16Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.
Дать определение государственного долга. Привести классификации государственного долга .
Экономическое содержание понятия "государственный долг". Механизм управления государственным внешним и внутренним долгом.
Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам представляет собой государственный долг
В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов .
По степени охвата (масштабу). По данному признаку государственный долг можно разделить на следующие виды: капитальный; текущий; основной.
Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.
Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Иначе говоря, это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде /10, с.58/.
Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
При мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей, возникает внешний долг. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни .
Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Поэтому важной задачей органов системы управления внешним долгом является осуществление системного анализа и контроля за эффективным использованием иностранных кредитов, согласно реальным возможностям страны обслужить свой внешний долг.
Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.
Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия – изменение доходности займов.
Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляется только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.
- 2 Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства),
- 6. Органы управления финансами и их функции.
- 7 Понятие и сущность финансового контроля
- 8Классификация финансового контроля.
- 9 Органы осуществляющие финансовый контроль
- 4. К неналоговым доходам относятся:
- 12Понятие дефицита государственного бюджета и управление им.
- 13Бюджетная система Республики Беларусь .
- 14Бюджетный процесс в Республике Беларусь.
- 15Государственный кредит: сущность, функции, формы .
- 16Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.
- 17Экономическая сущность страхования и его функции
- 18Государственное социальное страхование в Республике Беларусь: Фонд Социальной защиты населения.
- 19Содержание и принципы организации финансов предприятия
- 20 Капитал предприятия: понятие и состав.
- 1. Характеристика банковской системы Республики Беларусь.
- 2. Порядок создания и прекращения де деятельности коммерческого банка.
- 3. Экономическая несостоятельность (банкротство) коммерческого банка
- 4. Экономическая характеристика ресурсов коммерческого банка, их классификация.
- 5. Характеристика привлеченных ресурсов коммерческого банка и их состав.
- 6. Управление ресурсами коммерческого банка.
- 7. Экономическое содержание активов коммерческого банка, их состав и структура
- 8. Качество активов коммерческого банка и методы их оценки .
- 1) По степени ликвидности:
- 3) Активы приносящие доход:
- 9. Сущность банковских рисков и их классификация.
- 10. Сущность и значение пассивных операций коммерческого банка.
- 11. Расчетные операции и их роль в деятельности банка.
- 12. Порядок проведения факторинговых операций.
- 13. Порядок проведения лизинговых операций.
- 14. Регулирование и лицензирование валютных операций.
- 15. Формы безналичных расчетов и порядок их проведения.
- 16. Содержание состав и структура доходов банка.
- 17 Классификация банковских расходов.