Буис для крупных предприятий
БУИС для крупных предприятий требуют обеспечения доступа к информационной системе большого количества пользователей, переработки значительных объемов информации, оперативной выдачи результатов, их анализа для принятия управленческих решений.
БУИС для крупного предприятия должна обеспечивать:
- автоматизированное решение комплекса задач бухгалтерского учета в соответствии с российскими и международными стандартами, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования, а также внутреннего аудита;
- получение оперативной, постоянно меняющейся информации о текущем состоянии дел на предприятии. Такой режим важен, например, для крупных промышленных предприятии, имеющих отдаленные подразделения, филиалы, поскольку позволяет более эффективно использовать их ресурсы; а также для предприятий сферы оптовой торговли, которые контактируют с большим количеством клиентов, требующих оперативную информацию об ассортименте, текущих ценах, наличии товара на складах и условиях его поставки. Основной акцент при этом должен быть сделан на получении оперативных аналитических отчетов и сводок использованию вложенных финансовых ресурсов;
- возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов. Крупное предприятие может иметь филиалы или удаленные склады. Кроме того, финансы такого предприятия могут принадлежать группе собственников. Поэтому актуальным является наличие в такой системе удаленных рабочих мест с возможностью осуществлять обмен данными для оперативного управления из центра.
БУИС крупного предприятия, отвечающую данным требованиям, можно создать на основе комплекса функционально взаимосвязанных АРМ специалистов. Каждый АРМ специалиста ориентирован на конкретный участок бухгалтерского учета. В настоящее время наибольшее развитие получили программы для автоматизации складского учета и учета расчетов по заработной плате. Они могут использоваться на крупных и средних предприятиях с большим оборотом хозяйственных средств и значительной численностью персонала.
В силу своей специфики такие системы обеспечивают автоматизацию первичного учета и связаны с автоматизацией управленческого учета.
Из известных на российском рынке подобных программ можно выделить следующие: «Учет товаров и материалов» (фирма «Паритет-Софт»), «Склад» (фирма «Фолио» ), «Торговый склад» (фирма «Компьютер-Сервис»), «Склад» (фирма «Инфин»), «Парус - Реализация и Склад» (корпорация «Парус»); «1С - зарплата» (фирма «1С»); «Заработная плата» (фирма «Паритет-Софт»); «Мини-зарплата», «Макси-зарплата» , «Супер-зарплата» (фирма «Инфин»), «Зарплата» (корпорация «Парус») и др.
Для комплексной автоматизации бухгалтерского учета на крупном предприятии с помощью АРМ специалистов необходимо наличие нескольких программ по всем участкам учета, а также сводной программы, осуществляющей разноску по счетам, формирование оборотно-сальдового баланса и подведение итогов. При этом информация, поступающая с участков учета в сводную программу, должна быть сопоставимой.
Сопоставимость информации обеспечивается наличием единого фонда нормативно-справочной информации (НСИ) и файлами проводок. Совокупность АРМ специалистов - это открытая модульная система, которая характеризуется возможностью удаления или добавления новых модулей (АРМ) без существенной переработки ПО.
Так, например, для создания комплексной БУИС для среднего предприятия необходимо наличие нескольких АРМ по участкам учета (АРМ по учету материальных ценностей, АРМ по учету основных средств, АРМ по учету готовой продукции и ее реализации, АРМ учета труда и заработной платы, АРМ табельного учета), а также АРМ сводного учета и формирования отчетности. Для крупных предприятий создаются комплексные БУИС, которые не предназначены для массового тиражирования. Разработка программного обеспечения осуществляется в соответствии с требованиями конкретного заказчика. Такие системы отличаются значительной трудоемкостью внедрения и необходимостью последующего их сопровождения, а следовательно, имеют высокую стоимость.
Изучение и обобщение зарубежной и отечественной теории и практики показало, что на крупных предприятиях бухгалтерский учет организуется по двухуровневой системе управления: управленческий (производственный) и финансовый учет.
Управленческий учет оперирует показателями себестоимости, затратами подразделений, выявляет результаты проведенных операций по ответственным лицам, секторам деятельности, по другим подразделениям. Сметы, нормативы, калькуляции, оптимальные соотношения затрат и результатов - объекты управленческого учета. Его аналитические данные используются для управления операциями, отделами, бригадами, подразделениями.
