logo search
UP_FIK_p2

Общий бюджет.

  1. Оперативный бюджет включает:

- общепроизводственных;

- общецеховых;

- производственной себестоимости;

- цеховой себестоимости;

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов;

- полной себестоимости;

  1. Финансовый бюджет включает:

Бюджетное планирование в организации должно охватывать её структурные подразделения и службы.

По подразделениям и службам должны составляться функциональные бюджеты:

- бюджет фонда оплаты труда;

- бюджет материальных затрат;

- бюджет потребления энергии;

- бюджет амортизации;

- бюджет прочих расходов.

При разработке бюджетов структурных подразделений и служб организации необходимо руководствоваться принципом декомпозиции:

- бюджеты цехов – части бюджета производства;

- бюджет производства – часть сводного (комплексного) бюджета.

Сводный бюджет структурного подразделения или службы и функциональные бюджеты целесообразно разрабатывать ежемесячно. При этом функциональные бюджеты должны содержать не только данные на месяц, но и по дням. Для того, чтобы контролировать выполнение функционального бюджета в его форме должны быть графа «факт (ежедневно и с начала месяца)» и «отклонение (ежедневно и с начала месяца)».

Сводный бюджет по подразделениям может быть представлен следующим образом.

Бюджеты

Размер бюджетов структурных подразделений

Итого сводный бюджет

производственные подразделения

(цеха)

функциональные службы

непромышленная группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Фонд оплаты труда

ФОТ1

ФОТ2

ФОТ3

ФОТ4

ФОТ5

ФОТ6

ФОТ7

ФОТ8

ФОТ9

SUMФОТ

Материальные затраты

МЗ1

МЗ2

МЗ3

МЗ4

МЗ5

МЗ6

МЗ7

МЗ8

МЗ9

SUMМЗ

Энергопотребление

ЭП1

ЭП2

ЭП3

ЭП4

ЭП5

ЭП6

ЭП7

ЭП8

ЭП9

SUMЭП

Амортизация

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

SUMА

Прочие расходы

ПР1

ПР2

ПР3

ПР4

ПР5

ПР6

ПР7

ПР8

ПР9

SUMПР

Итого

Бюджет подразделений

SUM1

SUM2

SUM3

SUM4

SUM5

SUM6

SUM7

SUM8

SUM9

SUMБП

Бюджеты цехов

Бюджеты функциональных служб

Бюджеты непромышленной группы

Сводный бюджет в целом по организации состоит из доходной и расходной частей. Оптимальным является бюджет, в котором эти части равны.

В доходной части – сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год).

В расходной – направления использования поступлений.

Суть бюджетирования сводится в большинстве случаев к утверждению предельных расходов по отдельным статьям, свыше которых финансирование либо запрещается, либо разрешается только с одобрения руководства, и контролю за их осуществлением в рамках установленных лимитов.

Статьи расходов делятся на защищенные и незащищенные. За защищенными статьями расходов закрепляется приоритетное финансирование в случае получения меньшей выручки, дохода, чем планировалось. К защищенным обычно относятся те статьи затрат, без которых невозможно осуществление самой деятельности предприятия (заработная плата, аренда помещений, расходы на коммунальное обслуживание, связь, проценты за кредит, ремонт оборудования и т. п.).

Отдельно обычно выделяются переменные затраты, финансирование которых является приоритетным (т. е. они являются «сверхзащищенными»). Финансовый менеджер, исходя из поступлений денежных средств, в первую очередь выделяет средства на финансирование переменных затрат, затем защищенных статей, а в конце – незащищенных.

Вложения в долгосрочные активы могут быть отнесены или к защищенным, или к незащищенным статьям расходов в зависимости от их значимости для дальнейшей деятельности предприятия.

В целях организации системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделить четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений):

  1. по доходам (управление маркетинга и коммерческое управление);

  2. по расходам (управление производством и управление технического обеспечения и ремонта);

  3. по прибыли (управление финансами и экономикой);

  4. по инвестициям (управление техническим развитием и управление по работе с персоналом).

Для максимально оперативного (ежедневного) получения информации об исполнении бюджета организации и реализации возможности вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления её финансовыми средствами рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности организации (на базе компьютерной локальной сети).