logo search
ГОСЫЫ

8 . Бюджет государства и его роль в социально-экономическом развитии страны. Федеральный бюджет рф на 2013-2015гг.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в целях политики принятой, на данном историческом этапе. Одним из механизмов позволяющим государству проводить экономическую и социальное политику, является финансовая система государства.

Центральное место в системе страны занимает федеральный бюджет, имеющей силу ФЗ, финансовый план государства, в котором фиксируется не только цифры доходов и расходов, но и все основные параметры экономического развития страны. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределения ВВП и национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются на всей территории территории РФ по единым нормативам, а расходы предназначенное для исполнения расходных обязательств РФ и осуществляется в интересах и на благо всего государства. Использования федеральными органами государственное власти иных форм образования и расходования ДС предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ не допускаются.

Особенности федерального бюджета 2013-2015гг.: 1.снижение доходов, 2.снижении расходов, 3.снижения дефицита федерального бюджета, 4.рост социальных расходов.

Характеристики федеральные бюджета: 2013 (ВВП:66,5трл. руб., Доходы:13,9трл.руб., Расходы: 13,4 трл.руб., Дефицит:0,5 трл.руб.), 2014 (ВВП: 74 трл. руб., Доходы: 14 трл.руб., Расходы: 14,2 трл.руб., Дефицит:0,2 трл.руб.), 2015 (ВВП: 83 трл. руб., Доходы:15,6 трл.руб., Расходы: 15,6 трл.руб., Дефицит: - 0,01 трл.руб.)

Основой цены бюджет политики 2013-2015гг. является: 1.укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости, 2. Разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года, 3.определение параметров развития пенсионной системы, 4. создание условий, для оказания качественных государственных услуг, 5.разработка и реализация нового этапа о развитии межбюджетных отношений.

Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости законодательства с 2013 года закрепляются бюджетные правила, в соответсвии с ними предлагается, при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в резервный фонд, до достижения его нормативной величины 7% ВВП (до этого было 10%). После достижения нормативной величины резервного фонда дополнительные нефтегазовые доходы поступают в фонд национального благосостояния.

Введение бюджетных правил позволит: 1. Снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнкутуры 2. Повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы 3. Сократить дефицит федерального бюджета 4. Начать сокращение не нефтегазового дефицита и увеличить резервный фонд.

Резервный фонд и фонд национального благосостояния: источники формирования и направления использования.

На 1 октября резервный фонд 2795,8 млрд.руб (4,3% ВВП), а фонд национального благосостояния 2847 млрд.руб.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

 Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год. 

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет: - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат); - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; - вывозных таможенных пошлин на газ природный; - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ  «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».