logo search
Все темы по организации бух

12.3. Годовая бухгалтерская отчетность

В состав годовой бухгалтерской отчетности коммерческих банков включаются:

    годовой баланс (форма 1);

    отчет о прибылях и убытках (форма 2);

    приложение к балансу об использовании прибыли (форма 3);

    справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (форма 5);

    отчет о хищениях и просчетах (форма 113);

    справка об остатках средств на корреспондентских счетах и субсчетах;

    отчет по труду (форма 1–Т);

    объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету.

Для составления годового бухгалтерского отчета банки в конце отчетного года проводят необходимую подготовительную работу. Прежде всего, банки проводят инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей, основных средств, хозяйственных и других материалов, расчетов. В ходе подготовительной работы анализируется дебиторско-кредиторская задолженность, принимаются активные меры по ее погашению. Нереальные суммы подлежат списанию с баланса и отнесению на убытки. Анализируется кредитный портфель, и принимаются меры по выявлению нереальной ссудной задолженности, а также начисленных процентов по таким ссудам и их списанию в установленном порядке. Аналогичная аналитическая работа проводится по всем другим видам активов (вложения в ценные бумаги, совместную хозяйственную деятельность и др.) с целью отражения в годовом балансе реальных и достоверных активов и пассивов.

По результатам инвентаризации принимаются меры по урегулированию выявленных расхождений (излишки и недостача должны быть отражены по балансу в отчетном году), оформляются документы на взыскание сумм с виновных лиц, списываются в установленном порядке нереальные активы, включая безнадежные ссуды, проценты, другие долги, а также стоимость пришедших в негодность основных средств, хозяйственного инвентаря и материалов.

Перед составлением годового бухгалтерского отчета завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами. В первый рабочий день нового года по всем лицевым счетам клиентам вручаются или отсылаются по почте выписки из лицевых счетов с остатками на 1 января нового года. С этой целью составляются проверочные ведомости.

Ответственность за своевременное и качественное составление годового отчета возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка. Главный бухгалтер банка обязан до подписания годового отчета лично сверить отчетные данные всех форм с данными баланса на 1 января нового года с учетом заключительных оборотов, с актами ревизий, инвентаризации денежных средств, имущества и материалов. Отчет о прибылях и убытках должен отражать реальные доходы и расходы, отнесенные на финансовые результаты, исходя из Правил ведения бухгалтерского учета. Особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль относятся к компетенции налогового учета и не могут влиять на конечный финансовый результат. В объяснительной записке по годовому отчету оценивается состояние учета в банке, расшифровываются остатки отдельных счетов.

Бухгалтерский баланс (форма 1).

Баланс содержит информацию о состоянии активов и пассивов банка. Состояние означает остатки по активу, включающие стоимостную оценку имущества, денежную наличность, ценные бумаги, компьютерное оборудование и т. д. Состояние пассивов свидетельствует обо всех требованиях, обязательствах, предъявляемых к банку (депозиты, кредиты, полученные у других банков, остатки средств на расчетных и текущих счетах клиентов), о возникших долгах по прочим обязательствам и о размере собственного капитала банка.

Важным показателем пассива баланса является наличие прибыли как результата финансовой деятельности банка. Остаток счета «Прибыль отчетного года» должен соответствовать результату счета, отраженному в отчете о прибылях и убытках коммерческого банка (форма 2), а также данным отчета об использовании прибыли (форма 3).

Годовой баланс составляется на 1 января в двух вариантах: первый передается в Центральный банк России по остаткам без заключительных оборотов; второй по остаткам после завершения заключительных оборотов.

Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка (форма 2).

Базой для заполнения данной формы служат аналитические показатели наращенных за отчетный год доходов и расходов.

