logo

2. Сетевая экономика в современном мире

Возникновение новой, сетевой среды активно использующейся в экономических отношениях, безусловно, оказало огромное влияние на традиционную экономику.

Отрицательная и положительная обратная связь в индустриальной и сетевой экономике.

Для индустриальной экономики характерна отрицательная обратная связь. Иллюстрацией такого положения вещей служит то, что основополагающее соотношение между экономическими показателями в классической экономике выражается S-образной кривой, характеризующей связь между показателями затрат и выпуска при предполагаемом постоянстве прочих важных переменных. Эта связь конкретизируется в рамках общепринятой экономической теории, например в теориях производства, издержек, бюджета, заработной платы, прибыли и пр. В результате теоретических поисков в ХVIII – XIX вв., был открыт в частности, закон убывающей предельной доходности. Согласно этому закону доход в зависимости от затрат сначала растет в большей пропорции (область нарастающих предельных доходов), а затем после определенной точки сменяется увеличением в меньшей пропорции (область снижающихся предельных доходов).

Рис. 3

Исходя из закона убывающей предельной доходности, состояние равновесия хозяйственного развития обычно возникает в точке, где рост затрат на еще приносящую прибыль единицу (предельные издержки) в точности соответствует дополнительной выгоде от этой единицы (предельный доход), благодаря чему максимизируется общая выгода (прибыль). Таким образом, срабатывает отрицательная обратная связь, которая по представлениям классической теории ведет к состоянию равновесия, отражающему оптимальный в данных условиях результат наиболее рационального использования и распределения ресурсов. В идеальном случае этим достигается равновесие между ценами и рыночными долями реализуемой продукции и, как следствие, стабилизация экономики в целом. По мнению Б. Артура, общепринятая экономическая теория была разработана для хозяйственных форм, в которых работают закон убывающей предельной доходности и отрицательная обратная связь в качестве фактора равновесия и стабилизации. Это наблюдается в энерго- и материалоемких отраслях, таких, как сельское хозяйство, горнодобывающая отрасль или обрабатывающая промышленность.В то же время, для информационной экономики характерно наличие положительной обратной связи, из чего следует, что в ориентированной на сети информационной экономике в отличие от индустриальной доминирует не закон убывающей предельной доходности, а прямые сетевые.. Это воплощается в возрастающей предельной доходности, которая возникает в том случае, когда динамика поступления доходов идет вверх по экспоненте (рис.4 ).

Рис. 4…

Действующая при этом положительная обратная связь порождается и усиливается по следующим четырем причинам. При этом первые два эффекта возникают преимущественно в области спроса, а остальные относятся к области предложения.

1. Действие прямого сетевого эффекта. Этот эффект следует рассматривать в качестве главного источника увеличения доходов в связи с ростом масштабов производства, так как им по определению присущ экспоненциальный прирост полезности.

2. Усиление ожиданий. Полезность от аккумуляции критической массы определяется, среди прочего, также ожиданиями, которые участники системы связывают с ее развитием. Чем быстрее расширяется система, тем выше готовность потенциальных потребителей подключиться к ней и тем самым повысить ее полезность.

3. Доминирование постоянных затрат и продукт с низкими предельными издержками. В условиях доминирования постоянных затрат и производства с низкими предельными издержками, что характерно прежде всего для информационного продукта, телекоммуникационных услуг или программного обеспечения, производитель должен стремиться к сбыту максимально возможных объемов продукции, чтобы компенсировать высокие первоначальные расходы соответствующими поступлениями. Здесь также возникает эффект усиления, и уже одно только снижение постоянных затрат ведет к непрерывному повышению прибыли.

4. Действие кривой обучения и накопленного опыта. Этот эффект также можно рассматривать в качестве источника положительной обратной связи. Это означает, что потенциал экономии, который предприятие может реализовать для повышения доли добавленной стоимости, возрастает с увеличением объемов продукции, в результате чего снижаются реальные издержки в расчете на ее единицу.

Издержки в сетевой экономике.

Наиболее четко особенности формирования издержек в сетевой экономике прослеживаются в отношении так называемого информационного продукта, под которым обычно понимаются услуги, пользующиеся спросом для устранения фактического или потенциального информационного дефицита. Как было сказано в предыдущих главах, информацию дорого производить, но дешево воспроизводить. Экономисты считают, что производство информационного продукта связано с высокими постоянными затратами, но с низкими предельными издержками. Издержки производства первого экземпляра информационного продукта могут оказаться весьма значительными, а последующих копий (издержки воспроизводства) ничтожны. Если новости однажды вышли в эфир, то предельные издержки выпуска дальнейших блоков этих сообщений близки к нулю.

Эти выводы, в конечном счете, свидетельствуют о существенных сдвигах в структуре издержек предприятий в сторону преобладания постоянных затрат. Исследования подтверждают, что в большинстве отраслей их доля заметно возросла, причем максимума она достигает в производстве чипов, где порой превышает 90%. Развитие в сторону доминирования постоянных затрат и уменьшения предельных издержек производства продукта являются для предприятий серьезной проблемой, поскольку расходам на опытно-конструкторские разработки, которые должны нести компании ради непрерывного повышения производительности современных технологий, противостоят все меньшие рыночные доходы. Как следствие, предприятия не могут больше позволить себе в одиночку осуществлять крупные предпроизводственные инвестиции и по этой причине вынуждены, например, прибегать к участию в стратегических альянсах для реализации совместных технологических разработок. Иногда предприятия пытаются проводить более гибкую политику в области постоянных затрат, преобразуя свои подразделения в самостоятельные фирмы. Еще один выход из создавшегося положения заключается в поисках новых способов получения прибыли. Типичным примером здесь является введение единого тарифа в телефонных сетях.

В настоящее время доля постоянных затрат в их общем объеме в большинстве отраслей превышает 50%, а в производстве чипов она уже выше 90% (в 20-30-е годы эта доля была максимальной в текстильной промышленности – почти 60% против 20-30% в большинстве отраслей). Столь сильный перекос в соотношении переменных и постоянных расходов характерен для отраслей пятого цикла Кондратьева, в которых доминируют новые технологии. В области телекоммуникации эта тенденция проявляется в связи с необходимостью крупных предпроизводственных инвестиций для создания сетевой инфраструктуры. Эмпирически эта тенденция подтверждается законом Хантли. Преобладание постоянных затрат требует от предприятий принципиально иных способов действия, которые простираются от участия в стратегических альянсах через моделированные подходы к калькуляции издержек, особо учитывающих проблематику постоянных затрат, до новых схем обеспечения выручки, например в форме фиксированных поступлений.

Наряду с проблемой постоянных издержек наблюдаются феномен производства с низкими предельными издержками, а также усиливающееся воздействие нарастающей предельной доходности. При наличии прямого сетевого эффекта, систем с критической массой потребителей и нарастании предельной доходности требуются новые модели поведения при принятии экономически рациональных решений. Сегодня все больше признаков свидетельствует о том, что мы уже находимся на пороге новой экономической формы. Ее можно назвать и информационной экономикой, и сетевой экономикой или даже высокотехнологичной экономикой. При этом особо важную роль играет образование сетевых структур, оказывающих решающее влияние на продвижение к сетевой экономике и возникновение новой хозяйственной формы, в рамках которой начинает действовать закон нарастающей предельной доходности и эффективно работать положительная обратная связь.

Эти изменения в «закономерностях» формируются прежде всего там, где экономические процессы определяются научно-техническим уровнем всего народного хозяйства. Б. Артур относит сюда отрасли, выпускающие компьютеры, медикаменты, ракеты, самолеты, автомобили, программное обеспечение, а также телекоммуникационное оборудование. Данный список можно было бы продолжить, добавив в него продукцию, базирующуюся на микроэлектронике и телекоммуникации. Это означает, что сетевая экономика релевантна именно в хозяйственной системе, где доминируют сетевые отношения и услуги на информационной и научной базе.

Требования к специалистам в условиях сетевой экономики.

Чтобы успешно противостоять конкурентам в будущем, руководители и специалисты должны отвечать новым квалификационным требованиям. Переход от индустриальной экономики к сетевой связан с коренными структурными изменениями.

Основной целью предприятия в индустриальной экономике является максимизация выпуска, а в сетевой – оптимизация выгоды.

Рабочие процессы в сетевой экономике более гибкие, ситуативные, организованные на время выполнения проекта.

Для сетевой структуры характерно незначительное разделение труда, широкие возможности для сотрудничества.

В связи с этим, основными качествами сотрудников являются6 ангажированность, лояльность, информированность, независимость. Влияние и власть сотрудника зависит от его знаний и умений, а организационная ориентация осуществляется на собственный интерес, предприятие и коллектив.

Можно выделить два аспекта будущих квалификационных требований, которые определяются, с одной стороны, необходимостью увязки технического и экономического ноу-хау, а с другой – необходимостью создания психологически-социальной компетенции.

