1.2. Учетно-операционная работа в банке
К учетно-операционной работе относится:
прием и проверка правильности оформления денежно-расчетных документов от клиентов;
подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
осуществление контроля за своевременностью платежей;
оперативный учет поступления денежных средств и платежей;
регулирование ссудной задолженности клиентов;
контроль зачисления и выдачи наличных денег и пр.
Работники, занятые оформлением, контролем денежно-расчетных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета составляют учетно-операционный аппарат коммерческого банка.
Функции учетно-операционного аппарата:
фактическое осуществление основных банковских операций путем обработки клиентских и банковских документов;
организация и осуществление синтетического учета банковских операций путем открытия и ведения синтетических счетов бухгалтерского учета в соответствии с банковским планом счетов;
организация и осуществление аналитического учета, в процессе которого ведутся отдельные лицевые счета, открываемые для каждого балансового счета;
составление и печать выходной документации, которая должна являться результатом проведения синтетического и аналитического учета и отражать финансовое состояние банка на определенную дату или за определенный период;
составление основных форм бухгалтерского учета и отчетности, требуемых банковским законодательством;
осуществление контроля за соблюдением банковских операций;
подготовка и переподготовка кадров с целью повышения качества обслуживания клиентов и освоения новейших программных средств по обработке банковской информации.
Учетно-операционный аппарат возглавляет главный бухгалтер банка.
Главный бухгалтер обеспечивает:
контроль и отражение на бухгалтерских счетах всех операций, совершаемых банком;
оформление открытия расчетных, текущих и прочих счетов клиентов;
контроль исправлений в лицевых счетах;
контроль начислений процентов по счетам;
представление руководству банка оперативной информации;
осуществление экономического анализа финансовой деятельности банка.
Ответственным исполнителем считают того работника коммерческого банка, которому поручено единолично принимать от клиентов денежно-расчетные документы, оформлять и подписывать их по выполняемому кругу операций.
Обязанности ответственного исполнителя:
осуществлять расчетное, кассовое обслуживание клиентов;
вести расчетные, текущие, ссудные счета;
проверять достаточность средств на счете с учетом имеющихся к нему претензий и установленной очередности платежей;
проверять правильность оформления платежных документов и др.
Контролер осуществляет контроль операций, связанных с поступлением или выдачей наличных денег.
Оператор осуществляет сверку документов аналитического и синтетического учета; подсчет процентных чисел по лицевым счетам и начисление процентов; печатание лицевых счетов, проверочных ведомостей; составление сводных ордеров; заполнение ведомостей бухгалтерской и статистической отчетности.
В каждом коммерческом банке должны быть разработаны и утверждены должностные инструкции. Копии этих инструкций передаются учетно-операционным работникам для ознакомления с кругом своих обязанностей, а также с законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих банка.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в коммерческих банках
- 1.1. Задачи и принципы бухгалтерского учета в банках
- 1.2. Учетно-операционная работа в банке
- 1.3. Структура Плана счетов бухгалтерского учета в банках
- 1.4. Аналитический и синтетический учет
- Тема 2. Банковская документация и документооборот
- 2.1. Сущность банковской документации
- 2.2. Организация документооборота в банке
- 2.3. Внутрибанковский контроль
- Тема 3. Организация и порядок учета расчетных операций
- 3.1. Принципы организации безналичных расчетов
- 3.2. Характеристика расчетного счета и порядок его открытия
- 3.3. Учет форм безналичных расчетов
- Тема 4. Организация и порядок учета межбанковских расчетов
- 4.1. Понятие и виды межбанковских расчетов
- 4.2. Сущность корреспондентского счета и операции по нему
- 4.3. Учет прямых корреспондентских отношений
- Тема 5. Организация и порядок учета кассовых операций
- 5.1. Организация кассовой работы в банке
- 5.2. Учет кассовых операций
- 5.3.Вечерние кассы и инкассирование выручки
- Тема 6. Организация и порядок учета кредитных операций
- 6.1. Учет выдачи и гашения кредита
- 6.2. Порядок начисления и учет процентов по кредитам
- 6.3. Учет межбанковских кредитов
- Тема 7. Организация и порядок учета депозитных операций
- 7.1. Сущность депозитных операций
- 7.2. Учет депозитных операций
- Тема 8. Учет операций по формированию уставного капитала
- 8.1. Учет формирования уставного капитала коммерческого банка
- 8.2. Учет изменения уставного капитала банка
- 8.3. Учет дивидендов
- Тема 9. Организация и порядок учета операций с ценными бумагами
- 9.1. Организация учета пассивных операций с ценными бумагами
- 9.2. Учет активных операций с ценными бумагами
- 9.3. Учет операций коммерческого банка с векселями
- Тема 10. Организация и порядок учета валютных операций
- 10.1. Учет валютно-обменных операций
- 10.2. Учет операций покупки–продажи иностранной валюты
- 10.3. Учет текущей переоценки валютных счетов
- Тема 11. Организация и порядок учета внутрибанковских операций
- 11.1. Учет основных средств и капитальных вложений
- 11.2. Учет материальных запасов
- 11.3. Учет нематериальных активов
- 11.4. Инвентаризация основных средств, мбп, материалов и отражение ее результатов в учете
- 11.5.Учет доходов, расходов и прибыли банка
- Тема 12. Отчетность коммерческих банков
- 12.1. Значение и виды отчетности
- 12.2. Текущая бухгалтерская отчетность
- 12.3. Годовая бухгалтерская отчетность