4. Методы, способы и приемы экономического анализа.
Все методы экономического анализа можно разделить на две группы: традиционные, используемые для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями и экономическо-математические методы.
Традиционные методы:
1. Метод сравнения. Сравнение – это сопоставление изучаемых данных и факторов хозяйственной жизни. Сравнение используется в следующих случаях:
Для контроля выполнения планов (сравниваются фактические и плановые показатели);
Для контроля над затратами, внедрение ресурсосберегающих технологий, изучение и освоение выявленных возможностей экономического и социального развития (фактические показатели сравниваются с нормативными);
Для определения тенденций развития экономических процессов, исследование закономерностей и темпов развития субъектов хозяйствования (сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет);
Для поиска возможностей и резервов улучшения хоз. деятельности (фактические показатели анализируемого предприятия с передовыми показателями по отрасли или с научно обоснованными возможными значениями);
Для выбора оптимального управленческого решения (сравнение значений альтернативных вариантов).
Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого показателя от базисного уровня, и вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений. Также выделяют трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года.
2. Метод средних показателей. Средние показатели определяются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях и дают общую характеристику изучаемых явлений и процессов. В экономическом анализе применяются:
Средняя арифметическая (простая и взвешенная);
Средняя гармоническая;
Средняя хронологическая;
Средняя геометрическая;
Мода и медиана.
3. Балансовый метод. Используется в том случае, если между показателями существует балансовая зависимость и взаимообусловленность. Суть метода состоит в сравнении двух комплексов показателей, стремящихся к определённому равновесию. Данный метод позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.
4. Метод элиминирования. Это логический приём, при котором последовательно выделяют влияние одного фактора и исключают влияние других факторов.
5. Приём группировок. Применяется для изучения взаимозависимости показателей при большом количестве данных. Данный приём позволяет выделить из совокупности показателей наиболее характерные моменты, факторы и тенденции.
6. Графический метод. Заключается в изображении показателей с помощью геометрических знаков или условно художественных фигур. Данный метод в анализе не имеет самостоятельного значения, а используется для обеспечения наглядности, простоты восприятия и условия получения информации.
7. Индексный метод. Основывается на относительных величинах, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятого в качестве базы сравнения.
8. Табличный метод. Используется для удобства восприятия и предоставления аналитической информации при помощи цифр, расположенных в определённом порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему суждений, выраженных языком цифр.
Экономико-математические методы:
1. Корреляция – это стохастическая, т.е. неполная вероятностная зависимость между показателями. Корреляционный анализ позволяет оценить абсолютные изменения результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов, а также установить относительную степень зависимости результирующего показателя от каждого фактора.
2. Регрессия – отражает характер связи между показателями, при котором изменение факторного показателя приводит к равномерному изменению результативного. Форма такой зависимости может быть прямолинейной или криволинейной, что позволяет не только чётко определить характер изучаемой связи, но и установить случайные отклонения.
3. Математическое программирование – используется при исследовании функциональной зависимости между показателями. Основными методами являются оптимизация, линейное и нелинейное программирование.
4. Метод теории игр – изучает конфликтные ситуации, при которых интересы участников не совпадают. Суть игры заключается в том, что каждый участник выбирает такую стратегию действий, которая должна обеспечить ему наибольший выигрыш или наименьший проигрыш. Эти решения отражаются в таблице, которая называется платёжной матрицей. С её помощью отыскивается точка, в которой достигается равновесие, приемлемое для партнёров.
5. Теория массового обслуживания – рассматривает изучаемые процессы как процессы обслуживания, т.е. удовлетворение каких либо запросов или заказов. При этом изучается, статистические закономерности поступления заказов и на этой основе принимаются решения по порядку обслуживания.
6. Матричный анализ – применяется с целью получения комплексной оценки хоз. деятельности. Матричные модели представляют собой схематичное отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Исходные показатели сводятся в таблицу, которая трактуется как матрица и ставится задача вычисления общего комплексного показателя.
