта) обеспечиваются государством в лице КМУ таким способом обеспечения выполнения обязательства как гарантия.
Государственный контракт излагается в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями. Заключение хозяйственных договоров на основании государственного заказа упрощенным способом, то есть путем обмена письмами, факсограммами, телеграммами, телефонограммами и т.п., а также путем подтверждения принятия к выполнению заказов не допускается.
Считается нарушением хозяйственного законодательства уклонение от заключения договора на основании государственного заказа. Это в соответствии со ст. 218 ХК Украины является основанием хозяйственно-правовой ответственности и влечет за собой применение хозяйственных санкций.
Ответственность за невыполнение государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд предусмотрена в ЗУ «О поставках продукции для государственных нужд». В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд с виновной стороны взыскивается предусмотренная контрактом неустойка (штраф, пеня), а также возмещаются нанесенные убытки. При необоснованном отказе исполнителя государственного заказа от заключения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд в случаях, когда обязательность его заключения установлена законодательством и при наличии технических возможностей его выполнения, исполнитель уплачивает государственному заказчику штраф в размере стоимости государственного контракта.
Уплата неустойки (штрафа, пени), а также возмещение убытков в случае ненадлежащего выполнения обязательств по государственному контракту не освобождают исполнителя от выполнения государственного контракта в натуре.
При невыполнении государственным заказчиком обязательств по государственным контрактам, государственный заказчик возмещает исполнителю государственного заказа нанесенные ему убытки, включая ожидаемую и неполученную прибыль. В случаях отказа государственного заказчика от закупки продукции, которая изготовлена по государственному контракту (кроме случаев, когда государственный заказчик отказывается полностью или частично от оплаты продукции, если она не отвечает требованиям по качеству продукции, установленным действующим законодательством Украины и государственным контрактом), исполнитель государственного заказа реализует ее по своему усмотрению, при этом заказчик возмещает исполнителю дополнительные расходы, связанные с реализацией, а в случае невозможности реализации продукции — нанесенные ему убытки, включая ожидаемую и неполученную прибыль.
Споры, возникающие между государственным заказчиком и исполнителем государственного заказа при заключении государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд, рассматриваются хозяйственными судами.
4. Особенности заключения хозяйственных договоров на биржах, ярмарках и публичных торгах закреплены в нормативно-правовых актах которыми регулируется деятельность соответствующих бирж, ярмарок и публичных торгов.
Специальные правила действуют при заключении биржевых сделок (договоров), называемых биржевыми операциями. В соответствии со ст. 15 ЗУ «О товарной бирже» от 10.12.91 г. биржевой операцией признается сделка, которая отвечает совокупности таких условий:
если она представляет собой куплю-продажу, поставку либо обмен товаров, допущенных к обороту на товарной бирже;
если ее участники — члены биржи;
если она подана на регистрацию и зарегистрирована на бирже не позднее следующего за ее заключением дня.
Биржевая сделка считается заключенной с момента ее регистрации на бирже, которую осуществляет регистрационное бюро (палата) биржи. Сделки, заключенные на бирже, не требуют нотариального удостоверения.
Ярмарка — это краткосрочная выставка, которая регулярно повторяется в определенном месте под традиционным названием в обусловленный срок с целью изучения спроса на товары и дальнейшей их продажи. Во время проведения этого мероприятия участники — юридические и физические лица — демонстрируют свои товары, услуги, технологии и т. д. с целью реализации их непосредственно на ярмарке оптовому или розничному покупателю и возможности заключения с ним соответствующих договоров. Ярмарки подразделяются на оптовые и розничные. Заключение договоров на поставку товаров производится непосредственно на ярмарке.
Договоры на продажу (поставку) товаров на ярмарках заключаются по представленным предприятиями образцам и моделям товаров, а в отдельных случаях — по каталогам, проспектам и другим материалам, характеризующим товары. Образцы товаров должны быть снабжены ярлыками с указанием наименования товара, стандартов или технических условий. Образцы товаров отгружаются (доставляются) на ярмарку предприятиями поставщиками за их счет. Представители участников ярмарки должны иметь надлежащим образом оформленные полномочия для заключения договоров и согласования спецификаций. Особенности проведения ярмарок регулирует Положение «О порядке проведения межобластных оптово-промышленных ярмарок», утвержденное постановлением КМУ от 30.08.95 г. № 693.
