logo search
Господарче право

3.Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.

1. В ст. 58 Хозяйственного Кодекса Украины в качестве необходимого условия осуществления предпринимательской дея­тельности названа государственная регистрация предприниматель­ства.

Детально процедура регистрации регламентируется ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.03 г. в редакции от 01.07.04 г.

Таким образом, законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов предпри­нимательской деятельности, исключение составляют лишь отдельные субъекты предпри­нимательства (например, банки), специфика деятельности которых требует специального порядка их легитимации.

Вышеуказанным Постановлением КМУ установлены следующие размеры платы:

- за государственную регистрацию (перерегистрацию) субъектов предпринимательской деятельности (регистрационный сбор): для граждан — предпринимателей — 2, для юридических лиц — 10 не­облагаемых минимумов доходов граждан;

- за ускоренную (в течение одного дня) государственную регист­рацию (перерегистрацию) субъектов предпринимательской дея­тельности — тройной размер соответствующего регистрационно­го сбора;

- за государственную регистрацию изменений (дополнений) в уч­редительные документы субъектов предпринимательской деятель­ности — 30% регистрационного сбора;

- за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистра­ции субъекта предпринимательской деятельности — 1 необлагаемый налогом минимум.

Причем орган государственной регистрации уплачивает заяви­телю 20% регистрационного сбора за каждый просрочен­ный день государственной регистрации субъекта предприниматель­ской деятельности, но не больше размера внесенной заявителем пла­ты за государственную регистрацию субъектов предприниматель­ской деятельности.

Государственная регистрация субъектов предприниматель­ской деятельности проводится в исполнительном комитете город­ского совета в городах областного значения или в районной, районной горо­дов Киева и Севастополя государственной администрации по местонахождению или месту жительства субъекта, если иное не предусмотрено законом.

Местонахождением субъекта предпринимательской деятельно­сти — юридического лица на дату государственной регистрации может быть место жительства одного из учредителей или местонахождение по другому адресу, который подтвер­ждается договором, предусматривающим передачу учредителю в собственность или пользование помещения, части помещения (до­говор купли-продажи, мены, дарения, аренды, лизинга, безвозмезд­ного пользования имуществом, о совместной деятельности, учре­дительный договор и др.).

Для государственной регистрации субъекта предприниматель­ской деятельности — юридического лица собственник представляют в орган государст­венной регистрации следующие документы:

1) решение о создании юридического лица. Если собственников 2 и более, таким решением является учредительный договор;

2) устав, если это необходимо для создаваемой организационной формы предпринимательства (АО, ООО, ОДО);

3)регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

4) документ, удостоверяющий уплату собственником взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном законом;

5) документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию.

Учредительные документы представляются в орган государст­венной регистрации в 3 экземплярах (из них два оригинала), оформленных в установленном порядке.

Физическое лицо (заявитель), которое намеревается осуществ­лять предпринимательскую деятельность без создания юридическо­го лица, представляет в орган государственной регистрации:

1) регистра­ционную карточку установленного образца, которая является одно­временно заявлением о государственной регистрации субъекта пред­принимательской деятельности,

  1. две фотографии,

  2. справку (или ее ко­пию) о включении в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей

3) документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, а также предъявляет документ, удостоверяющий личность.

Орга­нам государственной регистрации запрещается требовать от субъ­ектов предпринимательской деятельности дополнительные документы, не предусмотренные Законом.

При наличии всех документов, указанных в Положении, орган государственной регистрации обязан в течение не более 5 ра­бочих дней со дня их поступления внести данные регистрационной карточки в Реестр субъектов предпринимательской деятель­ности и выдать свидетельство о государственной регистрации установленного образца.

Заявителю выдается оригинал свидетельства о государственной регистрации с 3 его копиями, а также оригинал и копия пред­ставленных им учредительных документов с отметкой органа государственной регистрации.

Для защиты своих прав предприниматель вправе обжаловать в судебном порядке отказ в регистрации. При этом суд может не только признать отказ в государственной регистрации недействительным, но и обязать соответствующий государственный орган осуществить такую регистрацию.

