logo
ДКБ - вторая часть (лекций)

1. Организационная структура и управление сб рф.

По форме организации Сберегательный банк РФ является акционерным банком открытого типа. Его учредителем выступает Центральный банк РФ, которому принадлежит и контрольный пакет акций Сбербанка. Это обуславливает монопольное положение Сбербанка на рынке финансовых ресурсов и придает ему статус квазигосударственного банка. Так, Сбербанк остается абсолютным монополистом на рынке частных вкладов, конкурировать с которыми коммерческим структурам чрезвычайно сложно. Ведь только Сбербанк предлагает гарантии государства по вкладам. Вытесняемые к тому же из сферы обслуживания бюджетных счетов коммерческие банки втягиваются в осуществление рискованных операций – с денежными суррогатами. Вместе с тем подобный статус Сбербанка не дает ему необходимую устойчивость. Так, возможность внешних заимствований через Сбербанк используется пока недостаточно именно из-за уязвимости его юридического статуса. Высокий кредитный рейтинг Сбербанка – хорошая основа для получения кредитов на условиях более благоприятных, чем по программам еврозаймов.

Акционерами являются юридические и физические лица. Основная доля акций (более 90 %) выпущена в форме обыкновенных и небольшая – в виде привилегированных. Акции – именные. Первичное размещение новых выпусков акций осуществляется в порядке открытой подписки, последующие выпуски используются для наращивания капитала.

Организационная структура банка определяется двумя основными моментами: структурой его управления и структурой функциональных подразделений и служб. Главное назначение органов управления - обеспечивать эффективное руководство коммерческой деятельностью банка на основе реализации операций.

Структура управления банком предусматривает органы управления, утверждения их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковской деятельности. Высшим органом управления Сбербанком является собрание акционеров, которое решает следующие задачи: принимает решение об образовании банка, утверждает акты, документы о его деятельности; принимает устав; рассматривает и утверждает отчет о результатах деятельности банка за прошедший период и направления распределения прибыли; выбирает членов исполнительных и контрольных органов. Собрание акционеров избирает наблюдательный совет и правление банка. Для общего руководства работой банка, наблюдения за деятельностью правления и ревизионной комиссии избирается Совет банка. Совет банка выполняет следующие задачи: определяет направления деловой политики банка, контролирует работу правления и ревизионной комиссии, утверждает годовой отчет, осуществляет контроль за кредитной и инвестиционной работой, избирает председателя. При Совете создаются два комитета: кредитный и ревизионный. Кредитный комитет разрабатывает кредитную политику банка, структуру привлекаемых средств и возможности их размещения, пути создания инвестиционных фондов, а также трастовые операции. Ревизионный комитет занимается проверкой соблюдения законодательных актов, проведением сплошных и выборочных проверок кредитных, валютных и расчетных операций и др.

На структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации его собственного капитала и организационное построение, т.е. степень развития сети банка.

Организационная структура Сбербанка представлена следующим образом:

Сберегательный банк РФ как головная контора организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляются исследование и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и перспективное планирование; изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами и анализ эффективности их использования, а также оказываемых учреждениями банка услуг. Кроме того, Сбербанк РФ совместно с другими службами разрабатывает предложения по введению новых финансовых продуктов с целью привлечения клиентов, устанавливает тарифы комиссионного вознаграждения за услуги, осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги, проводит анализ практики применения действующего банковского законодательства, обеспечивает сбор, проверку и обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности учреждений банка и т.д.

Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из их подчиненности и экономики отдельных регионов с целью определения наиболее выгодного для кредитования сектора экономики и оценки конкурентной среды. В настоящее время в связи с обострением конкурентной борьбы систематически проводится анализ ситуации, складывающейся в регионе на финансовом и кредитном рынках. При этом определяется количество финансовых учреждений, изучается работа коммерческих банков, структура их пассивов и активов; основные виды банковских услуг и качество обслуживания клиентов, процентная политика банков (ставки по вкладам, депозитам и кредитам), рынок ценных бумаг, потенциальные клиенты.

