logo
Конспект лекций Финансы 2009

Факторы инфляции:

1. «Инфляция спроса» - рост цен из-за превышения количества денег в обращении над необходимым их количеством;

2. «Инфляция предложения» - рост цен из-за роста издержек производства, монополизации производства и реализации товаров и др.;

3. Факторы мирового рынка.

Виды инфляции:

Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен.

Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер, направленных на устранение причин и смягчение последствий инфляции.

Антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию экономики:

- стимулирование конкуренции, которое способствует снижению внутренних издержек производства, что приводит в конечном итоге к снижению цен;

- регулирование темпов роста заработной платы. Государство либо замораживает заработную плату, либо сдерживает ее рост с целью ограничения роста доходов, совокупного спроса и издержек производства;

- контроль над ценами, т.е. замораживание цен на определенные товары (энергоресурсы, товары конечного потребления) либо их поддержание в ограниченных рамках;

- воздействия на инфляционные ожидания. Государство использует методы внушения, убеждения, что инфляционные процессы идут на убыль;

- сокращение расходов государственного бюджета при одновременном повышении, как правило, налоговых ставок, усилении роли косвенных налогов;

- денежно-кредитная политика, направлена на ограничение денежной массы, кредитной экспансии банков. Государство регулирует процентные ставки, осуществляет контроль над ресурсами коммерческих банков, изымает деньги из обращения путем размещения государственных займов.

Антиинфляционные меры, направленные на смягчение последствий инфляции:

- индексация – компенсация потерь в результате обесценения денег (индексация государством заработной платы, пенсий, пособий, вкладов граждан в банках и др. видов доходов);

- стабилизация курса национальной валюты.