Права предпринимателя могут быть нарушены не только неза­конным отказом в регистрации, но и ненадлежащим исполнением органом государственной регистрации обязанности по регистра­ции, в частности, неправомерным уклонением от осуществления ре­гистрации в установленный срок (например, пропуске установлен­ного для регистрации срока — 5 рабочих дней). В этом случае средством защиты прав предпринимателей является понуждение в су­дебном порядке регистрирующего органа осуществить регистра­цию при уклонении его от исполнения этой обязанности (по иску заинтересованного лица).

Подразделения субъекта предпринимательской деятельности — филиалы и представительства не требуют государственной регистрации.

Основаниями для переригистрации субъекта предпринимательства являются изменения:

В месячный срок с момента наступления указанных изменений субъект предпринимательства обязан предста­вить документы для перерегистрации, что сопровождается опублико­ванием информации об изменениях в печатных средствах массовой информации.

Перерегистрация субъектов предпринимательской деятельно­сти проводится в порядке, установленном для их государственной регистрации.

Изменения (дополнения) в учредительных документах субъекта предпринимательской деятельности подлежат государственной ре­гистрации в 5-дневный срок со дня поступления соответствующей информации в орган государственной регистрации при наличии:

Внесение изменений (дополнений) оформляется в виде отдель­ных приложений или путем изложения учредительных документов в новой редакции.

В случае изменения фамилии, имени или отчества предприни­матель-гражданин в 10-дневный срок с момента наступления ука­занного изменения обязан представить в орган государственной ре­гистрации:

Орган государственной регистрации в 5-дневный срок со дня получения указанных документов должен провести замену свиде­тельства о государственной регистрации и уведомить об этом ор­ганы государственной налоговой службы. Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

В случае изменения местонахождения (места жительства) субъ­ект предпринимательской деятельности обязан в 7-дневный срок с момента наступления такого изменения представить в орган госу­дарственной регистрации:

1) регистрационную карточку с внесенными изменениями;

2) оригинал свидетельства о государственной регистрации для вне­сения соответствующих изменений.

Невыполнение этого требования в указанный срок является ос­нованием для обращения органа государственной регистрации в суд с иском об отмене государственной регистра­ции субъекта предпринимательской деятельности.

Положением предусмотрены условия и порядок выдачи дубли­ката свидетельства о государственной регистрации. Он выдается в случае утраты или уничтожения свидетельства о государствен­ной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

Для получения дубликата свидетельства о государственной реги­страции субъекта предпринимательской деятельности в орган госу­дарственной регистрации представляются:

1) заявление о выдаче дубликата свидетельства о государственной регистрации;

2) подтверждение опубликования в печатных средствах массовой информации объявления о признании недействительным утрачен­ного свидетельства о государственной регистрации с указанием идентификационного кода или идентификационного номера;

3)документ, удостоверяющий внесение платы за выдачу дубликата ( 10% от регистр. сбора).

Орган государственной регистрации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления должен выдать дубликат свиде­тельства о государственной регистрации субъекта предпринима­тельской деятельности.

Отмена государственной регистрации возможна как в добро­вольном, так и в принудительном порядке.

В отличие от отмены государственной регистрации в добро­вольном порядке (по личному заявлению субъекта) отмена государ­ственной регистрации в судебном порядке является санкцией, направ­ленной на пресечение противоправных действий.

Если субъектом предпринимательской деятельности является юридическое лицо, то отмена его государственной регистрации осу­ществляется органом государственной регистрации по заявлению собственника или уполномоченного им ор­гана, а также на основании решения хозяйственного суда в случае:

1) признания недействительными или противоречащими законо­дательству учредительных документов;

2)осуществления деятельности, противоречащей учредительным документам и законодательству;

3) несвоевременного сообщения субъектом предпринимательской деятельности об изменении его названия, организационной формы, формы собственности и местонахождения (1 месяц);

4) признания субъекта предпринимательской деятельности бан­кротом;

5) непредставления в течение 1 года в органы государственной на­логовой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности согласно законодательству.

Указанный перечень оснований отмены государственной реги­страции имеет исчерпывающий характер и не подлежит расшири­тельному толкованию.

2. В некоторых случаях, предусмотренных Законом, сам по себе факт государственной регистрации недостаточен для занятия отдель­ными видами деятельности, требуется также получение лицензии.