Отметим, что в начале 90-х гг. в связи со смягчением финансово-кредитной политики, многие региональные банки выступали на финансовом рынке как отдельные коммерческие банки, выполняя ряд операций без согласования с вышестоящими органами. В результате Сберегательный банк, в целом понес существенные убытки и, в первую очередь из-за роста просроченной задолженности.

Из-за отсутствия информации и координации действий между подразделениями Сбербанка, расположенными в разных регионах, заемщики (часто этим пользовались небольшие банки) одновременно получали кредиты в разных регионах. В итоге средства, отданные в ссуду, возвращены не были.

Поэтому в последующие годы самостоятельность региональных банков была существенно ограничена. Для усиления контроля за расходованием средств было принято решение, согласно которому средства регионального банка могли обращаться только внутри своей области. Выдача как прямых, так и межбанковских кредитов заемщикам из других регионов была запрещена. Таким образом, была ликвидирована конкуренция между отделениями Сбербанка в рамках одного региона, т.е. внутри системы произошел раздел рынка.

В итоге ряд коммерческих банков лишился возможности жить за счет покупки более дешевых кредитных ресурсов у Сбербанка в ресурсоизбыточных регионах (например, в Москве) и перепродавать их в ресурсонедостаточных (на Урале, Дальнем Востоке и т.д.) по более высоким ставкам.

Усиление централизации способствовало укреплению контроля и за активными операциями. Ссуды стали выдаваться только под 100-процентное ликвидное обеспечение, главным образом под недвижимость и государственные ценные бумаги.

Наиболее массовыми подразделениями Сбербанка являются его отделения и филиалы. Процесс консолидации и укрепления банковской сети проявился в том, что были ограничены права отделений самостоятельно выбирать направления вложения средств. Был введен мягкий контроль за выдачей отделениями и филиалами межбанковских и коммерческих кредитов – о выдаче ссуд необходимо было уведомить головной банк. Ужесточение режима кредитования проявилось в том, что формально предоставление ссуд стало возможным лишь с разрешения Сбербанка РФ. Кроме того, была создана база данных по недобросовестным заемщикам. Ограничение права самостоятельно выдавать ссуды сопровождалось введением единых правил отбора заемщиков, что отчасти гарантировало их надежность. Например, на межбанковском рынке предлагалось работать лишь со структурами, входящими в первую сотню российских банков по размеру собственного капитала. Малые банки с валютой баланса менее 500 млрд. неденоминированных рублей не могли рассчитывать на получение ресурсов.

Низовым звеном в структуре Сбербанка являются агентства. Они создаются при крупных предприятиях или организациях, либо в отдаленных уголках страны, где имеются малонаселенные районы, и выполняют узкий круг операций, например, по выплате заработной платы, приему коммунальных платежей и др. Их самостоятельность в целом крайне ограничена.

Таким образом, проведенная в последние годы централизация управления учреждениями Сбербанка обеспечила усиление контроля и координацию работ его структурных подразделений.

С целью создания оптимальной структуры сети учреждений банка и оздоровления его финансового состояния, осуществляется анализ действующей сети, в том числе определяется рентабельность каждого учреждения. При анализе существующей сети определяются правильность ее построения и территориального размещения; уровень обслуживания населения и юридических лиц отделением филиалом (агентством), т.е. сколько жителей района пользуются услугами учреждений Сбербанка, а сколько – коммерческих банков; оптимальный режим работы; изучаются экономические показатели (доходы и расходы населения, положение на финансовом рынке и т.д.); изменения в деятельности отделения (филиала) за анализируемый период, которые сравниваются с результатами аналогичных учреждений. При анализе сети особо тщательно изучается возможность создания специализированных филиалов по обслуживанию юридических лиц, по работе с ценными бумагами, валютой и других, а также возможность создания филиалов в регионах с незначительным их количеством. В Сбербанке разработан так называемый экономический паспорт отделения, который позволит выявить наиболее сложные вопросы в организации банковских услуг на данной территории.