К способам детерминированного факторного анализа относятся:
Способ цепных подстановок;
Способ абсолютных разниц;
Способ относительных разниц;
Логарифмический способ;
Интегральный способ;
Индексный способ;
Способ долевого участия;
Взвешивание конечных разностей;
Простое прибавление неразложимого остатка.
Способ цепных подстановок - используется для расчёта влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путём постепенной замены базисной величины каждого показателя в объёме результативного показателя на фактическую в отчётном периоде. С этой целью определяет ряд условных величин результативного показателя, который учитывает одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются и сравнения величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет определить влияние факторов на изменение результативного показателя.
Способ абсолютных разниц применяется в мультипликативных моделях и смешанных моделях типа y = a*(b - c). При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него и на фактическую величину факторов расположенных слева:
Y = a*b*c ∆ya = (a1 – a0) * b0 * c0 ∆yb = a1*(b1 – b0)* c0 ∆yc = a1 * b1 * (c1 – c0)
Метод относительных разниц – применяется только в мультипликативных моделях. Методика расчёта следующая: для расчёта влияния первого фактора необходимо базисную величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах и результат разделить на 100. Чтобы рассчитать влияние второго фактора нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счёт первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100. Влияние третьего фактора определяется аналогично, т.е. к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счёт первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.
- Автономная образовательная некоммерческая организация высшего профессионального образования
- 2. Роль и значение экономического анализа в деятельности организации и коммерческого банка.
- 3. Виды экономического анализа.
- 4. Методы, способы и приемы экономического анализа.
- 5. Информационное обеспечение экономического анализа деятельности организации и банка.
- Анализ кредитной деятельности в кредитной организации.
- 8. Анализ активных и пассивных операций банка.
- Анализ процентной ставки по кредитам
- Анализ доходов Коммерческого банка
- Анализ расходов Коммерческого банка.
- Анализ результатов финансовой деятельности коммерческого банка.
- Банковские операции.
- 1. Правовые основы осуществления банковских операций.
- 2. Виды и общая характеристика банковских операций (активные и пассивные операции).
- 3. Формирование доходов и прибыли кредитной организации.
- 4. Банковские риски и методы страхования банковских операций.
- 5. Собственные и привлеченные средства кредитных организаций.
- 6. Формирование собственных и привлеченных средств банка.
- 8. Организация работы с денежной наличностью.
- 9. Формирование денежно-кредитной политики, условия и виды кредитных сделок.
- 10. Лизинговые операции, трастовые операции кредитных организаций.
- 11. Инвестиционная политика.
- 12. Организация и правовое регулирование валютных операций.
- Учет в банке.
- 1. Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации.
- 2. Баланс кредитной организации.
- 3. Аналитический и синтетический учет в банке.
- 12345678 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
- 4. Документация и документооборот и внутрибанковский контроль.
- 5. Учетная политика банка.
- 6. План счетов в кредитной организации.
- 7. Учет депозитных операций.
- 8. Учет предоставленных кредитов.
- 9. Учет операций с ценными бумагами.
- 10. Учет операций в иностранной валюте.
- 11. Учет имущества и результатов деятельности.
- 12. Отчетность кредитной организации.
- 1. Сущность и функции денег.
- 2. Денежное обращение и виды денежных систем.
- 3.Валютная система рф, международные валютно-кредитные организации.
- 4.Финансы, финансовая политика, финансовая система.
- 5. Государственные финансы, бюджетная система и внебюджетные фонды рф.
- 6. Налоговая система рф.
- 7. Финансовое планирование и методы финансового контроля.
- 8. Система страхования и страховой рынок.
- 9. Ссудный капитал и кредит.
- 10. Банковская система рф.
- 11.Роль и функции цб и задачи денежно - кредитной политики.
- 12. Рынок ценных бумаг и его участники.
- Задачи по предмету « Банковские операции» Задача№1 (б-4)
- Задача№2 (б-5)
- Задача№6 (б-15)
- Задача№1(б-1)
- Задача№3(б-10)
- Задача№4(б-12)
- Задача№5 (б-13)
- Задача№6 (б-16)
- Задача№7 (б-18)
- Задача№9 (б-23)