За несколько лет, прошедших с того момента, когда впервые был определен перечень лицензируемых видов деятель­ности, включавший первоначально лишь 11 видов деятельности, он был увеличен многократно (до 112). В последнее время этот перечень сокращен до 60, однако, все же, более чем в 5 раз превы­шает первоначальный перечень.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим лицен­зирование, является Закон Украины «О лицензировании опреде­ленных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г.

Действие Закона «О лицензировании ...» распространяется на всех субъектов хозяйствования.

Лицензирование банковской деятельности, внеш­неэкономической деятельности, лицензирование каналов вещания, лицензирование в сфере электроэнергетики и использования ядер­ной энергии, лицензирование в сфере интеллектуальной собствен­ности осуществляется согласно законам, регулирующим отноше­ния в этих сферах.

Лицензия — документ государственного образца, который удо­стоверяет право лицензиата на проведение указанного в нем вида хо­зяйственной деятельности в течение определенного срока при усло­вии выполнения лицензионных условий.

Лицензирование — выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении на­рушений лицензионных условий, а также распоряжений о ликви­дации нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензирова­нием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с дру­гой — орган лицензирования.

Орган лицензирования — орган исполнительной власти, опре­деленный КМУ, или специально упол­номоченный исполнительный орган местных советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности.

Основными принципами государственной политики в сфере ли­цензирования являются:

Лицензионные условия определены в Законе двояким образом. Так, в ст. 1 ЗУ лицензионные условия определены как установ­ленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требо­ваний, обязательных для выполнения при проведении видов хозяй­ственной деятельности, подлежащих лицензированию.

Субъект хозяйствования, который имеет намерение проводить определенный вид лицензируемой хозяйственной деятельности обращается в соответствующий орган лицензирования с заявлением установ­ленного образца о выдаче лицензии.

К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельст­ва о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государствен­ный реестр предприятий и организаций Украины, заверенная нота­риально или органом, который выдал оригинал документа. Органу лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, не указанные в Законе.

Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если:

Об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения заявитель уведомляется в письменной форме с указанием основа­ний оставления заявления о выдаче лицензии без рассмотрения в 10-дневный срок.

После устранения причин, являющихся основанием для выне­сения решения об оставлении заявления о выдаче лицензии без рас­смотрения, заявитель может повторно подать заявление о выдаче лицензии, которое рассматривается в порядке, установленном За­коном.

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов, если иное не установлено специальным законом.

Уведомление о принятии решения о выдаче лицензии или об от­казе в выдаче лицензии направляется заявителю в пись­менной форме в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче лицен­зии являются:

1) недостоверность данных в документах, представленных заяви­телем, для получения лицензии;

2) несоответствие заявителя согласно поданным документам ли­цензионным условиям, установленным для вида хозяйственной дея­тельности, указанного в заявлении .

В случае отказа в выдаче лицензии на основании выявления не­достоверных данных в документах, представленных заявителем, о вы­даче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицен­зирования новое заявление о выдаче лицензии не ранее чем через 3 месяца с даты принятия решения об отказе в выдаче лицензии.

В случае отказа в выдаче лицензии на основании несоответст­вия заявителя лицензионным условиям, установленным для вида хо­зяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, субъект хозяйствования может подать в орган лицензирования новое заявление о выдаче лицензии после устранения причин, став­ших основанием для отказа в выдаче лицензии.

Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Срок действия лицензии на проведение определенного вида хо­зяйственной деятельности устанавливается КМУ по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, но не может быть менее 3 лет. В постановлении КМУ «О сроке действия лицензии на ведение определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу» от 29.11.2000 г. № 1755 установлено, что срок дейст­вия лицензии на ведение деятельности по предоставлению услуг ра­диосвязи (с использованием радиочастот) составляет 10 лет, по предоставлению услуг телефонной связи (кроме ведомственных объ­ектов) — 15 лет, по техническому обслуживанию сетей теле, радиовешания — 5 лет.

Таким образом, в указанном постановлении КМУ указаны как общий срок действия лицензий (3 го­да), так и специальные сроки, установленные для некоторых вы­шеназванных видов предпринимательской деятельности.

Выдача лицензии на срок меньше 3 лет или отказ в продле­нии срока лицензии дают субъекту предпринимательства право об­ратиться в суд или арбитражный суд за защитой своих интересов

Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является центральный орган ис­полнительной власти, осуществляется на всей территории Украины.

Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является местный орган испол­нительной власти или специально уполномоченный исполнитель­ный орган советов, осуществляется на территории соот­ветствующей административно-территориальной единицы.

Для каждого филиала, каждого обособленного подразделения ли­цензиата, которые будут проводить хозяйственную деятельность на основании полученной им лицензии, орган лицензирования выдает ли­цензиату заверенные им копии лицензии, подтверждающие право филиала или другого структурного подразделе­ния лицензиата на проведение определенного вида хозяйственной деятельности.

За выдачу копии лицензии взимается плата в размере 1 не­облагаемого минимума доходов граждан. Плата за выдачу копии ли­цензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.

В случае, если лицензиат имеет намерение проводить указанный в лицензии вид хозяйственной деятельности по истечении срока ее действия, он должен получить новую лицензию в порядке, установленном настоящим Законом. Новая лицензия выдается органом лицензирования не ранее по­следнего рабочего дня действия предварительно выданной лицензии.

Лицензиат не может передавать лицензию или ее копию друго­му юридическому или физическому лицу для проведения хозяйст­венной деятельности.

Плата за лицензию — это ра­зовый платеж, вносимый субъектом хозяйствования за получение лицензии. Плата за выдачу лицензий вносится после принятия решения о выдаче лицензии.

Основаниями для переоформления лицензии являются:

1) изменение наименования юридического лица (если изменение наименования не связано с реорганизацией юридического лица) или ФИО физического лица — субъекта предпринимательской деятельности;

2) изменение местонахождения юридического лица или места жи­тельства физического лица — субъекта предпринимательской дея­тельности;

3) изменения, связанные с проведением лицензиатом определен­ного вида хозяйственной деятельности.

В случае возникновения оснований для переоформления лицен­зии лицензиат обязан в течение 10 рабочих дней подать органу лицензирования заявление о переоформлении лицензии вместе с лицензией, подлежащей переоформлению, и соответствующими до­кументами или их нотариально заверенными копиями, которые подтверждают указанные изменения.

Орган лицензирования в течение 3 рабочих дней с даты по­ступления заявления о переоформлении лицензии и документов, прилагаемых к нему, обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о пе­реоформлении лицензии.

Срок действия переоформленной лицензии не может превышать срока действия, указанного в лицензии, которая переоформлялась.

За переоформление лицензии взимается плата в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Плата за переоформ­ление лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.

Лицензиат, который подал заявление и соответствующие доку­менты о переоформлении лицензии, может проводить свою деятель­ность на основании справки о приеме заявления о переоформле­нии лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования при по­даче заявления о переоформлении лицензии.

Основаниями для выдачи дубликата лицензии являются:

В случае потери лицензии лицензиат обязан обратиться в орган лицензирования с заявлением о выдаче дубликата лицензии, к ко­торому прилагается документ, удостоверяющий внесение платы за выдачу дубликата лицензии. Если бланк лицензии не пригоден для пользования вследствие его повреждения, лицензиат подает также соответствующему органу ли­цензирования непригодную для пользования лицензию.

Срок действия дубликата лицензии не может превышать сро­ка действия, который указывался в утраченной или поврежден­ной лицензии.

Лицензиат, который подал заявление и соответствующие докумен­ты для выдачи дубликата лицензии вместо утраченной или поврежден­ной, может проводить свою деятельность на основании справки о по­даче заявления о выдаче дубликата лицензии на проведение опреде­ленного вида хозяйственной деятельности, которая выдается органом лицензирования при подаче заявления о выдаче дубликата лицензии.

Орган лицензирования обязан в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления о выдаче дубликата лицензии выдать заявите­лю дубликат лицензии вместо утраченной или поврежденной.

За выдачу дубликата лицензии вместо утраченной или повреж­денной лицензии взимается плата в размере 5 необлагаемых ми­нимумов доходов граждан. Плата за выдачу дубликата лицензии зачисляется в Государственный бюджет Украины.

