41. Особенности функционирования Европейского Центрального банка.
Процессы интеграции и введения единой валюты в Европе потребовали создания общеевропейской институциональной структуры, способной определять и направлять изменения в экономической и политической жизни отдельных государств.
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств–членов Европейского Экономического Сообщества.
Главная цель ЕСЦБ - поддержание стабильности цен, что является необходимым условием для обеспечения продолжительного экономического роста.
Основные задачи ЕСЦБ перечислены в статье 105 Договора о Европейском союзе:
1. Определение и проведение единой денежно-кредитной политики.
Совет управляющих ЕЦБ определяет единую денежно-кредитную политику, которую НЦБ проводят децентрализованно. В основном, принятые процедуры и инструменты для проведения денежно-кредитной политики те, которые использовались большинством НЦБ до становления Валютного союза.
2. Осуществление валютных операций, и хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц.
НЦБ передают ЕЦБ часть своих резервов.Совет Европейского союза и ЕЦБ решают проблему установления валютного курса между денежной единицей евро и валютами стран, не входящим в Сообщество.
3. Обеспечение эффективногофункционирования платежно-расчетных систем.
Среди других задач ЕСЦБ:
1. Эмиссия банкнот и монет.
ЕЦБ является единственной организацией, которая может разрешить эмиссию выраженных в евро банкнот. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты.Монеты евро эмитируются странами-участницами после одобрения объема эмиссии ЕЦБ.
2. Сотрудничество в области банковского надзора.
ЕСЦБ должна способствовать правильному исполнению операций компетентными органами в области пруденциального надзора за кредитными учреждениями и стабильностью финансовой системы.
3. Консультативные функции.
ЕЦБ консультирует Совет Европейского союза или власти стран-членов, национальные центральные банки по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным системам, законодательства Сообщества, касающегосябанковского надзора и стабильностифинансовой системы.ЦБ также может давать рекомендации институтам Сообщества и национальным органам власти в областях, входящих в рамки его компетенции.
4. Сбор и накопление статистических данных.
Европейский центральный банк выполняет доверенные ему ЕСЦБ задачи. Для этого ЕЦБ:
определяет общие обязательные регламенты для всех стран-членов. Например, установление порядка расчета обязательных резервов и определение их общей суммы является предметом одной из инструкций ЕЦБ;
принимает решения, находящиеся в сфере его компетенции;
дает рекомендации и издает документы (например, о базе резервных требований);
налагает, при необходимости, штрафы (до 500.000 евро) или пени (до 10.000 евро в день) в случае несоблюдениярегламентов и решений;
определяет порядок взаимоотношений между ЕЦБ и НЦБ внутри ЕСЦБ.
Одним из основных принципов функционирования ЕСЦБ является независимость, определенная в Договоре. При выполнении своих полномочий и задач ни ЕЦБ, ни один из НЦБ или членов их руководящих органов не могут получать указания от органов Сообщества, от правительств стран-участниц или от любой другой организации.
Независимость – важный принцип деятельности ЕЦБ. Однако огромные полномочия, которыми обладает данная организация, вызывают опасения многих специалистов. В ее стратегии не учитываются реальные нужды стран Союза. В частности, не уделяется внимание цели борьбы с безработицей, составляющие ядро экономической политики Европейского союза. По этой причине в ЕС ведется полемика вокруг относительно необходимости контроля над деятельностью ЕЦБ с тем, чтобы он нес ответственность за свои действия.
Структура ЕСЦБможет быть представлена в виде следующей схемы:
ЕСЦБ управляется уполномоченными органами ЕЦБ - Советом Управляющих (Governing Council), Исполнительным комитетом (Executive Board) и Общим Советом (General Council).
Совет управляющих, верховный руководящий орган, объединяет членов Совета директоров ЕЦБ и председателей НЦБ стран-членов Валютного союза.Этот Совет принимает решения, необходимые для выполнения задач, доверенных ЕСЦБ Договором и ее уставом. Во-первых, он определяет денежно-кредитную политику Союза и устанавливает направления, необходимые для ее проведения. Таким образом, Совет управляющих фиксирует базисные процентные ставки, принимаемые внутри Валютного союза.
Кроме того, Совет управляющих одобряет свод правил для внутренней организации ЕЦБ и его руководящих органов, выполняет консультативные функции ЕЦБ и определяет порядок международного сотрудничества.
Для решения вопросов по определению и проведению единой денежно-кредитной политики Совет управляющих голосует по принципу «один член - один голос». Для решений имущественного порядка (например, увеличение капитала ЕЦБ) голоса взвешиваются в зависимости от доли каждого НЦБ в уставном капитале ЕЦБ. Если надо принять решение квалифицированным большинством по имущественным вопросам, оно одобрено, если подано не менее двух третей голосов.
Исполнительный комитет (Совет директоров) включает президента, его заместителя и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сферах. Члены Совета директоров ЕЦБ назначаются по взаимному согласию главами государств или правительств стран-участниц Валютного союза, с учетом рекомендаций Совета Европейского союза. Одобрение Европейским парламентом является необходимым условием для назначения членов Совета директоров, предлагаемых Советом.
Председатель Совета директоров является председателем Совета управляющих и Генерального совета. Он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, председатель представляет ЕЦБ во внешних организациях. При отсутствии председателя его заместитель председательствует на собраниях Совета управляющих, Совета директоров ЕЦБ и Генерального совета.
Члены Совета директоров должны быть гражданами стран-членов Валютного союза.
Совет директоров ежедневно отвечает за проведение денежно-кредитной политики согласно решениям Совета управляющих. Именно в этих рамках Совет директоров передает необходимые инструкции НЦБ.
Отделам ЕЦБ и Совету управляющих помогают 13 комитетов:
Комитет внутренних аудиторов;
Комитет по банкнотам;
Бюджетный комитет;
Комитет внешней коммуникации;
Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
Юридический комитет;
Комитет по рыночным операциям;
Комитет по денежно-кредитной политике;
Комитет международных отношений;
Статистический комитет;
Комитет банковского надзора;
Комитет информационных систем;
Комитет платежно-расчетных систем.
Общий совет (Генеральный совет), третий руководящий орган ЕСЦБ, включает председателя и заместителя председателя Совета директоров ЕЦБ и всех глав национальных центральных банков Европейского союза (в том числе и тех, которые не входят в Валютный союз).
Генеральный совет помогает ЕЦБ при выполнении его консультативных функций. К его основным задачам относятся:
сбор и обработка статистической информации;
подготовка ежеквартальных и ежегодных отчётов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчётов;
разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учёта и отчётности по операциям, проводимым НЦБ;
принятие мер, относящихся к оплате уставного капитала ЕЦБ в части, не урегулированной Общим Договором ЕС;
разработка должностных инструкций и правил приёма на работу в ЕЦБ.
подготовка стран к переходу к единой валюте.
Договор предусматривает регулярные отношения со всеми организациями Европейского союза.
В ЕСЦБ ответственность за определение единой денежно-кредитной политики несет Совет управляющих ЕЦБ. Решения ЕЦБ применяются во всех странах Валютного союза. Все страны-участницы Валютного союза проводят денежно-кредитную политику в одинаковом порядке.
Отделы НЦБ, совместно с департаментами ЕЦБ и под контролем Совета директоров, участвуют в подготовке решений по денежно-кредитной политике. Именно НЦБ отвечают за претворение в жизнь решений по денежно-кредитной политике, принятых Советом управляющих Европейского центрального банка. НЦБ отвечают за проведение операций рефинансирования и предоставляют евровалюту для национальных кредитных учреждений. Кредитные учреждения пользуются своими счетами, открытыми в НЦБ.
НЦБ объясняют решения по денежно-кредитной политике и исследуют последствия влияния единой денежно-кредитной политики на национальную экономику.
Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц ЕЭВС. Взнос каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка.
Валютные резервы могут быть использованы Европейским центральным банком для проведения валютных интервенций, причем ему дано право самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций. Европейская система центральных банков оснащена техническими возможностями для интервенций на валютных рынках с целью противостоять чрезмерным или хаотичным колебаниям курса евро в отношении валют основных стран вне ЕЭС.
Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. евро. В дальнейшем по решению Совета Управляющих он может увеличиваться (17.12.2010 ЕЦБ заявил, что собирается увеличить свой капитал на 5 миллиардов евро до отметки 10.76 миллиардов евро. Увеличил ли в действительности и сколько он составляет сегодня, не нашла). Акционерами ЕЦБ могут быть только Национальные центральные банки. Капитал ЕЦБ формируется в пропорции к сравнительному демографическому и экономическому весу НЦБ. Ключевым показателем при этом является средняя взвешенная доля каждой страны в населении и ВВП «зоны евро», которая определяется по следующей формуле:
50% этой доли – в соответствии с удельным весом каждой страны в общей численности населения Европейского Экономического Сообщества;
50% - в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом внутреннем продукте ЕЭС.
Эти данные корректируются каждые 5 лет.
Билет Сережи
Европейская модель организации центрального банка существенно отличается от американской и традиционных моделей. Ее представляет созданная 1 января 1999 года Европейская система центральных банков(ЕСЦБ), возглавляемая Европейским центральным банком(ЕЦБ). Помимо ЕЦБ, в ЕСЦБ входят центральные банки государств-членов Европейского экономического и валютного союза(ЕЭВС), использующих национальную валюту и потому не участвующих в формировании единой денежно-кредитной политики(Англия, Дания, Швеция)
Устав ЕСЦБ и ЕЦБ предусматривает их независимость от других органов ЕЭВС, правительств стран и национальных органов и учреждений. Высшими органами управления ЕСЦБ являются Совет управляющих(18 чел), состоящий изИсполнительной дирекции(6 чел) и 12 управляющих центральных банков стран-участниц ЕЭВС, а такжеГенеральный совет
Ключевые обязанности Совета управляющих: определение ключевых элементов кредитно-денежной политики ЕЭВС и контроль над состоянием платежно-расчетных систем его стран-участниц. Совет управляющих ЕСЦБ устанавливает размеры минимальных резервных требований, уровень ставок по кредитам, выдает странам-участницам лицензию на эмиссию евро. Решения по вопросам кредитно-денежной политики принимаются большинством голосов Совета управляющих.
При принятии решения об увеличении уставного капитала ЕЦБ учитывается доля каждого центрального банка - члена ЕСЦБ. При этом решение принимается, если за него проголосовало более половины акционеров, которым принадлежит не менее 2/3 уставного капитала.
Под руководством Совета управляющих 13 комитетов: внутренних аудиторов, по банкнотам, бюджетный, внешних коммуникаций, бухгалтерского учета и доходов, юридический, по рыночным операциям, по денежно-кредитной политике, международных отношений, статистический, информационных систем, банковского надзора, платежно-расчетных систем.
Второй по значению орган управления ЕЦБ - это Исполнительная дирекция: президент, вице-президент и 4 члена, назначаемые по предложению Совета Европы по результатам консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ. Срок полномочий -8 летбез права перевыборов. Решения принимаются большинством голосов, но решающий голос принадлежит президенту. Исполнительная дирекция -проводник разрабатываемой Советом управляющих денежно-кредитной политики, руководит действиями центральных банков(ЕЭВС) в этой области, контролирует выполнение ими предписаний.
Важный орган -Генеральный совет(президент и вице-президент ЕЦБ, а также управляющие центральными банками всех 15 стран ЕС- обеспечивается связь со странами, не вошедшими в ЕЭВС). Задачи- подготовка отчетности о деятельности ЕЦБ, разработка должностных инструкций и решение вопросов, касающихся уплаты уставного капитала.
Президент ЕЦБ- одновременно председатель Совета Управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального Совета с решающим голосом в СУ и ИД, представляет ЕЦБ во внешних организациях(или через доверенное лицо).
К операциям ЕЦБ допускаются только соответствующие всем требованиям европейские банки(прежде всего минимальным резервным требованиям). Посредники - центральные банки ЕЭВС, собирающие от банков заявки и посылающие их на компьютер во Франкфурте-на-Майне. На основе заявок ЕЦБ определяет процентную ставку по кредитам и доводит ее до сведения центральных банков.
