logo search
Лекции по Предм ор эк инф сис для ПИ

Комплексная автоматизация банковской деятельности

Комплексность автоматизации банковской деятельности достигается за счёт архитектуры, предусматривающей наличие ядра и ряда подсистем, развитой технологи разработки и эксплуатации программных систем.

Структурная схема комплексной автоматизации банка представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структурная схема комплексной автоматизации банка

Ядро включает в себя базовые функции, являющиеся основой для реализации системы формального и содержательного учёта. Базовые функции предусматривают:

- ведение плана счетов бухгалтерского учёта и справочника клиентов банка;

- организацию документооборота;

- ведение активных остатков счётов и бухгалтерских выписок по ним;

- ведение контрактов (описаний бизнес-процессов, происходящих в банке);

- контроль прав доступа пользователей к информации и ресурсам;

- ведение архивов и организацию доступа к ним;

- аудит сущностей прикладной системы;

- интеграцию прикладных подсистем.

Состав и функции модулей автоматизации учётных операций предусматривают операционный учёт, т.е. компоненты, которые служат основой так называемого операционного дня банка. Кроме того, учётные операции характерны для внутрибанковских операций, предназначенных для учёта основных средств и других активов банка (зданий и сооружений, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.), а также кадрового учёта, включая заработную плату, и учёте ценных бумаг (депозитарный и регистрационный учёт).

Состав и функции модулей активно-пассивных операций предусматривают:

- депозитное и кредитное обслуживание клиентов с автоматическим начислением процентов по гибкой схеме;

- обеспечение процессинга банковских карт;

- операции на рынках межбанковских кредитов и валютного обмена, внебиржевом и биржевом рынках ценных бумаг;

- автоматизированный учёт и оформление сделок;

- автоматизированное управление счетами;

- управление портфелями ценных бумаг;

- сохранение архива производимых операций.

Состав и функции модулей оказания интерактивных услуг предусматривают:

- получение информации о деятельности банка и состоянии счётов клиентов, а также другой финансовой информации;

- подготовку клиентами документов к оплате и заявок на конвертацию валюты;

- открытие и закрытие краткосрочных вкладов;

- передачу клиентами по каналам связи распоряжений банку;

- удалённую работу с наличными средствами.

Использование интернет-банкинга обеспечивает возможность оперативного доступа клиентов к финансовой информации, предоставляемой банком посредством доступа в режиме on-line; формирование и передачу через Интернет в банк электронных документов различных типов; предоставление возможности доступа к центральной системе через интерфейс для мобильных клиентов; безопасность удалённого доступа и защиту данных.

Состав и функции модулей анализа и формирования отчетности предусматривают:

1. Решение задач управления и прогнозирования, включающих обработку внешних данных различных типов, поддержку технологий информационных хранилищ и формирование и использование модели функционирования банка.

2. Решение задач аналитической отчётности, включающих консолидацию многофилиальной отчётности, работу в большом интервале операционных дней и расчёт значений на основании разнородной входной информации.

3. Решение задач оперативной отчётности, включающих консолидацию многовалютной отчётности, формирование отчётов в пакетном режиме и получение типового набора отчётов по гибкому шаблону.

Информационно-аналитическая подсистема (модули) на практике должно функционировать как интегрированная, объединяющая все информационные потоки, связанные с работой внутри банка (филиалов, отделений, отделов и управлений) и поступающую извне. Необходимо обеспечить рациональное сочетание следующих видов интеграции:

- функциональной, позволяющей согласованно выполнять технологические и организационно-экономические операции по управлению взаимосвязанными процессами;

- организационной, обеспечивающей рациональное распределение ответственности и прав доступа персонала к информации;

- программной, создающей условия для функционирования взаимосвязанного комплекса подсистем, согласованного с технологическими процессами обработки информации;

- информационной, обусловливающей взаимодействие потоков информации на основе единой информационной базы и совместимых систем сбора и обработки информации.