Аннулирование лицензии - лишение лицензиата органом ли­цензирования права на проведение определенного вида хозяйст­венной деятельности.

Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций, применяемых Лицензионной палатой Украины. Ст. 21 ЗУ «О лицензировании...» называет 9 оснований ее аннулирования. Это:

1) заявление лицензиата об аннулировании лицензии;

2) акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий (повторное нарушение — совершение лицензиатом в течение сро­ка действия лицензии повторного нарушения определенных лицен­зионных условий после применения санкций за аналогичное нару­шение);

3) решение об отмене государственной регистрации субъекта хо­зяйствования;

4) нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физиче­ского лица — субъекта предпринимательской деятельности;

5) акт о выявлении недостоверных сведений в документах, пред­ставленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;

6) акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии дру­гому юридическому или физическому лицу для проведения хозяй­ственной деятельности;

7) акт об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прила­гаемых к заявлению о выдаче лицензии;

8) акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

9) невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензион­ных условий, установленных для определенного вида хозяйствен­ной деятельности.

Орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение 10 рабочих дней с даты установления осно­ваний для аннулирования лицензии, которое вручается лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее 3 рабочих дней с даты его принятия.

Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через 10 дней со дня его принятия.

Если лицензиат в течение этого времени подает жалобу в экс­портно-апелляционный совет, действие данного решения органа лицензирования приостанавливается до принятия соответствующе­го решения специально уполномоченного органа по вопросам ли­цензирования.

Субъект хо­зяйствования может получить новую лицензию на право проведе­ния хозяйственной деятельности не ранее чем через 1 год с даты принятия решения органа лицензирования об аннулирова­нии предыдущей лицензии в случае, если она была аннулирована на основаниях указанных в п. 2, 5, 6, 7, 8.

В практике возможны случаи неправомерного применения ор­ганами лицензирования такой санкции как аннулирование лицен­зии. Для защиты прав предпринимателей, которые ущемляются в таких случаях, необходима возможность судебного обжалования подобных действий компетентных органов. В ст.4 Закона «О ли­цензировании » указано, что решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, удостоверяющего право субъекта предпринимательской деятельности или его обособленного подразделения заниматься ими.

В соответствии со ст.1 ЗУ «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента»:

Действие ЗУ «О патентовании...» не распространяется на торговую деятельность и деятельность по предоставлению быто­вых услуг:

1) предприятий и организаций Укоопсоюза, военной торговли, аптек, находящихся в государственной собственности, и торгово-производственных государственных предприятий рабочего снаб­жения в селах, поселках и городах районного подчинения.

2) субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, которые:

- осуществляют торговую деятельность с лотков, прилавков и уплачивают рыночный сбор (плату) за место для торговли продук­цией в пределах рынков всех форм собственности;

- уплачивают налог на промысел в порядке, предусмотренном дей­ствующим законодательством;

- осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хо­зяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства, скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции личного пчеловодства;

- уплачивают государственную пошлину за нотариальное удосто­верение договоров об отчуждении личного имущества, если това­ры каждой отдельной категории отчуждаются не чаще 1 раза в календарный год;

- уплачивают фиксированный налог в соответствии с законодатель­ством о налогообложении доходов физических лиц;

3) субъектов предпринимательской деятельности, образован­ных общественными организациями инвалидов, имеющих налого­вые льготы согласно действующему законодательству и осуществ­ляющих торговлю исключительно продовольственными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной на пред­приятиях Украинского общества слепых и Украинского общест­ва глухих.

Перечень видов деятельности, подлежащих патентованию, имеет исчерпывающий характер.

Основанием для приобретения торгового па­тента является заявка, оформленная в соответствии с Законом. Ус­тановление каких-либо дополнительных условий по приобретению торгового патента не разрешается.

По общему правилу, торговый патент выдается за плату субъектам предприниматель­ской деятельности государственными налоговыми органами по ме­стонахождению этих субъектов или местонахождению их структур­ных подразделений. Однако субъектам предприниматель­ской деятельности, которые осуществляют торговую деятельность либо предоставляют бытовые услуги, — по местонахождению пункта продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг, а субъектам предприниматель­ской деятельности, осуществляющим торговлю через передвижную торговую сеть, — по месту регистрации этих субъектов.