Информация управленческого учета имеет четко выраженную внутреннюю направленность. Она используется производственным, управленческим персоналом, дирекцией для внутрихозяйственного управления и, как правило, настолько конфиденциальна, что считается коммерческой тайной.
Финансовый учет направлен на обобщение, синтез информации. Он позволяет оперативно определять прибыль предприятия за период, обобщать активы и пассивны предприятия в форме отчётного баланса, характеризовать имущественное и финансовое состояние предприятия.
Информация финансового учета широко используется внешними потребителями: инвесторами, кредиторами, другими организациями и предприятиями. Она необходима также и управленческому персоналу, финансистам, акционерам предприятия, членам правления для принятия финансовых решений, планирования и прогнозирования экономики предприятия, экономического анализа информации.
Финансовый учет регламентируется общими для всех правилами, что гарантирует единообразие и понятность информации для всех. Достоверность финансовой отчетности подтверждается независимым специалистом - аудитором.
Финансовый и управленческий учет - это самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы бухгалтерского учета, основанные на одном и том же массиве первичных данных и первичной документации. Нецелесообразно собирать первичные данные для каждой подсистемы отдельно, поскольку они тесно связаны между собой и не могут обойтись без взаимного обмена информацией.
Первичный учет представляет собой систему сбора, измерения, регистрации, накопления, хранения информации, а также передачи ее для дальнейшей обработки. Информация первичного учета обеспечивает обратную связь для подсистемы «Бухгалтерский учет», а также для всех других подсистем, использующих первичную информацию при подготовке и принятии управленческих решений.
В этой связи при создании БУИС на крупном предприятии первичный учет следует также выделить в отдельную подсистему.
Лекция № 5
На крупном предприятии обработка учетной информации с помощью БУИС ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету (рис. 2).
Рисунок 2 - Взаимосвязь уровней учёта в БУИС
На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, а рабочих местах специалистов различных уровней учета обеспечивает минимальное использование бумажных носителей, достоверность и полноту используемой информации.
АРМ организованы по функциональным участкам, каждый из которых связан или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, табельным учетом), или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляются непрерывная регистрация и обработка хозяйственных операций, или со сводным учетом и составлением отчетности, планированием и анализом, а также внутренним аудитом.
Необходимо учитывать, что каждый выделенный участок должен отвечать следующим требованиям:
- располагать своим набором хозяйственных операций и проводок;
- иметь свое, возможно, пересекающееся с другими участками подмножество плана счетов;
- иметь свои, присущие только ему первичные документы и отчетные формы.
- Раздел 1 Основные понятия и классификация эис
- Основные понятия и классификация эис
- Раздел 2 Бухгалтерские информационные системы
- Бухгалтерские информационные системы (буис)
- Буис для крупных предприятий
- Буис для предприятий малого и среднего бизнеса
- Раздел 3 Налоговые информационные системы
- Особенности применения налоговых информационных систем (нис)
- Информационные системы в налоговых органах
- Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента
- Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
- Раздел 4 Банковские информационные системы Банковские информационные системы (бис)
- Задачи банковского сектора и их информационная поддержка
- Современный подход к автоматизации банковской деятельности
- Этапы развития автоматизированных банковских систем (абс)
- Требования, предъявляемые к интегрированной бис
- Факторы влияния на формирование целей банка
- Программные продукты для автоматизации банковской деятельности
- Комплексная автоматизация банковской деятельности
- Тенденции развития автоматизации бис
- Раздел 5 Информационные системы фондового рынка Информационные системы фондового рынка
- Информационная поддержка рынка ценных бумаг
- Использование депозитарных сетей
- Требования к программным средствам депозитарных сетей
- Классификация программных средств, используемых на фондовом рынке
- Информационные технологии депозитарного учёта и реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Раздел 6 Юридические информационные системы
- Правовые информационные технологии
- Основные понятия юис
- Проблемы разработки юис
- Основные требования к правовым ис
- Виды поиска в правовых ис
- Возможности пользователей юис
- Раздел 7 Статистические информационные системы Статистические информационные системы (сис)
- Задачи и функции органов статистики
- Структура построения сис
- Ит, применяемые в сис
- Автоматизированное решение регламентных статистических задач с использованием типовых процедур обработки
- Автоматизированное решение регламентных статистических задач с использованием арм экономиста-статистика
- Автоматизированные регистры статистической информации
- Автоматизированные банки данных
- Статистические информационные системы предприятия (сисп)