- Ответы на билеты по дкб
- 2. Сущность и свойства денег как самостоятельной экономической категории. Эволюция видов денег.
- 3. Денежная масса в обороте и ее структура.
- 4. Денежный мультипликатор: понятие, механизм действия.
- 5. Предложение и спрос на деньги. Закон денежного обращения.
- 6. Предпосылки формирования и эволюция национальных денежных систем.
- 7. Денежная система России и ее элементы.
- 8. Элементы и эволюция мировой валютной системы.
- 9. Валютные зоны и валютные союзы
- 10. Денежный оборот: понятие и структура.
- 11. Понятие и виды эмиссии денег
- 12. Принципы организации налично-денежного оборота. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве.
- 13. Структура безналичного денежного оборота, скорость движения денежных средств.
- 14. Система безналичных расчетов и ее элементы.
- 15. Формы международных расчетов.
- 16. Особенности организации денежного оборота в Российской Федерации. (не готов!)
- 17. Сущность и формы проявления инфляции.
- 18. Виды инфляции и факторы ее возникновения.
- 19. Социально-экономические последствия инфляции.
- 20. Государственная антиинфляционная политика и ее эффективность.
- 1. Дефляционная политика – это метод ограничения денежного спроса с помощью бюджетных, налоговых и денежно-кредитных инструментов
- 1.1. Бюджетные и налоговые способы
- 1.2. Денежно-кредитные меры, проводимые Центральным Банком
- 1.2.1. Повышение ключевой ставки %
- 1.2.2. Воздействие на норму обязательного резервирования
- 2. Антиинфляционная политика доходов
- 21. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России.
- 22. Проблемы повышения покупательной способности рубля и укрепления денежного обращения в Российской Федерации.
- 23. Формы и методы стабилизации денежного обращения.
- 24. Необходимость, сущность и функции кредита.
- 25. Взаимосвязь кредита и денег в системе экономических отношений.
- 26. Формы и виды кредита в современной экономике. Свойства кредита.
- 27. Рынок судных капиталов.
- 28. Ссудный процент, его сущность, порядок исчисления.
- 29. Понятие и элементы системы кредитования.
- 30. Эволюция кредитной системы и формирование ее современной инфраструктуры.
- 31. Виды кредитных учреждений и особенности организации их функционирования.
- 32. Кредитный процесс и его стадии.
- 33. Кредитные инструменты и технологии предоставления банковских ссуд.
- 34. Обеспечение возвратности банковского кредита.
- 35. Международные кредитно-финансовые институты.
- 36. Понятие банковской системы и ее элементов.
- 37. Современное состояние российской банковской системы и направления ее дальнейшего развития.
- Основные тенденции развития банковского сектора рф
- Ключевые угрозы развитию банковской системы
- Повышение капитализации и стабильности ресурсной базы банков
- Удлинение ресурсной базы банков
- 38. Мировой и российский опыт реструктуризации банковских систем.
- 39. Возникновение центральных банков и формы их организации.
- 40. Правовой статус, функции и операции Центрального банка рф.
- 41. Особенности функционирования Европейского Центрального банка.
- 42. Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования экономики.
- 43. Процентная политика Банка России.
- 44. Валютная политика Банка России
- 45. Операции Банка рф на открытом рынке
- 46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.
- 47. Рефинансирование кредитных организаций Банком России.
- 48. Содержание надзорной функции Банка России.
- 49. Система страхования банковских депозитов.
- 50. Возникновение, сущность и функции коммерческих банков.
- 51. Виды пассивных операций российских коммерческих банков : их классификация и перспективы развития.
- 52. Активные операции коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
- 53. Внебалансовые операции коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
- 54. Принципы управления активами и пассивами коммерческих банков.
- 55. Риски в банковской деятельности.
- 56. Ликвидность банка: понятие и методы оценки.
- 57. Методы управления ликвидностью коммерческих банков
- 58. Зависимость между ликвидностью, доходностью и риском финансовыхинструментов.
- 59. Доходы и расходы коммерческого банка. Формирование результатов деятельности коммерческого банка.
- 60. Взаимоотношения коммерческого банка и органов банковского надзора.