Порядок приобретения торгового патента на осуществление торговой деятельности

Под торговой деятельностью в ЗУ «О патентовании...» по­нимается розничная и оптовая торговля за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кре­дитных карточек.

Под пунктами продажи товаров в ЗУ «О патентовании...» понимаются: магазины, киоски, палатки, автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети, лотки, прилавки и другие виды торговых точек в отведенных для торговой деятельности местах, стационарные, малогабаритные и передвижные автозаправоч­ные станции, заправочные пункты, осуществляющие торговлю нефтепродуктами и сжатым газом, столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты, открытые летние площадки, ки­оски и другие пункты общественного питания, оптовые базы, склады-магазины или другие помещения.

Стоимость торгового патента на осуществление торговой дея­тельности устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от местонахождения пункта продажи товаров и ассор­тиментного перечня товаров.

Стоимость торгового патента за календарный месяц устанав­ливается в размерах следующих предельных уровней:

Срок действия торгового патента на осуществление торговой, деятельности составляет 12 календарных месяцев. Законом предусмотрен краткосрочный торговый патент, срок действия которого на осуществление торговой деятельности со­ставляет от 1 до 15 дней.

В соответствии с п. 16 Положения об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. № 1077, краткосрочный торговый патент приобретается в случае проведения ярмарок, выставок-продаж и других краткосрочных мероприятий, связан­ных с демонстрацией и продажей товаров, по месту осуществле­ния указанной деятельности.

Стоимость краткосрочного торгового патента на осуществле­ние торговой деятельности за 1 день устанавливается в фиксиро­ванном размере 10 гривень.

Оплата стоимости торгового патента на осуществление торго­вой деятельности производится ежемесячно до 15 числа месяца, предшествующего отчетному, а оплата стоимости краткосрочно­го торгового патента осуществляется не позднее чем за 1 день до начала осуществления торговой деятельности.

Субъ­ект предпринимательской деятельности имеет право приобрести торговые патенты на осуществление торговой деятельности на сле­дующие за текущим годы, но не более чем на 3 года, уплатив пол­ную стоимость этих патентов во время их получения.

Без приобретения торгового патента субъекты предпринима­тельской деятельности или их структурные под­разделения осуществляют торговую деятельность исключительно с использованием следующих видов товаров отечественного про­изводства:

Льготный торговый патент выдается субъектам предпринима­тельской деятельности или их структурным под­разделениям, осуществляющим торговую деятельность исключи­тельно с использованием следующих видов товаров отечественно­го производства:

- почтовые марки, открытки, поздравительные открытки и кон­верты, ящики, коробки, мешки, сумки и другая та­ра из дерева, бумаги и картона, используемая для почтовых отправлений предприятиями связи Украины;

- периодические издания печатных средств массовой информа­ции (независимо от страны их происхождения);

- проездные билеты;

- товары народных промыслов (кроме антикварных и представ­ляющих культурную ценность согласно перечню, устанавливаемо­му Министерством культуры Украины);

- готовые лекарственные средства и витамины для населения;

- ветеринарные препараты, бумага туалетная, зубные паста и порош­ки, косметические салфетки, детские пеленки, тампоны и другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, термометры, индивидуальные диагностические приборы (независимо от страны их происхождения).

Не требует патентования:

- реализация субъектом предпринимательской деятельности про­дукции собственного производства физическим лицам, находящим­ся с ним в трудовых отношениях, через пункты продажи товаров, встроенных в производственные или административные помеще­ния этого субъекта;

- деятельность субъектов предпринимательской деятельности по закупке у населения продукции, ес­ли дальнейшая реализация такой продукции происходит по расче­там в безналичной форме (пункты приема стеклотары, макулату­ры, отходов бумажных, картонных и ветоши; заготовка сельско­хозяйственной продукции и продуктов ее переработки).

Порядок приобретения торгового патента на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг

Под бытовыми услугами в ЗУ «О патентовании...» понима­ется деятельность, связанная с предоставлением платных услуг для удовлетворения личных потребностей заказчика за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов, включая кре­дитные карточки.

