logo
333

6. Конкурентный статус банка и планирование стратегических позиций на финансовых рынках

Одна из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая его от иных сегментов финансового рынка, проявляется в существовании такой специфической формы банковской конкурентной борьбы, как участие в финансово-промышленных группах (ФПГ). Оно выделено в качестве одной из форм именно банковской конкурентной борьбы по той причине, что наличие в такой группе банковского капитала.

Следующая особенность конкуренции в банковском деле проявляется в "узости поля" конкурентной борьбы. Это обусловлено ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.

Данная особенность заставляет банки конкурировать в весьма узком спектре операций и сделок, следствием чего является необходимость специализироваться, например, в удовлетворении запросов различных групп потребителей.

Конкуренция между кредитными организациями происходит в условиях беспрецедентно широкого и жесткого по сравнению с иными финансовыми рынками регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.

Уже при самом создании кредитной организации необходимо выполнение такого значительного числа формальностей и требований, что по сравнению с иными рынками финансовых услуг их можно рассматривать как непреодолимые барьеры для входа на рынок банковских услуг других организаций - потенциальных конкурентов.