15. Банковская политика: цели, составные элементы и порядок формирования.
Банковская политика — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности. Политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей (задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике. Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития. При этом выделяют генеральные и второстепенные цели. Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей. Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на трудности, встречающиеся на пути к достижению целей. «Банковская политика» — обобщающее понятие, включающее ряд элементов. Основными элементами банковской политики являются: - депозитная политика; - кредитная политика; - политика в области организаций расчетно-кассового обслуживания клиентов; - процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций; - политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом. Банковская политика формируется под воздействием ряда факторов; основными среди них выступают: состояние рынка, на котором работает банк, и приоритеты развития банка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику.
Банковская политика может основываться на следующих положениях:
- специализация банка; - приоритеты целей; - лозунг — рекламный облик; - ориентация на определенного клиента; - партнерские отношения; - полномочия и ответственность организационных структур и персонала; - внутренний контроль и аудит; - иерархия, подчиненность и вознаграждения; - подготовка персонала; - информация; - политика ресурсов; - принципы классификации; - документация; - конфиденциальность.
В зависимости от широты и полноты формируемой и реализуемой банковской политики ее структура может содержать следующие составные части:
- кредитная политика; - депозитная политика; - ценовая политика; - инвестиционная политика; - политика рисков; - политика залогов; - работа с проблемными кредитами; - структурирование и политика диверсификации; - политика соблюдения
- 1. Банковский менеджмент
- 2. Показатели оценки ликвидности, их достоинства и недостатки.
- 3. Содержание банковского менеджмента: планирование, анализ, регулирование, контроль.
- 4. Управление валютным риском коммерческого банка.
- 5. Сфера банковского менеджмента: финансовый менеджмент и управление персоналом.
- 6. Цели и методы управления ликвидностью
- 7. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений.
- 8. Ограничения на деятельность банков, связанные с поддержанием ликвидности и минимизацией рисков.
- 9. Принципы организации банка и деятельности его подразделений.
- 10. Портфельный доход к управлению банком.
- 11. Факторы, определяющие структуру коммерческого банка.
- 12. Управление ссудным портфелем.
- 14. Управление портфелем ценных бумаг.
- 15. Банковская политика: цели, составные элементы и порядок формирования.
- 17. Формирование банковского персонала и оценка его труда.
- 19. Мотивация работы сотрудников коммерческого банка
- 21. Управление активами коммерческого банка.
- 22. Управление собственными средствами банка
- 23. Управление заемными средствами коммерческого банка
- 24. Оценка достаточности собственных средств.
- 25. Понятие и содержание кредитного договора
- 27. Управление пассивами коммерческого банка на макроуровне.
- 28. Формирование дивидендной политики.
- 30. Понятие и показатели надежности коммерческого банка
- 31. Денежно-кредитная политика и механизмы регулирования.
- 32. Типичные случаи банкротства банка и возможные методы их предотвращение.
- 33. Особенности организации управления банками различных форм собственности.
- 34. Методы обеспечения надежности коммерческого банка
- 35. Основные направления банковского менеджмента.
- 37. Требования, предъявляемые к профессиональным качествам и уровням подготовки банковских работников.
- 38. Методы управления процентным риском.
- 39. Комплекс мероприятий по совершению документооборота в банке.