Постановлением КМУ «Об утвер­ждении перечня услуг, которые относятся к бытовым и подлежат патентованию» от 27.04.98 г. № 576 утвержден перечень быто­вых услуг.

В случае если субъект предпринимательской деятельности имеет структурные подразделения, торговый патент на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг приобретается отдельно для каждого структурного подразделения.

Стоимость торгового патента на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от местонахождения объекта по предоставлению бытовых услуг и вида бытовых услуг.

Стоимость торгового патента на осуществление деятельности по предоставлению бытовых услуг за календарный месяц устанав­ливается в размерах следующих предельных уровней:

Срок действия торгового патента на осуществление деятельно­сти по предоставлению бытовых услуг составляет 12 календарных месяцев.

Порядок приобретения торгового патента на осуществление операций по торговле наличными валютными ценностями.

Под торговлей наличными валютными ценностями в ЗУ «О патентовании...» понимается продажа наличной иностранной валюты, других наличных платежных средств, выраженных в иностранной валюте (в том числе дорожных, банковских и персональ­ных чеков), а также операции по дебетованию кредитных (дебето­вых) карточек в обмен на валюту Украины, других наличных платежных средств, выраженных в валюте Украины, а также в обмен на другую иностранную валюту.

Под пунктами обмена иностранной валюты в Законе «О патен­товании...» понимаются:

В случае, когда субъект предпринимательской деятельности имеет структурные подразделения, торговый па­тент приобретается отдельно для каждого структурного подразделения (обменного пункта).

Стоимость торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями устанавливается в фиксирован­ном размере 960 гривен за календарный месяц.

Срок действия торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями составляет 36 календарных месяцев.

Порядок приобретения торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса

Под игорным бизнесом в ЗУ «О патентовании...» понимает­ся деятельность, связанная с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (кроме государственных) и ро­зыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме.

Казино, другие игорные места (дома) должны занимать отдель­ные помещения или здания и иметь игорный зал для посетителей (кроме игровых автоматов и бильярдных столов).

Предоставление услуг в сфере игорного бизнеса вне пределов отведенных на эти цели помещений или зданий, а также в помеще­ниях, не имеющих игорного зала для посетителей, не разрешается.

Стоимость торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса устанавливается в фиксированном размере (за год);

- для использования игрового автомата с денежным или имуще­ственным выигрышем — 2800 гривен;

- для использования игрового стола с кольцом рулетки —- 128000 гривен;

- для использования других игровых столов (специальных столов для казино, кроме столов для бильярда) — 96000 гривен за каж­дый стол;

- для использования кегельбанов, которые вводятся в действие с Помощью жетона, монеты или без них, — 4000 гривен за каждый игровой желоб (дорожку);

- для использования столов для бильярда, которые вводятся в дей­ствие с помощью жетона, монеты или без них, кроме столов для бильярда, используемых для спортивных любительских соревно­ваний, —- 1200 гривен за каждый стол для бильярда;

- для введения других видов игорного бизнеса, включая розыгры­ши с выдачей денежных выигрышей в наличной форме вне бан­ковских учреждений либо в имущественной форме на месте, — 4800 гривень за каждый отдельный вид (место).

Торговый патент на осуществление операций по предоставле­нию услуг в сфере игорного бизнеса должен быть выдан на каждое отдельное игровое место (игровой автомат, игровой стол).

Срок действия торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса составляет 60 календарных месяцев.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗУ «О патентовании...» торговый патент должен быть открытым и доступным для обзора. Оригинал торгового патента обязателен для предъявления по требованию должностных лиц органов государ­ственной налоговой службы и органов МВД. Несоблюдение вышеуказанных требований считается наруше­нием порядка использования торгового патента. Наличие у субъек­та предпринимательской деятельности или его структурного подразделения оригинала или копии торгового патен­та отражается в акте проверки. Субъекты предпринимательской деятельности в случае несоблюдения требований этого Закона в час­ти нарушений порядка использования торгового патента уплачи­вают штраф в размере стоимости торгового патента за один кален­дарный месяц.