9. Организация бухгалтерского учета в страховых компаниях.
В страховых организациях ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.
В зависимости от объема учетной работы руководитель может: 1. учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2. ввести в штат должность бухгалтера; 3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; 4. вести бухгалтерский учет лично.
Главный бухгалтер (финансовый директор, бухгалтер) страховой организации, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю страховой организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению отдельных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствиями осуществления таких операций. В соответствии со статьей 18 Закона «О бухгалтерском учете», руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в установленном законодательством и нормативными документами порядке, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится руководителем.
В страховых организациях, деятельность которых в соответствии с установленными критериями подлежит обязательному аудиту, назначение специалиста на соответствующую должность рекомендуется производить при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера либо аттестата аудитора.
Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в страховой организации.
На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для страховой организации. Для малых страховых организаций может быть сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер осуществляет функцию кассира.
При смене бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи-приемки дел, который подписывается главными бухгалтерами страховой организации - увольняемым и назначаемым.
На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к заместителю или другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по страховой организации.
Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Указанные документа без подписи главного бухгалтера считаются недействительными.
Главная задача бухгалтерии страховой организации - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить: 1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; 2. обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости Основные функции, выполняемые бухгалтерией; 4. учет материально-технических ценностей (основных средств материалов); 5. учет расчетов по оплате труда (начисление заработной платы, удержания из заработной платы, единого социального налога и страховых взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования); 6. учет страховых операций (поступление страховых взносов по основному страхованию, сострахованию и перестрахованию, выплата страховых возмещений, формирование страховых резервов, размещение страховых резервов); 7. учет расходов на ведение дела, прочих доходов и расходов; 8. учет финансовой деятельности (прибыли, фондов и резервов); 9 новных средств материалов)-ность и осуществляет ее лицензированиеильные органы. ру в сфере страховой деятельности. в и зако. учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом, расчетов по отчислениям и платежам); 10. составление бухгалтерской отчетности.
Система бухгалтерского учета базируется на следующих общепринятых в мировой практике принципах: сплошное документирование; инвентаризация; обобщение информации на счетах; двойная запись; составление баланса и отчетности.
Страховая организация, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельно может установить: 1. учетную политику; 2. организационную форму бухгалтерской работы (исходя из конкретных условий хозяйствования); 3. форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов; 4. систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля.
Страховая организация может выделять на отдельный баланс свои хозяйства, филиалы, представительства, отделения.
- 1. Понятие и сущность страхования.
- 2. Понятие страховой премии (взноса) и страхового тарифа.
- 3. Понятие страхового случая и страховой выплаты.
- 4. Договор страхования.
- 5. Формы страхования.
- 6. Виды страхования.
- 7. Государственный контроль за деятельностью страховщиков. Лицензирование страховой деятельности.
- 8. Задачи бухгалтерского учета в страховых организациях.
- 9. Организация бухгалтерского учета в страховых компаниях.
- 10. Нормативная база для ведения бухгалтерского учета в страховом бизнесе.
- 11. План счетов бухгалтерского учета в страховых организациях.
- 12. Учетная политика страховых организаций.
- 13. Бухгалтерский учет страховых премий (взносов) по договорам страхования.
- 14. Бухгалтерский учет страховых премий (взносов) по договорам сострахования.
- 15. Бухгалтерский учет страховых премий (взносов) по договорам, переданным и принятым в перестрахование.
- 16. Бухгалтерский учет страховых выплат по основным договорам страхования.
- 17. Бухгалтерский учет страховых выплат по договорам сострахования.
- 18. Бухгалтерский учет страховых выплат по договорам, переданным и принятым в перестрахование.
- 19. Страхование жизни: понятие, виды, учет.
- 20. Имущественное страхование и особенности его учета.
- 21. Страхование ответственности и особенности его учета.
- 22. Учет прочих доходов и расходов в страховых организациях.
- 23. Расходы по ведению страховых операций: классификация, нормативная база.
- 24. Управленческие расходы в страховых организациях.
- 25. Учет расчетов со страховыми агентами и страховыми брокерами.
- 26. Синтетический и аналитический учет расходов по ведению страховых операций.
- 27. Понятие, сущность и назначение страховых резервов, их состав.
- 28. Бухгалтерский учет страховых резервов.
- 29. Порядок формирования финансовых результатов в страховых организациях.
- 30. Порядок распределения и учета прибыли в страховых организациях
- Структура счета 99 имеет следующий вид:
- 31. Инвестиционная политика страховых организаций.
- 32. Правила и принципы размещения страховых резервов.
- 33. Учет инвестиций страховщика.
- 34. Бухгалтерская отчетность страховых организаций: назначение, виды, нормативная база.
- 35. Бухгалтерский баланс страховой организации: назначение, содержание, порядок составления.
- 36. Отчет о прибылях и убытках страховой организации: назначение, содержание, порядок составления.
- 37. Отчетность, представляемая в порядке надзора страховыми организациям: назначение, виды, порядок составления.
- 38. Статистическая отчетность страховых организаций: назначение, виды, порядок представления.