logo
Marchenko_G

Приложения Приложение 1 Абен Бектасов. Реформирование платежной системы Казахстана

Этот текст я написал с легкой руки Григория Марченко, попросившего меня рассказать о том, как создавалась платежная система Казахстана. Повествование получилось очень личным: это мое видение, мой опыт, мой взгляд на то, как все было. В создании платежной системы принимало участие большое количество людей и, к сожалению, не всех я смог вспомнить. Заранее прошу прощения у тех, кто это прочтет, но не найдет своего имени. Обязательно следует сказать еще вот что: без личной поддержки членов правления Национального Банка РК (особенно его председателя Ураза Жандосова) эта история могла бы выглядеть совершенно по‑другому, а, возможно, платежная система страны до сих пор не была бы создана.

Итак, в начале марта 1993 года я устроился на работу в Департамент информатизации Национального банка Республики Казахстан на должность ведущего специалиста. Моим непосредственным руководителем – начальником отдела – стала Бибинур Айдархановна Айдарханова. Она непосредственно контактировала с главным бухгалтером Национального банка Наилей Курманбековной Абдулиной и отвечала за процесс информатизации бухгалтерского учета и новую программу «электронные платежи», посредством которых Национальный банк собирался ускорить прохождение денег в стране.

Сам я тогда абсолютно никакого понятия не имел ни о бухгалтерском учете, ни об электронных платежах. А термин «квитовка» и объяснения относительно того, как именно она осуществляется, вгоняли меня в состояние ступора. В течение 10 лет перед тем я работал в Сибирском отделении Академии наук СССР, в СКБ научного приборостроения института автоматики и электрометрии. Мы программировали на Си С++, для связи различных компонент системы использовали различные ассемблеры и языки низкого уровня (типа PL‑11). Мои программы работали по всей стране, знания и опыт давали мне абсолютную уверенность в себе. В Нацбанке же я чувствовал себя ненужным и никчемным. В апреле бригада департамента информатизации собралась в (тогда еще существовавшую) Тургайскую область. Я решил ехать с ними, чтобы вжиться в новую среду в боевых условиях.

В Тургайской области мы внедряли систему электронных платежей областного отделения Национального банка. Внедрение получилось, честно говоря, неудачным: система практически не работала. Я попросил Б. Айдарханову дать мне возможность разобраться с основным алгоритмом, и она, спасибо ей, согласилась. Хотя рисковала: платежи уже больше недели не шли никуда: ни по области, ни из нее, ни внутрь. Как выяснилось, основной причиной стала слабая проработка всех возможных вариантов. Алгоритм был построен в надежде на то, что все сложится идеально, а при любой ошибке сразу начинались сбои.

Мои выводы были доложены Б. Абдрахмановой и руководителям областного отделения Нацбанка. После обсуждения мне предложили заняться их внедрением. Что такое латать систему на месте, знает любой программист, но после недели интенсивной работы нам удалось ее запустить. Уехали мы со смешанным чувством: система работала, но получилась сложной в эксплуатации. Однако мои усилия не пропали даром: я понял основные принципы работы операционного дня Нацбанка.

Осознал я и еще одну принципиальную вещь. Систему электронных платежей, являющуюся частью операционного дня, невозможно внедрять без проведения комплексной модернизации и унификации системы бухгалтерского учета и поддерживающих ее информационно‑коммуникационных систем.