40. Антиинфляционная политика: задачи, средства.
Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой — поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Методы борьбы с инфляцией могут быть:
1) косвенными, включающими: а) регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; б) регулирование ссудного и учетного процента коммерческих банков через управление ими Центральным банком; в) обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг;
2) прямыми, предполагающими: а) прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым регулирование денежной массы; б) государственное регулирование цен; в) государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; г) государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Существует несколько классификаций антиинфляционной политики — ортодоксальная и гетеродоксальная антиинфляционная политика. Ортодоксальный вариант основан на неоклассической концепции — минимальном вмешательстве в экономику со стороны государства. Он предполагает ограничение сферы его деятельности решением проблем сбалансированности бюджета и поддержанием темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.
Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов и в т.ч. временное замораживание роста цен и заработной платы, меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения прежде всего посредством снижения налогового бремени, развития рыночной инфраструктуры и поддержки жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операции. Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать эффект объявления, который стал весьма эффективным элементом антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания.
Также правительство должно принимать меры, способствующие укреплению механизмов рыночной системы, такие как: 1. установление конкурентно-рыночного климата в стране, систематический контроль за состоянием рынков; 2. антимонопольная политика; 3. отказ от государственных мер по поддержке и защите неконкурентных отраслей; 4. поощрение и поддержка малого бизнеса; 5. стимулирование диверсификации производства и продаж; 6. гибкая налоговая политика, направленная на снижение налогового пресса и применение прогрессивной шкалы налогообложения.
Кроме того, все эти меры должны сочетаться с мероприятиями в области денежного обращения: жесткими лимитами прироста денежной массы, контролем со стороны центрального банка над изменением денежной массы.
- 1. Возникновение, развитие и сущность денег.
- 2. Функции и роль денег в рыночной экономике.
- 3. Финансовая сбалансированность по Фишеру: понятие, факторы.
- 4. Денежное обращение, его структура.
- 5. Закон денежного обращения
- 6. Денежные агрегаты: понятие, функциональное назначение.
- 7. Эмиссия: понятие, формы
- 8. Организация эмиссии наличных денег.
- 9. Денежный оборот: понятие, структура.
- 10. Организация налично-денежного оборота.
- 11. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений.
- 12. Принципы организации безналичного денежного оборота
- 13. Сущность и механизм банковского мультипликатора.
- 14. Свободный банковский резерв: понятие, функциональное назначение.
- 15. Понятие и элементы денежной системы
- 16. Денежно-кредитная политика.
- 17. Сущность и роль кредита.
- 18. Экономическое содержание кредитных отношений.
- 19. Формы и виды кредита.
- 20. Банковский кредит как основная форма кредита.
- 21. Ссудный процент, его природа и назначение.
- 22. Классификация форм ссудного процента.
- 23. Классическая теория ссудного процента
- 24. Банковский процент: механизм расчета
- 25. Кредитная система: понятие и принципы организации.
- 26. Коммерческая форма кредита: понятие, функциональное назначение.
- 27. Валютная система: понятие, элементы.
- 28. Этапы эволюции валютной системы.
- 29. Валютный курс как экономическая категория.
- 30. Организация валютного контроля в рф.
- 31. Валютные операции: понятие, классификация.
- 32. Методы валютного регулирования.
- 33. Европейская Валютная система: понятие, организация.
- 34. Платежный баланс: понятие, структура.
- 35. Международный кредит: сущность и основные формы
- 36. Мбрр: функциональное назначение, организационная структура.
- 37. Мвф: функциональное назначение, организационная структура.
- 38. Инфляция: понятие, формы, виды.
- 39. Инфляционные факторы.
- 40. Антиинфляционная политика: задачи, средства.
- 41. Сущность платежной системы.
- 42. Формы безналичных расчетов.
- 43. Лизинг.
- 44. Понятие банковской системы и ее элементы.
- 45. Различия между централизованной и рыночной банковской системой.
- 46. Критерии классификации банков.
- 47. Роль коммерческих банков в кредитной системе.
- 48. Основные функции Центрального банка.
- 49. Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики.
- 50. Банковский маркетинг.