38. Мировой и российский опыт реструктуризации банковских систем.
Важнейшими предпосылками активизации банковского инвестирования экономики является создание долгосрочной ресурсной базы банковского сектора и формирование условий для его эффективной деятельности по обслуживанию потребностей производства, что связано с осуществлением комплекса мер по реструктуризации банковской системы России.
Основные этапы реструктуризации российской банковской системы. Объективная необходимость в реструктуризации банковской системы возникла еще в середине 90-х годов, что нашло свое отражение, в частности, в рекомендациях экспертов международных финансовых организаций, представленных правительству страны в 1995 г. Однако решение о проведении реструктуризации было принято лишь осенью 1998 г. в условиях острейшей фазы финансового кризиса, когда Правительство РФ и Банк России издали совместный документ "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации".
Процесс реструктуризации российской банковской системы включал:
1) неотложные меры по восстановлению ликвидности и платежеспособности банковской системы;
2) среднесрочные меры по восстановлению способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, по совершенствованию банковского надзора и менеджмента;
3) стратегические меры, направленные на полное восстановление ликвидности банковской системы, рост капитальной и ресурсной базы, создание стимулов для эффективного взаимодействия с реальным сектором экономики.
В порядке проведения неотложных мер по восстановлению ликвидности кредитных организаций и предотвращению коллапса платежной системы был использован комплекс средств, включавших:
1) передачу в Сбербанк РФ вкладов населения из шести крупнейших коммерческих банков, из банков, в которых частные вклады превышали 300 млн руб., а также из других банков по их ходатайству и согласованию с администрациями субъектов Федерации;
2) корректировку политики обязательных резервных требований, изменение нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России*;
* С 24 августа 1998 г. нормативы обязательных резервных требований были снижены с 11 до 10%. С 1 сентября 1998 г. были введены новые нормативы обязательного резервирования в зависимости от доли вложений кредитных организаций в государственные обязательства в работающих активах: при доле в 40% и более величина норматива составляла 5%, при доле 20-40% она составляла 7,5% (для Сбербанка был установлен норматив 5%). Кредитные организации также получили право внеочередного регулирования обязательных резервов. С 1 декабря 1998 г. для всех кредитных организаций был установлен единый норматив обязательного резервирования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%. С 19 марта 1999 г. величина норматива обязательного резервирования по привлеченным средствам в иностранной валюте была увеличена до 7%.
3) проведение многостороннего клиринга межбанковских расчетов с внеочередным регулированием обязательных резервов и использованием части этих резервов для покрытия недостатка средств у банков;
4) неприменение санкций за нарушения экономических нормативов вследствие снижения капитала, если причиной снижения явился кризис на финансовых рынках;
5) предоставление стабилизационных кредитов крупнейшим банкам, ряду региональных банков и отдельным социально значимым банкам;
6) выпуск облигаций Банка России, которые могли использоваться для обеспечения кредитов ЦБ РФ;
7) корректировку учетной политики Банка России.
Проведение этих мер позволило ослабить напряженность ситуации в банковском секторе, повысить ликвидность и платежеспособность кредитных организаций и перейти к осуществлению среднесрочных задач первого этапа реструктуризации банковской системы.
Как показывает международная практика, реструктуризация банковской системы является длительным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Мировой опыт свидетельствует также о многовариантности путей реформирования банковских систем. Поэтому одним из основных принципов реструктуризации является выбор таких способов ее проведения, которые обеспечили бы минимизацию затрат.
Осуществление широкой государственной поддержки банковской системы требует значительных средств. Страны, проводившие реструктуризацию банковской системы, несли крупные затраты: США 3-5% ВВП, Испания, Венгрия - около 1%, Чили - более 30%. Реализация государственной программы по реформированию банковского сектора в Южной Корее оценена в 1,7 млрд долл.
Корейский опыт реструктуризации
В основу реструктуризации банковского сектора в Корее были заложены следующие последовательно выполнявшиеся принципы:
1. банковская системы должна быть реструктурирована быстро и тщательно, чтобы она как можно быстрее возобновила выполнение своей основной функции финансового посредника;
2. бюджетные издержки на реструктуризацию банков должны жестко контролироваться и регламентироваться;
3. государственную поддержку могут получить только те банки, которые резко снижают текущие затраты и привлекают иностранные инвестиции для рекапитализации;
4. все действия в рамках реструктуризации должны основываться на понятных и прозрачных правилах, с тем чтобы избежать судебных споров в будущем.
