35. Международные кредитно-финансовые институты.
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. Россия вступила в эти организации в 1992 г.
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США - 17,7%, страны ЕС - 26,2%. В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.
В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.
Основные задачи МВФ заключаются в следующем:
• содействие сбалансированному росту международной торговли;
• предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
• отмена валютных ограничений;
• межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.
Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:
• лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
• фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.
В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заёмщиц, нередко затрагивая их суверенитет.
МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:
Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.
Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.
Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.
МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, России, других государств СНГ, стран Восточной Европы.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.
Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 %). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.
ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса.
ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.
Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.
Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.
Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведения согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.
К основным региональным организациям ЕС относятся:
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам - до сорока лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;
Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию и развитию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;
Европейский центральный банк (ЕЦБ) образован 1 июня 1998 г. Является «наследником» Европейского денежно-кредитного института, который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 г. Штаб-квартира расположена в немецком г.Франкфурте-на-Майне.
В Европейский центральный банк входят представители всех государств-членов ЕС. Банк независим от остальных органов ЕС.
Главные функции банка: выработка и осуществление валютной политики зоны евро; содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими; установление основных процентных ставок, эмиссия банкнот евро; поддержание ценовой стабильности в еврозоне (обеспечение уровня инфляции не выше 2 %).
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г.). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро) и другим расчетам стран-членов.
БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.
БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.
- Ответы на билеты по дкб
- 2. Сущность и свойства денег как самостоятельной экономической категории. Эволюция видов денег.
- 3. Денежная масса в обороте и ее структура.
- 4. Денежный мультипликатор: понятие, механизм действия.
- 5. Предложение и спрос на деньги. Закон денежного обращения.
- 6. Предпосылки формирования и эволюция национальных денежных систем.
- 7. Денежная система России и ее элементы.
- 8. Элементы и эволюция мировой валютной системы.
- 9. Валютные зоны и валютные союзы
- 10. Денежный оборот: понятие и структура.
- 11. Понятие и виды эмиссии денег
- 12. Принципы организации налично-денежного оборота. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве.
- 13. Структура безналичного денежного оборота, скорость движения денежных средств.
- 14. Система безналичных расчетов и ее элементы.
- 15. Формы международных расчетов.
- 16. Особенности организации денежного оборота в Российской Федерации. (не готов!)
- 17. Сущность и формы проявления инфляции.
- 18. Виды инфляции и факторы ее возникновения.
- 19. Социально-экономические последствия инфляции.
- 20. Государственная антиинфляционная политика и ее эффективность.
- 1. Дефляционная политика – это метод ограничения денежного спроса с помощью бюджетных, налоговых и денежно-кредитных инструментов
- 1.1. Бюджетные и налоговые способы
- 1.2. Денежно-кредитные меры, проводимые Центральным Банком
- 1.2.1. Повышение ключевой ставки %
- 1.2.2. Воздействие на норму обязательного резервирования
- 2. Антиинфляционная политика доходов
- 21. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России.
- 22. Проблемы повышения покупательной способности рубля и укрепления денежного обращения в Российской Федерации.
- 23. Формы и методы стабилизации денежного обращения.
- 24. Необходимость, сущность и функции кредита.
- 25. Взаимосвязь кредита и денег в системе экономических отношений.
- 26. Формы и виды кредита в современной экономике. Свойства кредита.
- 27. Рынок судных капиталов.
- 28. Ссудный процент, его сущность, порядок исчисления.
- 29. Понятие и элементы системы кредитования.
- 30. Эволюция кредитной системы и формирование ее современной инфраструктуры.
- 31. Виды кредитных учреждений и особенности организации их функционирования.
- 32. Кредитный процесс и его стадии.
- 33. Кредитные инструменты и технологии предоставления банковских ссуд.
- 34. Обеспечение возвратности банковского кредита.
- 35. Международные кредитно-финансовые институты.
- 36. Понятие банковской системы и ее элементов.
- 37. Современное состояние российской банковской системы и направления ее дальнейшего развития.
- Основные тенденции развития банковского сектора рф
- Ключевые угрозы развитию банковской системы
- Повышение капитализации и стабильности ресурсной базы банков
- Удлинение ресурсной базы банков
- 38. Мировой и российский опыт реструктуризации банковских систем.
- 39. Возникновение центральных банков и формы их организации.
- 40. Правовой статус, функции и операции Центрального банка рф.
- 41. Особенности функционирования Европейского Центрального банка.
- 42. Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования экономики.
- 43. Процентная политика Банка России.
- 44. Валютная политика Банка России
- 45. Операции Банка рф на открытом рынке
- 46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.
- 47. Рефинансирование кредитных организаций Банком России.
- 48. Содержание надзорной функции Банка России.
- 49. Система страхования банковских депозитов.
- 50. Возникновение, сущность и функции коммерческих банков.
- 51. Виды пассивных операций российских коммерческих банков : их классификация и перспективы развития.
- 52. Активные операции коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
- 53. Внебалансовые операции коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
- 54. Принципы управления активами и пассивами коммерческих банков.
- 55. Риски в банковской деятельности.
- 56. Ликвидность банка: понятие и методы оценки.
- 57. Методы управления ликвидностью коммерческих банков
- 58. Зависимость между ликвидностью, доходностью и риском финансовыхинструментов.
- 59. Доходы и расходы коммерческого банка. Формирование результатов деятельности коммерческого банка.
- 60. Взаимоотношения коммерческого банка и органов банковского надзора.