1. Для предопределяемого техникой развития присуща проблема, состоящая в том, что потенциал технических преимуществ не может быть автоматически перенесен в область экономических преимуществ. Технические инвестиции, особенно в сфере электронного бизнеса, часто не приводят к экономически рациональным результатам. В этой связи следует отметить то обстоятельство, что инвестиции в технику лишь тогда приносят успех в конкурентной борьбе, когда техническая компетенция сочетается с экономической компетенцией и обе они подкрепляются соответствующими ноу-хау внедрения. Насущная потребность в комбинировании технической и экономической компетенций подтверждается также усилиями, которые предпринимаются для подготовки квалифицированных информационных менеджеров как в техническом, так и экономическом отношении.

2. Внедрение новой техники в условиях быстрого технологического развития является одним из необходимых условий успеха в конкурентной борьбе. Напротив, пригодность техники для дифференциации конкуренции все более отходит на задний план, и необходимой предпосылкой успеха на рынках будущего становятся такие качества персонала, как творческая активность, постоянная готовность к нововведениям, чувство ответственности, способность к кооперации и групповой работе.

Косвенный и прямой сетевой эффект.

Чтобы создать максимальное количество вариантов сетей, необходима совместимость объединяемых в сеть элементов. На уровне потребительских товаров эффект, возникающий в случае, когда потребители оценивают товар выше, если он совместим с товарами других потребителей, М. Катц и К. Шапиро характеризуют как сетевую внешнюю совместимость. В немецкоязычных странах этот эффект называют сетевым эффектом, или эффектом сетевой выгоды.

Для дальнейшего анализа важно проводить различие между прямым и косвенным сетевыми эффектами.

Косвенный, или рыночно обусловленный сетевой эффект возникает в случае, если комплектующая продукция (запасные части, сервис, программы и пр.) становится дешевле и доступнее. Он имеет место, когда, например, наряду с ростом спроса на товар, как правило:

•повышается заменяемость комплектующей продукции;

•улучшается сервис в плане заблаговременной подготовки запасных частей, технического и ремонтного обслуживания и пр.;

•формируются рыночные стандарты, которые стимулируют массовое производство, способствуя повышению качества продукта и снижению издержек производства.

В то время как косвенный эффект характерен для обычных рыночных событий, прямой сетевой эффект возникает только тогда, когда выгода от товара непосредственно повышается благодаря применению аналогичного товара другими людьми. Например, выгода от телефонной службы, телекса, телефакса или электронной почты проявляется, прежде всего, в случае, если ими пользуется в коммуникационных целях как можно большее количество людей. Чем шире круг абонентов, тем выше выгода отдельного потребителя услуг системной технологии, так как с их ростом увеличивается и количество возможных коммуникационных связей. Так, телефон сам по себе не приносит владельцу никакой пользы, если другие лица его не имеют.

В связи с этим, можно сформулировать правило обратной ценности: ценность товара тем выше, чем он более распространен, при этом товар стоит тем меньше, чем более ценным он становится. Цены падают одновременно с ростом качества, а самые ценные вещи следует отдавать бесплатно. Поток копий товара увеличивает ценность каждой из них и чем больше копий сделано, тем более нужными они становятся.

То есть, в сетевой экономике ценность товара определяется уже не просто его способностью удовлетворять какую-либо потребность, а способностью удовлетворять эту потребность у как можно большего числа узлов Сети.

Дело в том, что дееспособность, а значит, и ценность Сети определяется, прежде всего, количеством имеющихся в ней связей, так как чем оно больше, тем выше в Сети внутреннее многообразие эффективных сочетаний ее узлов.

Закон Меткалфа и стоимость сети.

Прирост выгоды, который может обеспечить сеть пользователю в качестве сетевого эффекта исключительно в результате увеличения количества абонентов, Б. Меткалф выразил в следующей закономерности, где устанавливается, что стоимость (ценность) сети определяется количеством возможных коммуникационных связей между всеми пользователями:

Закон Меткалфа:

СС = К2 - К,

где СС - стоимость сети;

К - количество подключенных абонентов.

В соответствии с этим “законом”, если стоимость (ценность) сети для единственного пользователя составляет 1 долл., то при 10 абонентах она возрастает примерно до 100 долл., а стоимость сети в размере 100 абонентов достигает почти 10 000 долл. Десятикратное увеличение размеров сети ведет к стократному увеличению ее стоимости (ценности). Меткалф исходит из того, что, например, выгода от телефонной сети является результатом общего количества потенциальных разговоров, которое получается из суммы всех возможных двухсторонних связей абонентов. В онлайновых сетях это количество значительно увеличивается, так как здесь возможна одновременная связь трех, четырех и более сторон. Эти дополнительные комбинации резко поднимают стоимость сетей. Кроме физического расширения телекоммуникационной системы возрастанию выгоды отдельного абонента сети способствуют повышение ее качества (например, в результате улучшения функциональности или предложения дополнительных услуг), более широкий географический охват, увеличение возможностей доступа к системе.

Понятие минимального числа абонентов.

Действенность прямого сетевого эффекта ведет к тому, что стоимость (ценность) сети для потребителя непосредственно зависит от количества партнеров по  системной технологии. Поскольку системная продукция не обладает первоначальной товарной ценностью (телефон сам по себе не имеет стоимости для коммуникации), то в начальной фазе партнеры должны считаться с адаптационными потерями, которые обусловлены относительно небольшим объемом коммуникационных связей и отсутствием многонаправленного коммуникационного потока. Необходимо определенное минимальное количество абонентов сети, чтобы системная продукция обрела достаточную ценность при ее долгосрочном использовании кругом потребителей.

Таким образом, можно сделать выводы, что основными аспектами влияния сетевой среды на традиционную экономику являются:

Новые требования к персоналу. В рамках сетевой экономики появляется потребность в новых профессиях и квалификациях. Во-первых, речь, конечно же, идет о специалистах в области сетевых технологий и о специалистах в области информационных технологий7, а также о специалистах в смежных областях.8 Во-вторых, растет потребность в специалистах, владеющих экономическими знаниями, в сочетании с техническими навыками и знаниями в области программных средств.9 Если мы берем не управленца, а специалиста IT-сектора – это специалист узкой квалификации.10 И такое положение естественно, если учесть темпы развития информационных технологий, темпы появления новых технических устройств и т.д. Кстати, ускоренная смена техники и технологий в рамках IT-сектора, в рамках сетевой экономики привели к тому, что особые требования предъявляются к мобильности работников этих отраслей. Под мобильностью понимаются не требования к перемещению в пространстве11, а необходимость постоянного повышения образовательного уровня, способность работников к постоянному повышению своего квалификационного уровня, своей компетентности. В противном случае может произойти деквалификация работника.

Сетевая экономика, в отличие от традиционной экономики национальной по характеру – глобальна. В рамках компьютерных сетей исчезают межгосударственные границы, экономические барьеры.12

В условиях сетевой экономики конкурентным преимуществом является способность быстро внедрять технологические нововведения. В традиционной экономике первостепенную важность имели материальные факторы: трудовые, финансовые, природные ресурсы. Хотя они и сохранили значение в сетевой экономике, решающими факторами стали объем и скорость внедрения информационных и технологических нововведений.

Эффективность сетевой экономики определяется степенью развития информационной инфраструктуры. Здесь под информационной инфраструктурой понимается не только техническая и технологическая база, позволяющая использовать электронные средства доступа к информации и обмена информацией, но также определенные экономические, политические, социальные условия, позволяющие реализовывать электронные взаимодействия. Показатель развития информационной инфраструктуры определяется:

техническими условиями – степенью развития средств телекоммуникаций. Считается, что показатель стабильной информационной инфраструктуры в техническом плане – это достижение надежного, стабильного контакта членов общества по принципу “каждый с каждым”, для чего необходимый парк технических средств на 100 жителей должен составлять 200 телефонов, 100 ПК и 40 КПК. Разумеется, все эти средства объединены между собой соответствующими коммуникационными сетями.

экономическими и политическими условиями - уровнем доступности телекоммуникационных услуг

Экономические условия подразумевают финансовую возможность граждан пользоваться телекоммуникационными услугами и степень демонополизации экономики. Политические условия определяются степенью демократизации общества. Лишь демократии нужна совершенная информационная среда.

социально-культурными условиями – уровень потребности граждан в телекоммуникационных услугах

В обществе должна быть высокая степень мотивационной готовности населения к использованию новых технологий.

Изменения в инструментах и методах осуществления хозяйственной деятельности, вызванные появлением сетевой экономики

Таблица3

Традиционные инструменты хозяйственной деятельности

Инструменты электронной хозяйственной деятельности

Бумажный документооборот

Электронный документооборот

Телефонная связь

+ связь с использованием компьютерных сетей

Традиционная почта

Электронная почта

Уличная реклама и реклама в СМИ

+ электронная реклама (баннеры, обмен ссылками и т.д.)