Публичными торгами (аукционом) считается:
1) способ продажи товаров с торгов в заранее определенное время покупателю, который предложил самую высокую цену (простой аукцион);
2) система торговли ценными бумагами, кредитными ресурсами через брокеров на фондовой бирже;
3) распродажа.
Этот способ заключения договоров широко применяется, например, при заключении договоров приватизации государственного имущества. Сущность указанного способа состоит в том, что договор заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги. Таким способом может быть заключен любой договор, если иное не вытекает из его существа. Некоторые договоры о продаже имущества или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Публичные торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемого имущества или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Посредством публичных торгов специализированными организациями осуществляется реализация заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором, а государственных предприятий и открытых акционерных обществ, созданных в процессе корпоратизации, все акции которых находятся в государственной собственности — исключительно с публичных торгов. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права, либо специализированные организации.
- Тема11. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности…………...73
- Тема 12. Правовое регулирование банкротства………………………………………..77
- Тема 13. Инвестирование предпринимательской деятельности……………………..84 Тема №1: «Хозяйственное право и хозяйственное законодательство»
- Предмет и метод хозяйственного права.
- Хозяйственные правоотношения. Субъекты хозяйственного права, их виды, права и обязанности.
- Хозяйственное законодательство, его система, признаки и источники.
- Тема №2: «Виды хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования»
- Тема №3: «Условия осуществления предпринимательства в Украине»
- Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства.
- Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности.
- 3.Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.
- Тема №4: «Правовой статус предприятий и граждан-предпринимателей»
- Тема №5: «Правовой статус хозяйственных обществ в Украине»
- 2. Участники хозяйственного общества имеют право:
- Тема №6: «Правовой статус хозяйственных объединений в Украине»
- 1. Понятие, признаки, виды и организационно-правовые формы объединений предприятий.
- 2. Особенности правового статуса промышленно-финансовых групп в Украине.
- 3. Особенности правового статуса ассоциированных предприятий (холдинговых компаний) в Украине.
- Тема №7: «Общие положения о хозяйственных обязательствах»
- Понятие, виды и основания возникновения хозяйственных обязательств.
- Общие условия выполнения хозяйственных обязательств.
- Общие условия прекращения хозяйственных обязательств.
- Тема №8: «Особенности правового регулирования хозяйственно-правовых договоров»
- Тема №9: «Правовые основы банковского кредитования».
- 2. Кредитные правоотношения и правовая природа кредитного договора.
- 3. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств.
- Тема №10: «Правовые основы денежного обращения и расчетов»
- 2. Правовая природа договора банковского счета.
- 3. Порядок расчетов в хозяйственном обороте.
- 4. Формы и виды безналичных расчетов на территории Украины.
- Тема11: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- §1. Законодательство о внешнеэкономической деятельности
- §2. Понятие, принципы и виды внешнеэкономической деятельности
- §3. Субъекты внешнеэкономической деятельности
- §4. Формы гос. Регулирования внешнеэкономической деятельности
- § 5. Особенности режима иностранных инвестиций на территории Украины. Порядок гос. Регистрации их.
- §2. Основания для применения банкротства
- §3. Производство в делах о банкротстве
- Собрание кредиторов организует распорядитель имуществом
- По ходатайству комитета кредиторов суд выносит решение о проведении санации и назначает управляющего санацией.
- Прекращение производства по делу о банкротстве, если:
- Деятельности
- §2. Объекты и субъекты инвестирования
- §3. Правовые формы инвестиционной деятельности
- §4. Понятие и виды кредита Кредит как форма инвестирования
- Виды кредитов:
- По организации кредитных отношений:
- По цели:
- По срокам:
- §5. Виды сэз
- Виды сэз:
- По функциональному назначению:
- По характеру взаимодействия и национальной экономикой:
- По субъектам хоз. Деятельности: