50. Банковский маркетинг.
В работе кредитной организации маркетинг начал широко использоваться с 1970-х гг., что объясняется универсализацией банковской деятельности, усилением конкуренции, появлением конкурентов в лице страховых, трастовых компаний, пенсионных фондов и других, оттоком вкладов из банков на рынки ценных бумаг. Это заставило начать тщательное исследование рынка кредитных услуг, осваивать их новые виды и бороться за клиентуру, т.е. использовать концепцию и инструменты маркетинга, давно применяемые в индустрии и торговле.
Сначала использовались некоторые составляющие маркетинга — изучение спроса, реклама, а в 1980-е гг. началось комплексное применение маркетинга в повседневной работе банков.
Банковский маркетинг — работа по изучению рынка и продвижению на нем банковских услуг, деятельность по исследованию и удовлетворению потребностей клиентов.
В крупных кредитных институтах созданы службы маркетинга и связей с клиентурой, которые обеспечивают установление связей с новой клиентурой, способствуют развитию деловых контактов с клиентурой, проводят аналитические исследования по возможности внедрения новых видов сделок и услуг, изучают конъюнктуру кредитного рынка, проводят организационную и консультативную работу с клиентами.
Маркетинговая работа банков на кредитном рынке проводится одно временно в двух направлениях — аккумуляции свободных денег граждан и хозяйствующих субъектов и организации размещения этих ресурсов. Следует учитывать тесную связь этих операций, т.к. одни и те же клиенты часто являются как вкладчиками, так и покупателями активных кредитных услуг, а также, особенно в России, и акционерами (пайщиками) кредитного института.
Работа маркетинговых подразделений кредитного института включает оценку кредитного рынка, подготовку информации и рекомендаций для руководителей кредитной организации для принятия соответствующих управленческих решений, подготовку плана маркетинга по продвижению на рынке банковских услуг и др.
Итоги продвижения продуктов кредитной организации на рынке и эффективность работы по привлечению клиентов будут определяться следующими факторами: 1. ценой на банковские продукты — процентной ставкой по вкладами ссудам; 2. ценами на другие типы банковских услуг; 3. курсом приобретения (реализации) инвалюты; 4. уровнем и качеством обслуживания — отношением к клиенту, скоростью обслуживания, предоставлением дополнительных услуг и др.; 5. обеспечением новыми типами банковских продуктов или их новым качеством, например возможностью использования процентов по срочному депозиту, т.е. преимуществами по сравнению с конкурентами.
Важны репутация и имидж кредитной организации, внешний вид и внутренняя отделка его зданий, местонахождение филиалов, пунктов обмена валюты и др.
Решение по перечисленным проблемам принимает руководство кредитной организацией, а обязанности персонала, отвечающего за маркетинг, сводятся к сбору и оценке соответствующей информации, подготовке данных и рекомендаций для руководства банка по различным направлениям функционирования и проведению мероприятий по поощрению продаж банковских продуктов своими специфическими инструментами.
Банковский маркетинг взаимодействует со всеми операциями кредитной организации и ее управлением, включая управление сделками и сотрудниками.
Работа персонала кредитной организации должна ориентироваться на концепцию маркетинга — на определение и максимальное удовлетворение всех потребностей клиентов.
- 1. Возникновение, развитие и сущность денег.
- 2. Функции и роль денег в рыночной экономике.
- 3. Финансовая сбалансированность по Фишеру: понятие, факторы.
- 4. Денежное обращение, его структура.
- 5. Закон денежного обращения
- 6. Денежные агрегаты: понятие, функциональное назначение.
- 7. Эмиссия: понятие, формы
- 8. Организация эмиссии наличных денег.
- 9. Денежный оборот: понятие, структура.
- 10. Организация налично-денежного оборота.
- 11. Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений.
- 12. Принципы организации безналичного денежного оборота
- 13. Сущность и механизм банковского мультипликатора.
- 14. Свободный банковский резерв: понятие, функциональное назначение.
- 15. Понятие и элементы денежной системы
- 16. Денежно-кредитная политика.
- 17. Сущность и роль кредита.
- 18. Экономическое содержание кредитных отношений.
- 19. Формы и виды кредита.
- 20. Банковский кредит как основная форма кредита.
- 21. Ссудный процент, его природа и назначение.
- 22. Классификация форм ссудного процента.
- 23. Классическая теория ссудного процента
- 24. Банковский процент: механизм расчета
- 25. Кредитная система: понятие и принципы организации.
- 26. Коммерческая форма кредита: понятие, функциональное назначение.
- 27. Валютная система: понятие, элементы.
- 28. Этапы эволюции валютной системы.
- 29. Валютный курс как экономическая категория.
- 30. Организация валютного контроля в рф.
- 31. Валютные операции: понятие, классификация.
- 32. Методы валютного регулирования.
- 33. Европейская Валютная система: понятие, организация.
- 34. Платежный баланс: понятие, структура.
- 35. Международный кредит: сущность и основные формы
- 36. Мбрр: функциональное назначение, организационная структура.
- 37. Мвф: функциональное назначение, организационная структура.
- 38. Инфляция: понятие, формы, виды.
- 39. Инфляционные факторы.
- 40. Антиинфляционная политика: задачи, средства.
- 41. Сущность платежной системы.
- 42. Формы безналичных расчетов.
- 43. Лизинг.
- 44. Понятие банковской системы и ее элементы.
- 45. Различия между централизованной и рыночной банковской системой.
- 46. Критерии классификации банков.
- 47. Роль коммерческих банков в кредитной системе.
- 48. Основные функции Центрального банка.
- 49. Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики.
- 50. Банковский маркетинг.