3.3. Права и обязанности клиента
Обязанности клиента можно условно разделить на две группы: к первой отнести организационно-формальные, а ко второй - имущественные.
Обязанности по первой группе можно свести к выполнению формальных аспектов: по соблюдению банковских правил, по удостоверению права лиц, осуществляющих распоряжение счетом, по оформлению документов и соблюдению сроков их подачи. Невыполнение этой группы обязанностей клиента, в основном, как правило, влечет невыполнение поручений и распоряжений клиента из-за нарушения им соответствующих обязанностей.
Непредставление клиентом в банк документов, удостоверяющих права лиц, осуществляющих от его имени распоряжение денежными средствами, находящимся на счете, служит основанием для отказа клиенту в иске о применении к банку ответственности.
В судебной практике крайне редки случаи предъявления банками исков к клиентам по основанию, связанному с нарушением обязательств той группы, к которой относятся организационно-формальные обязанности.
Вторая группа обязанностей клиента связана с кредитованием счета (ст. 850 ГК РФ) и оплатой расходов банка на совершение операций по счету, которые можно назвать имущественными, ибо от клиента требуется уплата определенных сумм (хотя возможен и зачет), а у банка появляется денежное требование. Что касается оплаты расходов банка на совершение операций по счету, то здесь законодатель устанавливает презумпцию бесплатности услуг банка. Так, в пункте 1 ст. 851 ГК РФ указывается, что в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Иными словами эта форма является факультативной, то есть при молчании договора относительно такой платы последняя не взимается. Если стороны в договоре банковского счета не предусмотрели порядок взимания указанной платы, банк может удерживать ее из денежных средств клиента, находящихся на счете по истечении каждого квартала (п.2 ст. 851 ГК РФ). По сути здесь наблюдается безакцептное списание денежных средств со счета клиента.
Оплата услуг банка, называемая иногда комиссией банка, вернее ее размер, обычно указывается в каких-либо унифицированных правилах банка, которые действуют в отношении всех клиентов, имеющих одинаковый по виду банковский счет. На практике в договоре банковского счета банк оговаривает за собой право на одностороннее изменение размера комиссии с уведомлением впоследствии об этом владельца счета.
Что касается прав клиента, то они сводятся к следующим:
- клиент вправе расторгнуть договор в любой момент ( п.1 ст. 859 ГК РФ);
- клиент вправе требовать от банка возмещения убытков при разглашении последним банковской тайны (ст. 857 ГК РФ);
- клиент вправе требовать от банка в случаях, предусмотренных ст. 856 ГК РФ, выполнения им своих обязанностей и уплаты процентов по правилам ст. 395 ГК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор банковского счета предусматривает полноценную систему прав и обязанностей как банка, так и клиента.
- Тема 1. Договор банковского вклада
- Понятие, признаки и виды договора банковского вклада
- 1.2. Права и обязанности сторон по договору банковского вклада
- 1.3. Условия, форма и порядок заключения договора банковского вклада
- Тема 2. Правовые проблемы обеспечения возврата банковского вклада и правопреемства по договору банковского вклада
- 2.1 Проблема обеспечения возврата банковского вклада
- 2.2. Проблема правопреемства по договору банковского вклада
- Тема 3. Договор банковского счета
- 3.1 Понятие, предмет и субъекты договора банковского счета
- 3.2 Права, обязанности и ответственность сторон по договору банковского счета
- 3.3. Права и обязанности клиента
- 3.4 Ответственность банка и клиента по договору банковского счета
- 3.5. Особенности заключения, расторжения и исполнения договора банковского счета
- Тема 4. Страхование банковских вкладов физических лиц в Российской Федерации
- 4.1 Страхование банковских вкладов физических лиц как специальный вид страхования
- 4.2. Право вкладчиков на получение страхового возмещения по своим банковским вкладам
- 4.3. Организационно-правовые аспекты выплаты страхового возмещения по банковским вкладам физических лиц
- Тема 5. Взаимодействие Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков в системе страхования банковских вкладов физических лиц
- Участие Банка России в системе отношений в сфере обязательного страхования
- 5.2. Показатели и условия, удовлетворяющие требованиям к участию в системе страхования вкладов