“Живая” печать и подпись

Электронной подписью, не требует присутствия участников в одном месте

Использование наличных денег и безналичных банковских переводов

+ использование систем “Клиент-банк”, “Интернет-банк”, электронных денег

Объединение работников в рамках локальных офисов

Использование механизмов телеработы, мобильной коммерции и создание виртуальных предприятий

Опора на капитал (основные показатели: капитало-, энерго-, материалоемкость…)

Опора на информацию, знания, интеллектуальный капитал (основные показатели: информационная емкость)

Возможности и преимущества сетевой экономики.

Преимущества применения сетевой экономики могут быть рассмотрены с точки зрения отдельных покупателей, организаций, участвующих в процессе и с точки зрения общества в целом.

Возможности и преимущества сетевой экономики для поставщиков и потребителей

Поставщик

Потребитель

Глобальное присутствие

Повышение конкурентоспособности

Более полная информированность о нуждах потребителей

Сокращение пути товара к потребителю

Снижение затрат:

снижение затрат на получение маркетинговой информации (Интернет - наиболее дешевый источник информации);

снижение расходов на рекламу (в Интернете себестоимость создания и обслуживания рекламы ниже, а аудитория рекламного воздействия может быть ближе к целевой аудитории)

снижение расходов на аренду офисных помещений, организацию рабочих мест, организацию питания сотрудникам и т.д. (за счет возможностей телеработы)

снижение затрат на закупки товаров и услуг (возможность проведения закупок в автоматическом или полуавтоматическом режимах)

использование более дешевой рабочей силы (за счет использования труда работников, проживающих в регионах с более низкой оплатой труда)

Новые бизнес-модели

Глобальный выбор

Получение высококачественных услуг

Персонализация товаров и услуг

Быстрая реакция на спрос

Снижение цен

Новые продукты и услуги

Выгоды сетевой экономики для общества.

Сетевая экономика оказывает стабилизирующее влияние на развитие мировой экономики и национальных экономик тех стран, где она активно функционирует. Это происходит по следующим причинам:

Децентрализация ресурсов и потребителей, стимулирующая независимое развитие субъектов рынка. Создаются условия для открытой конкуренции.

Ускорение оборота денежных ресурсов из-за использования схем электронных платежей. Способствующее ускорению экономического роста.

Уменьшение объема спекулятивного капитала (у посредников, не являющихся производителями) и, следовательно, увеличение объемов инвестиций в производственную сферу.

Создание новых видов сервисов и услуг, следовательно, создаются новые рабочие места, что стабилизирует общество.

Косвенное повышение общего уровня жизни людей за счет создания условий для приобретения некоторых товаров по более низким ценам (что повышает доступность таких товаров для менее обеспеченных слоев населения), и создания возможности получать товары и услуги, недоступные для приобретения другими способами (здесь особую значимость имеют не столько материальные блага, сколько именно услуги, например – с помощью дистанционных образовательных программ, посредством Internet человек с ограниченными физическими возможностями может приобрести подтвержденную дипломом профессию).

Недостатки сетевой экономики

Если говорить о недостатках сетевой экономики на уровне глобальном, уровне общества в целом, то здесь основными недостатками СЭ признанны:

Деквалификация работников.

Расслоением общества в плане появления информационно богатых и информационно бедных слоев населения. Существует, общепризнанное, общеупотребляемое понятие “цифровое неравенство” – “digital divide”. Это понятие относится не только к отдельным людям, оно характеризует разницу, существующую между отдельными людьми, организациями, странами на социально-экономическом уровне, в их возможности доступа к информационно-коммуникационным технологиям.

Если рассматривать недостатки сетевой экономики, на уровне взаимоотношений между разными субъектами хозяйствования здесь можно выделить следующие недостатки:

Непроработанные вопросы надежности и защиты собственности. Эта проблема может носить как технологический, так и правовой, и даже этический характер.

Отсутствие доверия. Покупатели не доверяют продавцу, которого не видят, сделкам заключенным не на бумаге, электронным деньгам.

Отсутствие прозрачной системы налогообложения, других норм юридического и правового характера.

Проблема совместимости ПО электронной коммерции с уже существующими приложениями и БД.

Недостаточно широкие телекоммуникационные пространства.

Yandex.RTB R-A-252273-3