Правительство Кореи начало процесс оздоровления с определения потенциальной платежеспособности отдельных банков. Одновременно с переговорами с МВФ о выделении крупного пакета помощи правительство приостановило операции многих банков и отозвало их лицензии. 2 декабря были приостановлены операции 9 неликвидных банков[1], 10 декабря – еще 5 банков[2]. Всего в течение кризиса были приостановлены операции 18 банков, и у 16 из них были отозваны лицензии. В результате к концу 1998 г. из 32 банков докризисного периода в стране функционировало всего 14 банков.
Банки, наименее всего пострадавшие от кризиса, получили предписания:
- увеличить собственный капитал;
- сменить высшее руководство;
- сократить валюту баланса и объем операций.
Реабилитация таких банков проходила путем:
- слияний;
- вливаний иностранного капитала;
- консолидации с дочерними и зависимыми фирмами с более благоприятной структурой баланса;
- уменьшением уставного капитала;
- продажей особо ценных активов;
- сокращением отдельных видов деятельности.
В целом реструктуризация банковской системы Кореи признана успешной. Быстрый прогресс был достигнут благодаря следующим факторам:
1. четкость и прозрачность правил реструктуризации;
2. оперативность действий властей, быстрая приостановка операций «проблемных» банков для обеспечения равного положения всех кредиторов банка;
3. отсутствие политической оппозиции для реформ;
4. строгий контроль за менеджментом реструктурируемых банков с целью недопущения «размывания» активов, усиление ответственности собственников и менеджмента банков.
Мексиканский опыт реструктуризации
Одна из основных отличительных черт мексиканского опыта состоит в том, что крупнейшие институциональные инвесторы из США к моменту кризиса 1994 г. были вовлечены в операции на мексиканском финансовом рынке в очень большой мере. Поэтому в международной помощи Мексике был очень силен момент заинтересованности США и давления администрации Президента Клинтона на Международный валютный фонд. В частности, в начале 1995 г. последовало выделение Казначейством Соединенных Штатов пакета прямой помощи Мексике в $20 млрд. и организация еще $27 млрд. поддержки из других источников, включая МВФ. Эта позиция крупнейших кредиторов страны позволила ей привлечь большие объемы относительно дешевых ресурсов и, в свою очередь, предоставить обширную помощь национальным банкам.
Это обусловило выбор наиболее активно использовавшихся методов реструктуризации. Ими стали выплаты по страхованию депозитов и поддержка ликвидности, причем на поддержку ликвидности была выделена очень значительная сумма, эквивалентная примерно $46.4 млрд. Процентные ставки по стабилизационным кредитам в Мексике составили 23% годовых в песо. Средства были предоставлены Центральным банком этой страны и полностью возвращены коммерческими банками к сентябрю 1995 г.
Программы реструктуризации задолженности клиентов банкам основывались как в Мексике, так в Корее, на:
- временном переносе платежей;
- сокращении процентных ставок;
- пролонгации кредитов;
- частичном списании долга;
- конверсии долга в акции предприятий.
Важное отличие мексиканской схемы состояло в том, что правительство было готово компенсировать до 75% убытков от реструктуризации долга небольших заемщиков, в то время как Корея вообще не погашала убытки банков от реструктуризации долгов.
Эксперты сходятся во мнении, что оздоровление банковской системы Мексики было весьма противоречивым по своим результатам в силу следующих моментов:
1. низкая степень прозрачности решений о банкротстве кредитных организаций и отсутствие четких стандартов отнесения банков к той или иной группе;
2. длительные процедуры принятия решений, которые могут использоваться менеджментом банков для извлечения собственной выгоды или предоставления одним кредиторам преимуществ перед другими;
3. несовершенство законодательства о банкротстве и сложности в истребовании банками долгов, высокая организованность должников в вопросах защиты своих интересов;
4. нечеткая классификация активов для целей выкупа.
- Ответы на билеты по дкб
- 2. Сущность и свойства денег как самостоятельной экономической категории. Эволюция видов денег.
- 3. Денежная масса в обороте и ее структура.
- 4. Денежный мультипликатор: понятие, механизм действия.
- 5. Предложение и спрос на деньги. Закон денежного обращения.
- 6. Предпосылки формирования и эволюция национальных денежных систем.
- 7. Денежная система России и ее элементы.
- 8. Элементы и эволюция мировой валютной системы.
- 9. Валютные зоны и валютные союзы
- 10. Денежный оборот: понятие и структура.
- 11. Понятие и виды эмиссии денег
- 12. Принципы организации налично-денежного оборота. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве.
- 13. Структура безналичного денежного оборота, скорость движения денежных средств.
- 14. Система безналичных расчетов и ее элементы.
- 15. Формы международных расчетов.
- 16. Особенности организации денежного оборота в Российской Федерации. (не готов!)
- 17. Сущность и формы проявления инфляции.
- 18. Виды инфляции и факторы ее возникновения.
- 19. Социально-экономические последствия инфляции.
- 20. Государственная антиинфляционная политика и ее эффективность.
- 1. Дефляционная политика – это метод ограничения денежного спроса с помощью бюджетных, налоговых и денежно-кредитных инструментов
- 1.1. Бюджетные и налоговые способы
- 1.2. Денежно-кредитные меры, проводимые Центральным Банком
- 1.2.1. Повышение ключевой ставки %
- 1.2.2. Воздействие на норму обязательного резервирования
- 2. Антиинфляционная политика доходов
- 21. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России.
- 22. Проблемы повышения покупательной способности рубля и укрепления денежного обращения в Российской Федерации.
- 23. Формы и методы стабилизации денежного обращения.
- 24. Необходимость, сущность и функции кредита.
- 25. Взаимосвязь кредита и денег в системе экономических отношений.
- 26. Формы и виды кредита в современной экономике. Свойства кредита.
- 27. Рынок судных капиталов.
- 28. Ссудный процент, его сущность, порядок исчисления.
- 29. Понятие и элементы системы кредитования.
- 30. Эволюция кредитной системы и формирование ее современной инфраструктуры.
- 31. Виды кредитных учреждений и особенности организации их функционирования.
- 32. Кредитный процесс и его стадии.
- 33. Кредитные инструменты и технологии предоставления банковских ссуд.
- 34. Обеспечение возвратности банковского кредита.
- 35. Международные кредитно-финансовые институты.
- 36. Понятие банковской системы и ее элементов.
- 37. Современное состояние российской банковской системы и направления ее дальнейшего развития.
- Основные тенденции развития банковского сектора рф
- Ключевые угрозы развитию банковской системы
- Повышение капитализации и стабильности ресурсной базы банков
- Удлинение ресурсной базы банков
- 38. Мировой и российский опыт реструктуризации банковских систем.
- 39. Возникновение центральных банков и формы их организации.
- 40. Правовой статус, функции и операции Центрального банка рф.
- 41. Особенности функционирования Европейского Центрального банка.
- 42. Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования экономики.
- 43. Процентная политика Банка России.
- 44. Валютная политика Банка России
- 45. Операции Банка рф на открытом рынке
- 46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.
- 47. Рефинансирование кредитных организаций Банком России.
- 48. Содержание надзорной функции Банка России.
- 49. Система страхования банковских депозитов.
- 50. Возникновение, сущность и функции коммерческих банков.
- 51. Виды пассивных операций российских коммерческих банков : их классификация и перспективы развития.
- 52. Активные операции коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
- 53. Внебалансовые операции коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
- 54. Принципы управления активами и пассивами коммерческих банков.
- 55. Риски в банковской деятельности.
- 56. Ликвидность банка: понятие и методы оценки.
- 57. Методы управления ликвидностью коммерческих банков
- 58. Зависимость между ликвидностью, доходностью и риском финансовыхинструментов.
- 59. Доходы и расходы коммерческого банка. Формирование результатов деятельности коммерческого банка.
- 60. Взаимоотношения коммерческого банка и органов банковского надзора.