Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
Бюджетные организации руководствуются в своей хозяйственной деятельности Бюджетным кодексом РФ (БК), Гражданским кодексом РФ (ГК), а по вопросам, связанным с налогообложением, - Налоговым кодексом РФ (НК).
До вступления в силу части второй НК РФ законодательство о налогах и сборах содержало нормы, согласно которым налогообложению подлежала лишь предпринимательская деятельность бюджетных учреждений. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств и целевых поступлений, налогообложению не подвергалась. Но на практике существовала неопределенность, какая деятельность бюджетных учреждений является предпринимательской, а какая - основной. В связи с этим приведем несколько характеристик, присущих основной деятельности учреждения:
- обязанность оказания услуг возложена на учреждение законом или иным нормативным правовым актом;
- цены на услуги устанавливаются или регулируются вышестоящей организацией или органом власти;
- оказываемые услуги социально значимы;
- доходы от оказания услуг направляются на цели, определенные законом, иным нормативным правовым актом или уставом учреждения;
- деятельность по оказанию услуг осуществляется на основании сметы.
Согласно действующей в настоящее время редакции НК к не-налоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Бюджетные организации, являются плательщиками НДС, налога на прибыль организаций, единого социального налога (ЕСН) с сумм выплат физическим лицам, налога на имущество организаций со стоимости принадлежащих им основных средств, являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), а также могут являться плательщиками земельного налога. Однако, НК предусматривает значительный перечень льгот, относящихся прежде всего к бюджетным учреждениям.
Бюджетная система Российской Федерации - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права. Скоординированные во времени, экономическом и социальном пространстве бюджетные взаимоотношения между объектами бюджетного процесса представляют собой сложную, динамически изменяющуюся систему.
ИС бюджетной организации (ИСБО) является системой информационного обслуживания работников, занятых в этой структуре, и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче, обработке информации и формированию управленческих решений. Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и функционирующей в системе управления информации, а также сведений, поступающих по каналам прямой и обратной связи из внешней среды. Таким образом, важнейшие функции любой ИС - получение информации, выполнение процедур по ее обработке с помощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе полученных сведений управленческих решений, определяющих дальнейшее поведение системы.
Поскольку информация фиксируется и передается на материальных носителях, необходимы действия человека и работа технических средств по восприятию, сбору информации, ее записи, передаче, преобразованию, обработке, хранению, поиску и выдаче. Эти действия обеспечивают нормальное протекание информационного процесса и входят в технологию управления. Они реализуются технологическими процессами обработки данных с использованием электронной вычислительной техники и других технических средств.
Возможности развития информационных систем в бюджетных учреждениях связаны с использованием программных продуктов, ориентированных на организацию функционирования экономических объектов и решение основных финансовых (в том числе и налоговых) задач. К программному обеспечению ИС в бюджетных организациях предъявляются следующие требования:
- обработка больших объемов информации в сжатые сроки;
- организация взаимодействия пользователей с информационными ресурсами в интерактивном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования и контроля;
- наличие в базовых программных средствах сетевых функций;
- возможность объединения различных программных платформ, их расширения и наращивания за счет дополнения новыми рабочими местами, серверами и т.д.;
- наличие режимов многозадачного и многопользовательского доступа к корпоративным данным, а также одновременного доступа к данным специалистов для совместной обработки информации.
Все эти требования ориентированы на использование системного программного обеспечения и соответствующих прикладных программных продуктов для решения функциональных финансовых задач.
В ИСБО наибольшее распространение получила сетевая операционная система Windows NT фирмы Microsoft, которая за счет встроенных сетевых средств обеспечивает:
- более высокие показатели производительности;
- централизованное управление (доменная система) пользователями и сетевыми ресурсами;
- поддержку прикладных программ среды DOS, Windows, OS/2 и различных протоколов передачи данных;
- высокоорганизованную доменную справочную службу, справочную службу имен, службу электронной почты и т.д.;
- высокий уровень надежности хранения данных и защищенность доступа к ним.
Таким образом, используемые сетевые операционные системы в бюджетных организациях позволяют решать основные функциональные задачи, обеспечивать их информационную совместимость и коммуникационный обмен данными, поддерживать режимы работы при организации различных топологий вычислительных сетей, платформу «клиент-сервер» и т.д.
Все бюджетные организации имеют иерархическую структуру, что определяет принципы взаимодействия информационных и прикладных программных продуктов от низовых звеньев до аппарата управления регионального или федерального уровня.
Прикладные программные продукты, внедряемые в этих организациях, сформированы в программные комплексы, имеющие модульную структуру в соответствии с функциональными задачами, решаемыми на уровне автоматизированных рабочих мест в структурных подразделениях. Программный комплекс как инструмент ИСБО обеспечивает совместимость решаемых бюджетных задач, а также информационную поддержку аппарата управления и преемственность информации в налоговой, бюджетной и казначейской системах.
В бюджетных организациях, которые функционально связаны с налоговыми органами решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет», используемый на различных уровнях управления регионами.
Программный комплекс «Бюджет» обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов, предоставляет автоматизированные рабочие места руководителям других служб, взаимодействующих с финансовыми органами. Функциональная часть программного комплекса «Бюджет» объединена общей информационной базой и единым пользовательским интерфейсом.
Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу Каждый модуль ориентирован на решение определенных функциональных бюджетных финансовых задач, которые связаны с операциями учета данных и получения отчетности.
- Раздел 1 Основные понятия и классификация эис
- Основные понятия и классификация эис
- Раздел 2 Бухгалтерские информационные системы
- Бухгалтерские информационные системы (буис)
- Буис для крупных предприятий
- Буис для предприятий малого и среднего бизнеса
- Раздел 3 Налоговые информационные системы
- Особенности применения налоговых информационных систем (нис)
- Информационные системы в налоговых органах
- Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента
- Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
- Раздел 4 Банковские информационные системы Банковские информационные системы (бис)
- Задачи банковского сектора и их информационная поддержка
- Современный подход к автоматизации банковской деятельности
- Этапы развития автоматизированных банковских систем (абс)
- Требования, предъявляемые к интегрированной бис
- Факторы влияния на формирование целей банка
- Программные продукты для автоматизации банковской деятельности
- Комплексная автоматизация банковской деятельности
- Тенденции развития автоматизации бис
- Раздел 5 Информационные системы фондового рынка Информационные системы фондового рынка
- Информационная поддержка рынка ценных бумаг
- Использование депозитарных сетей
- Требования к программным средствам депозитарных сетей
- Классификация программных средств, используемых на фондовом рынке
- Информационные технологии депозитарного учёта и реестродержателя
- Автоматизация фондовой торговли
- Раздел 6 Юридические информационные системы
- Правовые информационные технологии
- Основные понятия юис
- Проблемы разработки юис
- Основные требования к правовым ис
- Виды поиска в правовых ис
- Возможности пользователей юис
- Раздел 7 Статистические информационные системы Статистические информационные системы (сис)
- Задачи и функции органов статистики
- Структура построения сис
- Ит, применяемые в сис
- Автоматизированное решение регламентных статистических задач с использованием типовых процедур обработки
- Автоматизированное решение регламентных статистических задач с использованием арм экономиста-статистика
- Автоматизированные регистры статистической информации
- Автоматизированные банки данных
- Статистические информационные системы предприятия (сисп)