logo search
ГОСЫЫ

44. Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф.

Платежный баланс – важный государственный документ, который в денежных показателях отра-

жает состояние международного экономического обмена и других видов общения граждан и учреждений страны с внешним миром.

Платежный баланс Российской Федерации - статистическая система, в которой отражаются все валютные операции между резидентами и нерезидентами Российской Федерации, связанные со сменой прав собственности на товары, услуги, финансовые активы, предоставление труда и капитала.В настоящее время основным законодателем в данной области является статистическая служба Международного валютного фонда.В нашей стране составлением и публикацией платежного баланса занимается Банк России. «Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса являются: Федеральный закон № 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года; Федеральный закон № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 года; Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года № 849. В соответствии с данными законодательными и нормативными актами ответственность за составление платежного баланса возложена на Центральный банк Российской Федерации, который правомочен самостоятельно определять методологию формирования статистических и аналитических показателей и порядок их распространения…»

Правила Формирования Платежного баланса: 1.принцип равенства его частей. Принцип равенства частей означает, что общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета платежного баланса. 2.принцип двойной записи. Использование двойной записи предполагает, что каждая сделка записывается одновременно на двух счетах: и дебетовом, и кредитовом.

Структура Платежного баланса : 1.Торговый баланс. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.

2. Баланс услуг и некоммерческих платежей. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т.д.

Особую позицию в платежном балансе занимают односторонние переводы. В их числе:

– государственные операции (субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации)

- частные операции (переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину). Этот вид операций имеет большое экономическое значение.

3. Баланс движения капиталов и кредитов Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. Эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний.

Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.

Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках, перемещение денежного капитала между банками.

Собственный капитал банка, его структура и функции. Достаточность капитала банка.

В состав собственного капитала входят:

1. Уставный капитал – это организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется учредительным договором и закрепляется в уставе банка.

2. Резервные фонды – формируются коммерческими банками в размере не менее 15% оплаченной суммы уставного фонда и могут составлять от 25% до 100% уставного капитала. Основным источником их формирования служит чистая прибыль. Они создаются с целью защиты банка от общих рисков, связанных с основной деятельностью, по которым не формируются специальные резервы.

3. В КБ создаются аналогично резервному прочие фонды (для производственного и социального развития банков): фонд специального назначения, фонд накопления.

4. Добавочный капитал включает: прирост стоимости имущества при переоценке, порядок которой определяется отдельными нормативными документами БР; эмиссионный доход, полученный в период эмиссии как разница между стоимостью размещения акций и их нормативной стоимостью, который образуется у акционерных банков; стоимость имущества, безвозмездно полученного в собственность от организаций и физических лиц.

5. Страховые резервы образуются при совершении конкретных операций банка с целью снижения рисков по отдельным операциям.

6.Нераспределенная прибыль также относится к собственным средствам банка, поскольку в условиях рыночной экономики принципы деятельности коммерческих банков предполагают самостоятельное распоряжение прибылью, остающейся после уплаты налогов, дивидендов и отчислений в резервный капитал.

Достаточность капитала отражает общую оценку (главным образом регулирующими органами) надежности банка.

Это означает, что банк будет считаться надежным в части его капитала, если параметры последнего укладываются в расчетные нормативы, выработанные эмпирическим путем либо банковским сообществом, либо органом, регулирующим банковскую деятельность.

(это в конце)По требованиям Базель III (комитет по банковскому надзору) К 2015 году банки должны будут увеличить собственный капитал до 300млн.руб. Чтобы укрепить собственный капитал, банки должны привлечь новых участников и акционеров.

Базель-3 : основные изменения (%)

Элемент регулирования

Предлагаемые изменения

Минимальное значение капитала I (первого уровня)

Увеличение с 4 до 6 %

С 01.01.2013 - 4,5%

С 01.01.2014 - 5,5%

С 01.01.2015 - 6%

Преобладание базового капитала

Резервный буфер

Используется для снижения рисков в периоды шоков системного происхождения на финансовых рынках. Резервный буфер должен быть сформирован исключительно из собственного капитала. Банки должны будут поддерживать резервный буфер на уровне 2,5%, тем самым увеличив требования к собственному капиталу до 7% (4,5% капитал I + 2,5% резервный буфер).

Банки, которые не будут формировать резервное покрытие, столкнуться с ограничениями на выплаты дивидентов, обратный выкуп акций и выплаты премий

Контроциклический буфер

Составит 0 - 2,5% от собственного капитала.

Точное значение устанавливается в зависимости от конкректных обстоятельств национальным регулятором

Капитал I (базовая компонента)

Увеличивается с 2 до 4,5%

С 01.01.2013 - 3,5%

С 01.01.2014 - 4%

С 01.01.2015 - 4,5%

Нормативы ликвидности

Норматив покрытия ликвидности (Liquidity Coverage Ratio) – с 01.01.2015.

Норматив чистых устойчивых пассивов (Net Stable Funding Ratio).

Дополнительные меры по отслеживанию показателей ликвидности, сфокусированные на:

несовпадениях в срочной структуре активов и пассивов;

концентрации фондирования;

доступных необремененных активах

Соотношение собственных и заемных средств

Расчет на основе капитала I.

Сдерживает разрастание банковского баланса

Минимальные требования к капиталу

Сохраняются на уровне 8%

С учетом резервного буфера общий размер капитала увеличивается до 10,5% от взвешенных с учетом риска активов, из которых 8,5% - капитал первого уровня