logo
Стажировка финальная версия

4. Методы, способы и приемы экономического анализа.

Все методы экономического анализа можно разделить на две группы: традиционные, используемые для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями и экономическо-математические методы.

Традиционные методы:

1. Метод сравнения. Сравнение – это сопоставление изучаемых данных и факторов хозяйственной жизни. Сравнение используется в следующих случаях:

Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого показателя от базисного уровня, и вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений. Также выделяют трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года.

2. Метод средних показателей. Средние показатели определяются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях и дают общую характеристику изучаемых явлений и процессов. В экономическом анализе применяются:

3. Балансовый метод. Используется в том случае, если между показателями существует балансовая зависимость и взаимообусловленность. Суть метода состоит в сравнении двух комплексов показателей, стремящихся к определённому равновесию. Данный метод позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

4. Метод элиминирования. Это логический приём, при котором последовательно выделяют влияние одного фактора и исключают влияние других факторов.

5. Приём группировок. Применяется для изучения взаимозависимости показателей при большом количестве данных. Данный приём позволяет выделить из совокупности показателей наиболее характерные моменты, факторы и тенденции.

6. Графический метод. Заключается в изображении показателей с помощью геометрических знаков или условно художественных фигур. Данный метод в анализе не имеет самостоятельного значения, а используется для обеспечения наглядности, простоты восприятия и условия получения информации.

7. Индексный метод. Основывается на относительных величинах, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятого в качестве базы сравнения.

8. Табличный метод. Используется для удобства восприятия и предоставления аналитической информации при помощи цифр, расположенных в определённом порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему суждений, выраженных языком цифр.

Экономико-математические методы:

1. Корреляция – это стохастическая, т.е. неполная вероятностная зависимость между показателями. Корреляционный анализ позволяет оценить абсолютные изменения результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов, а также установить относительную степень зависимости результирующего показателя от каждого фактора.

2. Регрессия – отражает характер связи между показателями, при котором изменение факторного показателя приводит к равномерному изменению результативного. Форма такой зависимости может быть прямолинейной или криволинейной, что позволяет не только чётко определить характер изучаемой связи, но и установить случайные отклонения.

3. Математическое программирование – используется при исследовании функциональной зависимости между показателями. Основными методами являются оптимизация, линейное и нелинейное программирование.

4. Метод теории игр – изучает конфликтные ситуации, при которых интересы участников не совпадают. Суть игры заключается в том, что каждый участник выбирает такую стратегию действий, которая должна обеспечить ему наибольший выигрыш или наименьший проигрыш. Эти решения отражаются в таблице, которая называется платёжной матрицей. С её помощью отыскивается точка, в которой достигается равновесие, приемлемое для партнёров.

5. Теория массового обслуживания – рассматривает изучаемые процессы как процессы обслуживания, т.е. удовлетворение каких либо запросов или заказов. При этом изучается, статистические закономерности поступления заказов и на этой основе принимаются решения по порядку обслуживания.

6. Матричный анализ – применяется с целью получения комплексной оценки хоз. деятельности. Матричные модели представляют собой схематичное отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Исходные показатели сводятся в таблицу, которая трактуется как матрица и ставится задача вычисления общего комплексного показателя.

К способам детерминированного факторного анализа относятся:

  1. Способ цепных подстановок;

  2. Способ абсолютных разниц;

  3. Способ относительных разниц;

  4. Логарифмический способ;

  5. Интегральный способ;

  6. Индексный способ;

  7. Способ долевого участия;

  8. Взвешивание конечных разностей;

  9. Простое прибавление неразложимого остатка.

Способ цепных подстановок - используется для расчёта влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путём постепенной замены базисной величины каждого показателя в объёме результативного показателя на фактическую в отчётном периоде. С этой целью определяет ряд условных величин результативного показателя, который учитывает одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются и сравнения величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет определить влияние факторов на изменение результативного показателя.

Способ абсолютных разниц применяется в мультипликативных моделях и смешанных моделях типа y = a*(b - c). При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него и на фактическую величину факторов расположенных слева:

Y = a*b*c ∆ya = (a1 – a0) * b0 * c0 ∆yb = a1*(b1 – b0)* c0 ∆yc = a1 * b1 * (c1 – c0)

Метод относительных разниц – применяется только в мультипликативных моделях. Методика расчёта следующая: для расчёта влияния первого фактора необходимо базисную величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах и результат разделить на 100. Чтобы рассчитать влияние второго фактора нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счёт первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100. Влияние третьего фактора определяется аналогично, т.е. к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счёт первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.