Большое значение в данной форме имеет справка, позволяющая всесторонне проанализировать часть статей доходов и расходов банка, сопоставить запланированную и фактически полученную прибыль, проанализировать результат работы по операциям в иностранной валюте в части курсовых разниц, видеть объем созданных и включенных в расходы банка резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг, арендные платежи и прочие характеристики, составляющие деятельность коммерческого банка, а также проверить размер налоговых платежей, включенных в состав расхода.

Справка состоит из трех частей:

«Спецификация доходов и расходов, списанных на счет «Прибыль отчетного года»;

«Расшифровка сведений по лицевому счету «Суммы, списанные в убыток»;

«Справка с расшифровкой отдельных символов по составу доходов и расходов».

Приложение к балансу об использовании прибыли (форма 3).

Форма 3, являясь приложением к балансу, состоит из двух разделов:

Платежи и отчисления в бюджет.

Другие направления использования прибыли.

Первый раздел характеризует сведения в следующем разрезе.

Причитается по расчету:

Фактически внесено  на конец отчетного года (в том числе излишне внесено в предшествующем году, засчитано в счет платежей отчетного года).

Содержание показателей сводится к суммам: налога на прибыль, налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, других налогов, уплачиваемых из прибыли и просроченной задолженности по платежам в бюджет.

Второй раздел характеризует состояние на конец года специальных фондов и прочих схем использования прибыли. Часть из них образуется за счет прибыли до налогообложения: резервный фонд, благотворительность, покрытие убытков прошлых лет в размере установленных нормативов. Отчисления в различные виды фондов экономического стимулирования (производственного и социального развития, материального поощрения и др.) производятся только за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка после налогообложения. Здесь же фиксируется сумма нераспределенной прибыли до годового собрания акционеров банка.

Справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (форма 5).

В форме 5 подлежат характеристике все имеющиеся права у банка на образование фондов и резервов. По структуре  это оборотная ведомость, которая дает возможность проследить не только состояние, но и движение фондов. Особенно полно характеризуется уставный капитал с точки зрения его состава (денежные средства, основные средства, из них здания и помещения банка) с указанием удельного веса каждого вида вложений в уставный капитал.

Отчет о хищениях и просчетах (форма 113).

В отчете содержится информация о количестве случаев и суммах хищений, растрат, просчетов, происшедших в отчетном году, допущенных кассовыми работниками банка, инкассаторами и другими работниками банка. Отдельной строкой записываются растраты и хищения, возникшие по вине не работающих в банке лиц.

Бухгалтерская объяснительная записка по годовому отчету.

Заключительным этапом работы бухгалтерии по составлению годового отчета является объяснительная записка.

В объяснительной записке оценивается состояние учета в банке и подчиненных ему предприятиях и организациях, а также расшифровываются остатки отдельных счетов и приводятся некоторые данные, не содержащиеся в отчетности, но важные для характеристики работы учреждений банка.

В записке необходимо:

1) расшифровать основные суммы дебиторской задолженности по счету 603;

2) привести оценку результатов инвентаризации материальных ценностей, сведения о наличии ненужных банку материальных ценностей и о мерах, принятых для их ликвидации в учреждениях банка и подчиненных ему предприятиях и организациях;

3) расшифровать стоимость неустановленного оборудования с приведением даты его приобретения и причины неустановки;

4) кратко охарактеризовать состав дебиторской задолженности и принимаемые меры по ее снижению;

5) указать причины отклонений от нормального состояния отдельных статей баланса и отчетных данных (в случае, если имеются показатели, которые в отчете не предусмотрены, например, дебетовые остатки по пассивным счетам и т. п.);

6) расшифровать основные поступления и выдачи, отраженные по счетам 70107 «Другие доходы» и 70209 «Другие расходы».

Годовой отчет коммерческого банка подлежит аудиторской проверке, целью которой является подтверждение достоверности полноты и реальности отчета, соответствие постановки бухгалтерского учета действующему законодательству и нормативным документам. Годовой отчет коммерческие банки представляют Центральному банку Российской Федерации с положительным аудиторским подтверждением его достоверности.