Вопрос 4. Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками
В Казахстане собственная банковская система появилась после получения суверенитета, в декабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон « О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. В 1993 г. акционерно-комерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.
После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК «О банках и банковской деятельности» имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, «О Национальном банке Республики Казахстан». Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы.
Произошло расширение предложения банковских услуг клиентам за счет следующих инновационных банковских услуг, появившихся в период с 2000 года, представленных в таблице 1.
Таблица – 1. Инновационные банковские услуги казахстанских коммерческих банков
№ п/п
| Название инновационной банковской услуги
| Краткое описание инновационной услуги
| |
1
| Срочные электронные переводы по Казахстану
| Ускоренные электронные денежные переводы физических лиц без открытия счета по филиальной сети банка по Казахстану, основанные на использовании новейших технологий.
| |
2
| Срочные электронные переводы по СНГ
| Ускоренные электронные денежные переводы физических лиц по СНГ без открытия счета. Они проводятся по банкам, которые являются участниками данной системы переводов с использованием специального программного обеспечения. | |
3
| Переводы по системе «Western Union»
| Срочный перевод по международной системе «Western Union» без открытия счета или использования кредитной карточки по всему миру за 10 минут на основе использования новой электронной технологии и собственной уникальной компьютерной сети для клиентов предусмотрено удобное время в любом из более 90 000 отделений.
| |
4
| Переводы по системе «Money Gram»
| Срочный перевод денег физических лиц по международной системе «Money Gram» по всему миру. Маниграмма - это срочная денежная телеграмма с гарантированным получением денег через 15 минут, которая также содержит небольшой текст.
| |
5
| Услуги по ускоренному сбору наличных денег
| Усовершенствованная ускоренная система сбора и контроля наличности по всему Казахстану путем зачисления выручки па единый банковский счет компании, на основе использования Интернет-технологии, которая позволяет одновременно работать по всем филиалам банка в любой точке страны в режиме реального времени. | |
6
| Обслуживание по платежным карточкам с микропроцессором
| Усовершенствованная платежная карточка со встроенным микропроцессором (чиповая карточка), содержащая в памяти информацию о банковских услугах и продуктах, другую информацию. Позволяет выполнять большой объем команд и работать в режиме off-line. Чиповые карточки сложнее подвергаются подделке и не подвержены воздействию магнитных полей. Чиповые карточки ускоряют и облегчают проведение различных операций.
| |
7
| Телебанкинг
| Дистанционный доступ к банковским услугам и продуктам по телефону, что позволяет получать автоматические ответы с сервера банка и проводить операции из заранее определенного набора цифр, вводя их коды в тоновом режиме. Платежи осуществляются с карт-счетов посредством стационарного телефона, через Интернет, имеют свою систему защиты.
| |
8
| Интернет-банкинг, homebanking
| Электронный дистанционный доступ к серверу банка для проведения операций (исключая операции с наличными), получения банковских услуг и другой информации посредством использования любого компьютера, подключенного к сети Интернет через web-браузер с любой точки земного шара в течении 24 часов. Самообслуживание осуществляется в режиме реального времени (on-line) на специальных сайтах банков в Интернете. | |
9
| Проектное кредитование (финансирование)
| Новая форма финансирования инвестиционных проектов с повышенным риском за счет доходов, получаемых от их реализации в будущем с использованием специальных механизмов путем создания специальной проектной компании разумным распределением проектных рисков между участниками проекта.
| |
10
| Торговое финансирование
| Кредитование внешнеэкономической деятельности (движения товаров и услуг через границу суверенных государств), которое основано на оценке специфических рисков внешнеэкономической сделки, движения финансовых потоков от импортера к экспортеру, коммерческих и финансовых документов.
| |
11
| Форвардные услуги
| Форма кредитования внешнеэкономической деятельности. Форвардные сделки - это сделки на реальный товар с поставкой в будущем по цене, зафиксированной в контракте, длительность его срока устанавливается биржей.
| |
12
| Фьючерсные услуги
| Обслуживание фьючерсных сделок. Фьючерсная сделка характерна для фондовых и валютных бирж, это разновидность срочной валютной сделки, условия которых определены заранее и стандартизированы. Фьючерсный контракт - это соглашение по покупке/продаже финансовых инструментов или товаров в будущем в оговоренный срок по цене, установленной сегодня (при заключении контракта).
| |
13
| Опционные сделки
| Разновидность форвардной срочной сделки. Форвардный опцион - это контракт заключенный двумя контрагентами, один их которых выписывает и продает опцион, а другой покупает его и получает право в течение оговоренного в условиях опциона срока либо купить по фиксированной определенную сумму иностранной валюты у продавца опциона, либо продать определенную сумму валюты продавцу опциона.
