logo

8. Системы электронной коммерции в секторе с2с

С2С – заключается в продаже товаров и услуг между потребителями. В данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателями и продавцом.

Основные системы электронной коммерции в секторе, где в качестве субъектов экономических отношений выступают физические лица, представлены Интернет-аукционами и систеами P2P.

Интернет-аукционы

Интернет – аукцион это торговая площадка Internet, на которой цены устанавливаются во время публичных, открытых торгов на основании баланса спроса/ предложения.

В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся дистанционно и момент окончания интернет-аукциона заранее назначается самим прдавцом при постановке товара на торги. Границы возможной пересылки товара, так же указываются самим продавцом заранее.

Обычно выделяются аукционы следующих типов:

Здесь хотелось бы подчеркнуть проблемный момент. Модель аукциона допускает свободное участие в торгах всех желающих, в отличие, например от модели биржи, предполагающей ограниченный состав постоянных игроков. Отсюда вытекает одна из ключевых проблем Интернет-аукционов – несовершенство системы гарантий исполнения сделок. По статистике до 64% всех онлайновых мошенничеств связанно именно с интернет-аукционами.

Конечно, устроители Интернет-аукционов пытаются переломить такую ситуацию. На многих аукционах с торгов снимаются слишком одиозные или заведомо ложные лоты.

Другой способ борьбы с мошенниками, или просто недобросовестными покупателями-продавцами – рейтинги продавцов и покупателей используемые некоторыми аукционами. С другой стороны нечистоплотные участники могут регистрироваться по разными именами, заключать сами с собой псевдосделки и давать себе отличные характеристики, или наоборот давать отрицательные характеристики конкурентам.

Еще один, пожалуй, наиболее удачный способ борьбы с мошенниками – введение финансовой ответственности за нарушение правил аукциона, когда на продавца не продавшего победителю аукциона товар, или продавшего не тот товар, что анонсировался, а также на покупателя не оплатившего выигранный лот накладывается штраф. При использовании системы штрафов во время регистрации или ввода савки запрашиваются реквизиты пластиковой карты, с которой в случае нарушения правил будет автоматически списана сумма штрафа.

Ну и наконец, еще одно “охранное” решение – деньги за товар отправляются через посредника, которым выступает надежная финансовая система, у которой средства хранятся до момента подтверждения покупателем факта покупки. Конечно, этот способ увеличивает сумму сделки и время проведения трансакции.

Перспективным направлением в развитии Интернет-аукционов являются появление новых бизнес-моделей. Например, объединение поисковой системы и Интернет-аукциона. Скажем, компания priceline.com по заказу клиента ищет ему нужный товар или услугу, причем цена не должна превышать установленный клиентом порог. Разница между указанной клиентом ценой и ценой в базе данных priceline.com составляет прибыль компании.

Peer-to-Peer

Развитие Интернета привело к появлению новых информационно-коммуникационных систем peer-to-peer (пользователь-пользователю).

Peer-to-Peer (Р2Р) – технология построения распределенной сети, где каждый узел может выступать одновременно и в роли клиента (получателя информации) и в роли сервера (поставщика информации).

Все системы Р2Р делятся на две категории: централизованные (информация хранится на сервере) и децентрализованные (информация хранится на компьютерах пользователей). При втором варианте при наличии запроса о необходимой информации система анализирует на каком узле сети есть эта информация, и если этот узел в данный момент находится в онлайновом состоянии, обращается с запросом на получение информации к нему, иначе – ставит запрос в очередь.

Ключевыми характеристиками систем P2P являются:

Как и любой мощный инструмент сетевой экономики, P2P системы многофункциональны. Их коммерческое применение предполагает и возможности обмена коммерческой информацией, и построение виртуальных предприятий, и организацию систем многоуровневого маркетинга, и организацию уже упоминавшихся распределенных вычислений и т.д.

Наибольшее распространение получили четыре направления применения P2P систем:

Одной из основных проблем использования каждого распределенного приложения, в т.ч. и P2P-приложения является проблема доверия. В небольших сетях достижения доверия – простая задача, т.к. участники знают друг друга и доверие, как правило, достигается теми же социальными механизмами, что и в реальной жизни. С ростом сети, растет проблема достижения доверия. У участников сети нет уверенности в том, что их партнеры именно те, за кого они себя выдают.

Для того, чтобы обеспечить доверие, сетевое приложение и его инфраструктура должны предоставлять ряд гарантий. Во-первых, соединение между партнерами должно быть защищенным. Во-вторых, инфраструктура должна позволять точно идентифицировать другого партнера. В-третьих, система на основе проведенной идентификации должна давать заключение о возможности доступа к тем или иным ресурсам.

Доверие при функционировании P2P-систем достигается сочетанием трех стандартных элементов: аутентификация, авторизация, шифрование.

Yandex.RTB R-A-252273-3