logo
Конспект лекций Финансы 2009

9.3. Финансы некоммерческих предприятий.

Некоммерческие организации – это организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Однако, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.

Основные цели некоммерческих организаций:

- достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

- охрана здоровья граждан;

- развитие физической культуры и спорта;

- удовлетворение духовных потребностей;

- защита прав, законных интересов граждан и организаций;

- разрешение споров и конфликтов;

- оказание юридической помощи и др.

Некоммерческие организации могут создаваться в следующих формах:

- общественные и религиозные организации или объединения;

- государственные корпорации;

- некоммерческое партнерство;

- учреждения;

- ассоциации, союзы и др.

Некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на основании сметы доходов и расходов (составляется ежегодно).

Доходная часть сметы:

  1. Взносы учредителей (возникают при создании организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов).

  2. Вступительные взносы.

  3. Членские взносы – обязательные платежи членов организации.

  4. Добровольные пожертвования юридических и физических лиц.

  5. Целевое финансирование – денежные поступления от учредителей для решения задач организации.

  6. Выручка от реализации товаров и услуг;

7) Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

8) Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

9) Бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых программ;

10) Другие, не запрещенные законом поступления.

Расходная часть сметы:

  1. Заработная плата работников, доплаты, надбавки, компенсационные выплаты.

  2. Начисления на заработную плату.

  3. Коммунальные расходы.

  4. Административные расходы (канцелярские расходы, оплата командировок, консультационных, информационных услуг, услуг связи и т.п.)

  5. Хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств.

  6. Целевые расходы.

  7. Резерв непредвиденных расходов.

  8. Прочие расходы.