3. Правовое обеспечение сетевой экономики
Если мы будем рассматривать сетевую экономику, в глобальном плане, как часть информационного общества, то здесь можно отметить, что государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества и сформулировали свою политику и стратегию по его построению и развитию.
В 1993 году в США по инициативе администрации президента был разработан план действий в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action).
В июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества был разработан план мероприятий “Путь Европы к Информационному Обществу” (Europe’s Way to the Information Society. An action plan). В рамках плана с 1996 года реализуется программа "Технологии Информационного Общества" (ТИО), цель которой обеспечение рядовых граждан высококачественным и доступным публичным информационным сервисом и персональным мобильным коммуникационным мультимедиа сервисом во всех сферах жизнедеятельности: городском хозяйстве и транспорте, туризме и развлечениях, здравоохранении и образовании, издательском деле и культуре (виртуальные библиотеки, музеи, выставки), научной и деловой областях, электронной торговле и дистрибуции товаров и услуг.
В 1995 году Финляндия разработала свою программу “Финский путь в информационное общество” (Finland’s Way to the Information Society. The national strategy). В 1996 году правительство ФРГ приняло программу действий “Путь Германии в информационное общество” (Germany’s Way to the Information Society). В течение 90-х годов ХХ века аналогичные программы были приняты в большинстве развитых и в некоторых развивающихся странах.
Создан ряд международных организаций, призванных содействовать построению информационного общества: Information Society Forum, European survey of the Information Society (ESIS) и другие.
В Российской Федерации комплексная постановка проблем информатизации на государственном уровне датируется 1994 годом, когда Указом Президента РФ «Об основах государственной политики в сфере информатизации» было признано необходимым:
создание и использование систем массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности;
создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации;
обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры населения.
В дальнейшем наша страна объявила федеральную целевую программу “Электронная Россия на 2002-2010 годы”, утверждена Постановлением правительства РФ от 28 января 2002 года № 65, в которой предусмотрено создание единого информационного пространства на территории страны, появление электронного правительства, затрагиваются вопросы обеспечения информационной безопасности государства и т.д.
Если мы спускаемся на уровень взаимоотношений отдельных хозяйствующих субъектов, сразу сталкиваемся с проблемой – слабой правовой базой, регулирующей коммерческую сторону электронного бизнеса. Одним из главных моментов, определяющим постоянное отставание законодательства от текущей ситуации в области электронного ведения бизнеса является то, что скорость изменения технологий заключения сделок значительно опережает скорость отражения этих технологий в действующем законодательстве.
Существует три подхода к решению проблемы несоответствия технологических возможностей заключения сделок, правовому обеспечению этих сделок13.
Первый подход - перенос на сделки, заключаемые с использованием новых технологий, норм действующего законодательства по аналогии. При этом используются нормы, применяемые к сделкам, наиболее похожим на “новые” сделки. Скажем некоторые нормы, регулирующие сделки, осуществляемые посредством телефонных и почтовых заказов (“MoTo” – “Mail order, Telephone order”), распространяются на электронные сделки.
Второй подход, который применяется сегодня, пожалуй активнее всего (и в нашей стране, и в мировой практике) – широкое применение договоров. Стороны, участвующие в электронных сделках детально, пошагово согласуют в рамках конкретных коммерческих договоров все нюансы своих отношений, все аспекты того, что они считают нормой для электронной сделки.
Третий подход, реализует опорное правило электронного ведения бизнеса – стороны, заключившие сделку, не вправе ставить под сомнение ее законность и действительность, только на том основании, что она совершена электронным способом.
В России последовательно, с середины 90-х г.г. прошлого века, создается правовое поле, в котором основной упор делается, как раз на третий подход.
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” в 5 статье указывает, что юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Т.е. электронные документы признаются, как имеющие юридическую силу при условии их оформления в соответствии с действующим стандартом.
Гражданский кодекс РФ (ст. 434 часть 1) предусматривает, что договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
На сегодня, ключевую роль в реальном осуществлении сделок с помощью электронных средств играет электронная цифровая подпись. Именно этот инструмент, позволяет провести аутентификацию личности участвующей в сделке.
Аутентификация – процесс идентификации, позволяющий удостовериться в личности, желающей получить интерактивный доступ к информации, услугам, заключить сделку и проч. А. дает гарантию, что стороны впоследствии не смогут отрицать своего участия в сделке. Основывается на использовании паролей, алгоритмов ЭЦП.
ЭЦП – код, который однозначно идентифицирует автора и является электронным эквивалентом собственноручной письменной подписи. ЭЦП получается путем шифрования дайджеста сообщения закрытым ключом отправителя и проверяется соответствующим открытым ключом отправителя. Используется для аутентификации автора документа, к которому ЭЦП приложена, а также удостоверяет отсутствие изменений в документе с момента его подписания.
Применение цифровой подписи регламентируется Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи» (Закон «Об ЭЦП»), который закрепил понятие юридически значимого электронного документооборота.
Между тем, при заключении электронных сделок остаются открытыми такие правовые проблемы, как:
неопределенность относительно юридической силы положений договора, в случае неформализованной процедуры заключения сделок;
отсутствие четких указаний (ограничений) законодательства, относительно того, какие документы могут (не могут) быть использованы в коммерческом обороте в качестве электронного сообщения;
отсутствие прямой обязанности посредников – поставщиков услуг электронной связи (например торговых систем) – хранить, предоставлять по соответствующим запросам и подтверждать подлинность созданных и переданных с их помощью электронных документов
Кстати, чтобы помочь странам преодолеть правовые препятствия в части электронной торговли в 1996 году Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), разработала типовой закон “О коммерческих операциях с применением электронных средств”. Закон представлен в качестве модели, при помощи которой страны могут в национальном законодательстве решить основные проблемы с юридической значимостью записей в памяти ЭВМ, удостоверением подлинности, распределением риска и ответственностью при несоблюдении сторонами договорных обязательств. Разумеется, закон предусматривает равный правовой режим бумажной документации и электронной информации.
Для сделок заключаемых в пределах юрисдикции одного государства, описанные подходы при разумном применении представляют удовлетворительный способ решения проблемы их правового обеспечения. Но одно из основных свойств сетевой экономики, вытекающее из факта использования Интернета в качестве среды для заключения сделок – это глобализация сделок. На интернациональном уровне электронное ведение бизнеса усложняется за счет разницы законодательной базы разных стран, отличий в факторах налогообложения, правилах банковской деятельности, сложностей с таможенными сборами.
Основными проблемами, возникающими при заключении договоров с использованием Интернета, являются:
трудность определения места заключения договора, определяющая под действие какой юрисдикции попадает данный договор;
конфиденциальность данных, содержащихся в договоре, обеспечиваемая определенными стандартами безопасности.
www.internet-law.ru – сайт посвященный законодательно-правовой базе электронной коммерции.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сетевая экономика
- Москва 2010
- Оглавление
- 1.Общее представление о сетевой экономике и смежных понятиях
- 2. Сетевая экономика в современном мире
- 3. Правовое обеспечение сетевой экономики
- 4. Торгово-закупочныеB2Bсистемы
- Главная страница:
- 5 Другие системы электронной коммерции в сектореB2b
- 6 Характеристика основных систем сектораB2c
- 7. Телеработа
- 8. Системы электронной коммерции в секторе с2с
- 9. Системы электронной коммерции в секторахG2с иG2b
- Сложности и достижения на пути к e-goverment в России
- Государственные электронные торгово-закупочные площадки
- 10.Электронные платежные системы
- Список рекомендуемой литературы и интернет-источников: