8Классификация финансового контроля.
Дать определение финансового контроля. Привести классификационные критерии финансового контроля. По каждому критерии выделить виды финансового контроля.
Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосударственный финансовый контроль.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор путем проверки соблюдения налогового, банковскоого, страхового, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сделок.
В зависимости от институциональной структуры публичной власти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами законодательной власти, главой государства (субъекта федерации) и органами исполнительной власти.
В разрезе пообъектного классификационного признака государственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный контроль и т.д.
По методам проведения выделяют следующие виды контроля: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Исходя из содержания, проверки делятся на комплексные и тематические.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса анкетирования, инспекции на месте наблюдения и т.д.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
Внутрихозяйственный финансовый контрольосуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимый финансовый контроль – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.
Общественный финансовый контрольв нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.
- 2 Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства),
- 6. Органы управления финансами и их функции.
- 7 Понятие и сущность финансового контроля
- 8Классификация финансового контроля.
- 9 Органы осуществляющие финансовый контроль
- 4. К неналоговым доходам относятся:
- 12Понятие дефицита государственного бюджета и управление им.
- 13Бюджетная система Республики Беларусь .
- 14Бюджетный процесс в Республике Беларусь.
- 15Государственный кредит: сущность, функции, формы .
- 16Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.
- 17Экономическая сущность страхования и его функции
- 18Государственное социальное страхование в Республике Беларусь: Фонд Социальной защиты населения.
- 19Содержание и принципы организации финансов предприятия
- 20 Капитал предприятия: понятие и состав.
- 1. Характеристика банковской системы Республики Беларусь.
- 2. Порядок создания и прекращения де деятельности коммерческого банка.
- 3. Экономическая несостоятельность (банкротство) коммерческого банка
- 4. Экономическая характеристика ресурсов коммерческого банка, их классификация.
- 5. Характеристика привлеченных ресурсов коммерческого банка и их состав.
- 6. Управление ресурсами коммерческого банка.
- 7. Экономическое содержание активов коммерческого банка, их состав и структура
- 8. Качество активов коммерческого банка и методы их оценки .
- 1) По степени ликвидности:
- 3) Активы приносящие доход:
- 9. Сущность банковских рисков и их классификация.
- 10. Сущность и значение пассивных операций коммерческого банка.
- 11. Расчетные операции и их роль в деятельности банка.
- 12. Порядок проведения факторинговых операций.
- 13. Порядок проведения лизинговых операций.
- 14. Регулирование и лицензирование валютных операций.
- 15. Формы безналичных расчетов и порядок их проведения.
- 16. Содержание состав и структура доходов банка.
- 17 Классификация банковских расходов.