| |
14
| Факторинговые услуги
| Разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика (клиента) и связанной с переуступкой им факторинговой компании или банку неоплаченных платежей-требований за поставленные товары, выполненные работы или предоставленные услуги.
| |
15
| Форфейтинговые услуги
| Своеобразная форма кредитования экспортеров (продавцов) при продаже товаров, применяется во внешнеторговых операциях. Форфейтинг представляет собой покупку экспортных требований банком-форфейтером с исключением права регресса на экспортера в случае неуплаты.
| |
16
| Андеррайтинг
| Гарантированное размещение на рынке облигационного займа или пакета акций на согласованных с эмитентом условиях за специальное вознаграждение.
| |
17
| Корпоративное финансирование
| Представляет собой высококвалифицированную помощь и содействие в развитии деятельности клиентов, которое подразумевает оказание финансовых консультаций, проведение рыночных исследований, подготовку и разработку схем по слияниям и поглощениям компаний.
| |
18
| Фидуциарные услуги
| Доверительное управление имуществом клиента. Фидуциарий - это юр. или физ. лицо, управляющее имуществом или несущее ответственность за него в интересах данного лица. Полученные активы не входят в активы банков.
|
Вопросы для самоконтроля:
Что понимается под термином: «автоматизация банковских операций» и чем обусловлена необходимость создания и развития банковских технологий?
Перечислите этапы истории создания и применения АС обработки банковской информации и дайте их характеристику.
Дайте характеристику банковской системы Республики Казахстан, ее становлению и развитию.
Перечислите инновационные банковские услуги казахстанских коммерческих банков и дайте им краткую характеристику.
Что является предметом изучения дисциплины «Компьютерные технологии в банках»?
Литература:
Ясенев, В.Н. Информационные системы и технологии в экономике [Электронный ресурс] : электронный учебник/ В.Н. Ясенев .- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
Мелихов, Н. В. Информационные технологии управления [Текст] : учебное пособие/ Н. В. Мелихов .- Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2008.- 166 c.
Информационные системы и технологии управления [Электронный ресурс] : электронный учебник/ под ред. Г.А. Титоренко .- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
- Вопрос 2. История и предпосылки развития компьютерных информационных технологий в финансово-кредитной сфере
- Вопрос 3. Характеристика состава основных пользователей финансовой информации предприятия
- Вопрос 4. Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками
- Тема 2. Информационные системы и технологии банка
- Вопрос 1. Понятие, роль, особенности информации
- Вопрос 2. Понятие информационных систем и технологий. Структура информационной системы
- Вопрос 3. Банковские технологии
- Вопрос 4. Использование встроенных функций ms Excel.
- Тема 3. Информационное обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Структура и содержание информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение.
- Вопрос 2. Информационное обеспечение банковской деятельности.
- Тема 4. Техническое обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Понятие, структура технического обеспечения.
- Вопрос 2. Технические решения банковских технологий
- Вопрос 3. Банковское оборудование
- Тема 5. Программное обеспечение банковской деятельности
- Вопрос 1. Понятие и классификация программного обеспечения
- Вопрос 2. Программное обеспечение информационных технологий в банках
- Вопрос 3. Обзор финансово-аналитических систем
- Тема 6. Использование программного комплекса Deductor Academic в оценке кредитоспособности заемщика
- Вопрос 1. Сущность методики Data Mining
- Вопрос 2. Построение модели оценки (классификации) потенциальных заемщиков на основе аналитической платформы Deductor Academic.
- Тема 7. Электронные банковские сети. Интернет- банкинг.
- Вопрос 1. Корпоративная сеть банка
- Вопрос 2. Основные банковские коммуникационные сети. Международная банковская система swift.
- Вопрос 3. Электронные системы межбанковских расчетов в Казахстане.
- Вопрос 4. Интернет-банкинг: состояние, проблемы и перспективы развития
- Тема 8. Проектирование информационных систем в экономике
- Вопрос 1. Принципы проектирования иэс.
- Вопрос 2. Понятие жизненного цикла ис. Этапы проектирования.
- Вопрос 3. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач. Методика постановки задачи.
- Вопрос 4. Экономическая эффективность аит
- Тема 9. Защита информации.
- Вопрос 1. Компьютерные преступления и средства защиты информации. Обзор угроз безопасности.
- Основные направления компьютерных преступлений
- Вопрос 2. Методы и средства защиты информации
- Вопрос 3. Особенности защиты банковской информации