8 . Бюджет государства и его роль в социально-экономическом развитии страны. Федеральный бюджет рф на 2013-2015гг.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в целях политики принятой, на данном историческом этапе. Одним из механизмов позволяющим государству проводить экономическую и социальное политику, является финансовая система государства.
Центральное место в системе страны занимает федеральный бюджет, имеющей силу ФЗ, финансовый план государства, в котором фиксируется не только цифры доходов и расходов, но и все основные параметры экономического развития страны. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределения ВВП и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются на всей территории территории РФ по единым нормативам, а расходы предназначенное для исполнения расходных обязательств РФ и осуществляется в интересах и на благо всего государства. Использования федеральными органами государственное власти иных форм образования и расходования ДС предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ не допускаются.
Особенности федерального бюджета 2013-2015гг.: 1.снижение доходов, 2.снижении расходов, 3.снижения дефицита федерального бюджета, 4.рост социальных расходов.
Характеристики федеральные бюджета: 2013 (ВВП:66,5трл. руб., Доходы:13,9трл.руб., Расходы: 13,4 трл.руб., Дефицит:0,5 трл.руб.), 2014 (ВВП: 74 трл. руб., Доходы: 14 трл.руб., Расходы: 14,2 трл.руб., Дефицит:0,2 трл.руб.), 2015 (ВВП: 83 трл. руб., Доходы:15,6 трл.руб., Расходы: 15,6 трл.руб., Дефицит: - 0,01 трл.руб.)
Основой цены бюджет политики 2013-2015гг. является: 1.укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости, 2. Разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года, 3.определение параметров развития пенсионной системы, 4. создание условий, для оказания качественных государственных услуг, 5.разработка и реализация нового этапа о развитии межбюджетных отношений.
Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости законодательства с 2013 года закрепляются бюджетные правила, в соответсвии с ними предлагается, при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в резервный фонд, до достижения его нормативной величины 7% ВВП (до этого было 10%). После достижения нормативной величины резервного фонда дополнительные нефтегазовые доходы поступают в фонд национального благосостояния.
Введение бюджетных правил позволит: 1. Снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнкутуры 2. Повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы 3. Сократить дефицит федерального бюджета 4. Начать сокращение не нефтегазового дефицита и увеличить резервный фонд.
Резервный фонд и фонд национального благосостояния: источники формирования и направления использования.
На 1 октября резервный фонд 2795,8 млрд.руб (4,3% ВВП), а фонд национального благосостояния 2847 млрд.руб.
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.
Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.
Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.
Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.
Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет: - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат); - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; - вывозных таможенных пошлин на газ природный; - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.
Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
- Вопрос 1 Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перерасперделении ввп, нд и др.
- Вопрос 2. Роль Казначейства в Бюджетном процессе.
- Вопрос 3. Гос и муницип фин контроль: формы, виды, методы и органы.
- Вопрос 4. Характеристика действующих в рф гос-х внебюджетных фондов и финансовые основы их деятельности.
- Вопрос 5. Сбалансированность бюджетов. Профицит Федер-го бюджета и направления его использования. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
- 6 . Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников бюджетного процесса , направление его совершенствования.
- 8. Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
- 8 . Бюджет государства и его роль в социально-экономическом развитии страны. Федеральный бюджет рф на 2013-2015гг.
- 10.Финансовая система страны и характеристика ее звеньев.
- Вопрос 11. Состав и структура доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы.
- Вопрос 12. Принципы межбюджетных отношений в рф. Формы межбюджетных трансфертов, основные условия их предоставления.
- Вопрос 13. Состав и структура расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы. Расходные обязательства.
- Вопрос 14. Бюджетная система рф: ее структура, принципы.
- Вопрос 15. Финансы организаций (предприятий): сущность, функции, принципы управления.
- Вопрос 16. Финансовые ресурсы организации (предприятия)
- Вопрос 17. Собственный и заемный капитал организаций (предприятий). Средневзвешенные издержки привлечения капитала.
- Вопрос 18. Основной и оборотный капитал организаций (предприятий)
- Вопрос 19. Доходы, расходы и прибыль организаций (предприятий).
- Вопрос 20. Операционный рычаг
- Вопрос 21. Финансовый рычаг
- Вопрос 22. Оценка инвестиционных проектов с использованием методов чистой приведенной стоимости и внутренней нормы доходности.
- Вопрос 23. Финансовые риски, методы управления финансовыми рисками.
- Вопрос 24. Инвестиции: экономическая сущность и виды.
- Вопрос 25. Финансовая стратегия организаций (предприятий).
- Вопрос 26. Финансовый контроль в организации (на предприятии).
- Вопрос 28. Налогообложение коммерческих организаций.
- 29. Платежная система рф
- 34.Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе.
- 35.Валютный рынок и валютные операции.
- 36.Валютный курс как экономическая категория. Факторы, влияющие на валютный курс.
- 37.Регулирование банковской деятельности в рф.
- 38.Валютное регулирование и валютный контроль в рф.
- 39. Основные формы безналичных расчетов
- 40. Денежная система рф. Структура денежной массы и денежной базы.
- 41. Активные операции коммерческого банка. Оценка качества активов.
- Вопрос 42. Организация денежного обращения в рф. Закон денежного обращения.
- Вопрос 43. Современная мировая валютная система: проблемы и принципы функционирования.
- 44. Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф.
- 46. Ликвидность коммерческого банка.
- 47. Сущность, функции и принципы кредита.
- Вопрос 48. Способы обеспечения стабильности банковской системы рф
- Вопрос 49. Основные виды операций банка на рынке ценных бумаг
- 50. Банковская система России.
- 51. Обязательное страхование вкладов граждан и его роль в банковской системе.
- Вопрос 52. Денежно-кредитная политика цб рф: сущность, цели и механизм реализации
- Вопрос 53. Сущность, функции и виды денег
- 54. Сущность и виды лизинга
- 55. Центральный банк (Банк России): цели деят-ти, функции и операции.
- Вопрос 56. Спрос на деньги и предложение денег в рыночной экономике
- Вопрос 57.Система рыночных процентных ставок
- Вопрос 58. Специализированные кредитно-фин институты, их роль в фин системе.
- 59.Сущность, функции налогов и принципы налогообложения.
- Вопрос 60. Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени.
- 61. Налоговая система Рф. Роль налогов в национальной экономике.
- 62. Виды налогов, их роль в формировании доходов бюджетной системы рф.
- 63. Страхование, сущность, место и роль в финансовой системе государства.
- 64. Обязательное страхование в России
- 65. Имущественное страхование: понятие виды принципы
- 66) Личное страхование и его роль в стабилизации сферы.
- 67) Особенности финансов страховых организации.
- 68) Состояние и перспективы развития страхового рынка в России.
- 69 Государственное регулирование страховой деятельности
- 70 Сострахование и перестрахование существенно способствуют обеспечению финансовой устойчивости страховых организаций.
- 71 Страхование в системе управления риском
- Вопрос 72. Биржевая торговля на финансовых рынках
- 73. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- 74. Классические и производные финансовые инструменты.
- 75. Финансовые рынки России и их роль в развитии экономики. Тендеция развития финансовых рынков.