12.3. Годовая бухгалтерская отчетность
В состав годовой бухгалтерской отчетности коммерческих банков включаются:
годовой баланс (форма 1);
отчет о прибылях и убытках (форма 2);
приложение к балансу об использовании прибыли (форма 3);
справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (форма 5);
отчет о хищениях и просчетах (форма 113);
справка об остатках средств на корреспондентских счетах и субсчетах;
отчет по труду (форма 1–Т);
объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету.
Для составления годового бухгалтерского отчета банки в конце отчетного года проводят необходимую подготовительную работу. Прежде всего, банки проводят инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей, основных средств, хозяйственных и других материалов, расчетов. В ходе подготовительной работы анализируется дебиторско-кредиторская задолженность, принимаются активные меры по ее погашению. Нереальные суммы подлежат списанию с баланса и отнесению на убытки. Анализируется кредитный портфель, и принимаются меры по выявлению нереальной ссудной задолженности, а также начисленных процентов по таким ссудам и их списанию в установленном порядке. Аналогичная аналитическая работа проводится по всем другим видам активов (вложения в ценные бумаги, совместную хозяйственную деятельность и др.) с целью отражения в годовом балансе реальных и достоверных активов и пассивов.
По результатам инвентаризации принимаются меры по урегулированию выявленных расхождений (излишки и недостача должны быть отражены по балансу в отчетном году), оформляются документы на взыскание сумм с виновных лиц, списываются в установленном порядке нереальные активы, включая безнадежные ссуды, проценты, другие долги, а также стоимость пришедших в негодность основных средств, хозяйственного инвентаря и материалов.
Перед составлением годового бухгалтерского отчета завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами. В первый рабочий день нового года по всем лицевым счетам клиентам вручаются или отсылаются по почте выписки из лицевых счетов с остатками на 1 января нового года. С этой целью составляются проверочные ведомости.
Ответственность за своевременное и качественное составление годового отчета возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка. Главный бухгалтер банка обязан до подписания годового отчета лично сверить отчетные данные всех форм с данными баланса на 1 января нового года с учетом заключительных оборотов, с актами ревизий, инвентаризации денежных средств, имущества и материалов. Отчет о прибылях и убытках должен отражать реальные доходы и расходы, отнесенные на финансовые результаты, исходя из Правил ведения бухгалтерского учета. Особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль относятся к компетенции налогового учета и не могут влиять на конечный финансовый результат. В объяснительной записке по годовому отчету оценивается состояние учета в банке, расшифровываются остатки отдельных счетов.
Бухгалтерский баланс (форма 1).
Баланс содержит информацию о состоянии активов и пассивов банка. Состояние означает остатки по активу, включающие стоимостную оценку имущества, денежную наличность, ценные бумаги, компьютерное оборудование и т. д. Состояние пассивов свидетельствует обо всех требованиях, обязательствах, предъявляемых к банку (депозиты, кредиты, полученные у других банков, остатки средств на расчетных и текущих счетах клиентов), о возникших долгах по прочим обязательствам и о размере собственного капитала банка.
Важным показателем пассива баланса является наличие прибыли как результата финансовой деятельности банка. Остаток счета «Прибыль отчетного года» должен соответствовать результату счета, отраженному в отчете о прибылях и убытках коммерческого банка (форма 2), а также данным отчета об использовании прибыли (форма 3).
Годовой баланс составляется на 1 января в двух вариантах: первый передается в Центральный банк России по остаткам без заключительных оборотов; второй по остаткам после завершения заключительных оборотов.
Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка (форма 2).
Базой для заполнения данной формы служат аналитические показатели наращенных за отчетный год доходов и расходов.
Большое значение в данной форме имеет справка, позволяющая всесторонне проанализировать часть статей доходов и расходов банка, сопоставить запланированную и фактически полученную прибыль, проанализировать результат работы по операциям в иностранной валюте в части курсовых разниц, видеть объем созданных и включенных в расходы банка резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг, арендные платежи и прочие характеристики, составляющие деятельность коммерческого банка, а также проверить размер налоговых платежей, включенных в состав расхода.
Справка состоит из трех частей:
«Спецификация доходов и расходов, списанных на счет «Прибыль отчетного года»;
«Расшифровка сведений по лицевому счету «Суммы, списанные в убыток»;
«Справка с расшифровкой отдельных символов по составу доходов и расходов».
Приложение к балансу об использовании прибыли (форма 3).
Форма 3, являясь приложением к балансу, состоит из двух разделов:
Платежи и отчисления в бюджет.
Другие направления использования прибыли.
Первый раздел характеризует сведения в следующем разрезе.
Причитается по расчету:
Фактически внесено на конец отчетного года (в том числе излишне внесено в предшествующем году, засчитано в счет платежей отчетного года).
Содержание показателей сводится к суммам: налога на прибыль, налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, других налогов, уплачиваемых из прибыли и просроченной задолженности по платежам в бюджет.
Второй раздел характеризует состояние на конец года специальных фондов и прочих схем использования прибыли. Часть из них образуется за счет прибыли до налогообложения: резервный фонд, благотворительность, покрытие убытков прошлых лет в размере установленных нормативов. Отчисления в различные виды фондов экономического стимулирования (производственного и социального развития, материального поощрения и др.) производятся только за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка после налогообложения. Здесь же фиксируется сумма нераспределенной прибыли до годового собрания акционеров банка.
Справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (форма 5).
В форме 5 подлежат характеристике все имеющиеся права у банка на образование фондов и резервов. По структуре это оборотная ведомость, которая дает возможность проследить не только состояние, но и движение фондов. Особенно полно характеризуется уставный капитал с точки зрения его состава (денежные средства, основные средства, из них здания и помещения банка) с указанием удельного веса каждого вида вложений в уставный капитал.
Отчет о хищениях и просчетах (форма 113).
В отчете содержится информация о количестве случаев и суммах хищений, растрат, просчетов, происшедших в отчетном году, допущенных кассовыми работниками банка, инкассаторами и другими работниками банка. Отдельной строкой записываются растраты и хищения, возникшие по вине не работающих в банке лиц.
Бухгалтерская объяснительная записка по годовому отчету.
Заключительным этапом работы бухгалтерии по составлению годового отчета является объяснительная записка.
В объяснительной записке оценивается состояние учета в банке и подчиненных ему предприятиях и организациях, а также расшифровываются остатки отдельных счетов и приводятся некоторые данные, не содержащиеся в отчетности, но важные для характеристики работы учреждений банка.
В записке необходимо:
1) расшифровать основные суммы дебиторской задолженности по счету 603;
2) привести оценку результатов инвентаризации материальных ценностей, сведения о наличии ненужных банку материальных ценностей и о мерах, принятых для их ликвидации в учреждениях банка и подчиненных ему предприятиях и организациях;
3) расшифровать стоимость неустановленного оборудования с приведением даты его приобретения и причины неустановки;
4) кратко охарактеризовать состав дебиторской задолженности и принимаемые меры по ее снижению;
5) указать причины отклонений от нормального состояния отдельных статей баланса и отчетных данных (в случае, если имеются показатели, которые в отчете не предусмотрены, например, дебетовые остатки по пассивным счетам и т. п.);
6) расшифровать основные поступления и выдачи, отраженные по счетам 70107 «Другие доходы» и 70209 «Другие расходы».
Годовой отчет коммерческого банка подлежит аудиторской проверке, целью которой является подтверждение достоверности полноты и реальности отчета, соответствие постановки бухгалтерского учета действующему законодательству и нормативным документам. Годовой отчет коммерческие банки представляют Центральному банку Российской Федерации с положительным аудиторским подтверждением его достоверности.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в коммерческих банках
- 1.1. Задачи и принципы бухгалтерского учета в банках
- 1.2. Учетно-операционная работа в банке
- 1.3. Структура Плана счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.4. Аналитический и синтетический учет
- Тема 2. Банковская документация и документооборот
- 2.1. Сущность банковской документации
- 2.2. Организация документооборота в банке
- 2.3. Внутрибанковский контроль
- Тема 3. Организация и порядок учета расчетных операций
- 3.1. Принципы организации безналичных расчетов
- 3.2. Характеристика расчетного счета и порядок его открытия
- 3.3. Учет форм безналичных расчетов
- Тема 4. Организация и порядок учета межбанковских расчетов
- 4.1. Понятие и виды межбанковских расчетов
- 4.2. Сущность корреспондентского счета и операции по нему
- 4.3. Учет прямых корреспондентских отношений
- Тема 5. Организация и порядок учета кассовых операций
- 5.1. Организация кассовой работы в банке
- 5.2. Учет кассовых операций
- 5.3.Вечерние кассы и инкассирование выручки
- Тема 6. Организация и порядок учета кредитных операций
- 6.1. Учет выдачи и гашения кредита
- 6.2. Порядок начисления и учет процентов по кредитам
- 6.3. Учет межбанковских кредитов
- Тема 7. Организация и порядок учета депозитных операций
- 7.1. Сущность депозитных операций
- 7.2. Учет депозитных операций
- Тема 8. Учет операций по формированию уставного капитала
- 8.1. Учет формирования уставного капитала коммерческого банка
- 8.2. Учет изменения уставного капитала банка
- 8.3. Учет дивидендов
- Тема 9. Организация и порядок учета операций с ценными бумагами
- 9.1. Организация учета пассивных операций с ценными бумагами
- 9.2. Учет активных операций с ценными бумагами
- 9.3. Учет операций коммерческого банка с векселями
- Тема 10. Организация и порядок учета валютных операций
- 10.1. Учет валютно-обменных операций
- 10.2. Учет операций покупки–продажи иностранной валюты
- 10.3. Учет текущей переоценки валютных счетов
- Тема 11. Организация и порядок учета внутрибанковских операций
- 11.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 11.2. Учет материальных запасов
- 11.3. Учет нематериальных активов
- 11.4. Инвентаризация основных средств, мбп, материалов и отражение ее результатов в учете
- 11.5.Учет доходов, расходов и прибыли банка
- Тема 12. Отчетность коммерческих банков
- 12.1. Значение и виды отчетности
- 12.2. Текущая бухгалтерская отчетность
- 12.3. Годовая бухгалтерская отчетность