logo
шпора для ГАКа

Кредитование рф

Кредит – форма движения ссудного капитала. Ссудный капитал – те денежные средства, которые поступают в отрасли экономики и населения в процессе кредитования.

Принципы кредитования: возвратность, платность, обеспеченность, срочность, целевое использование кредита.

Формы кредита:

  1. Коммерческий – предприятия кредитуют друг друга (краткосрочный)

  2. Банковский – это кредитные отношения, при которых в роли заемщика могут выступать только юридические лица, а в роли кредиторов - исключительно специализированные кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка на осуществление подобных операций.

  3. Потребительский – это кредитные отношения, при которых в роли заемщика могут выступать только физические лица, а в роли кредиторов - специализированные кредитные организации и любые юридические лица, осуществляющие реали­зацию товаров, работ или услуг с отсрочкой платежа.

  4. Ипотечный

  5. Международный

  6. Гос.и муниципальный кредит – это совокупность экономиченских отношений между государством в лице его органов власти с одной стороны и юр.и физ.лицами с другой, при которых гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

- гос.и муниц.гарантии (гос-во выступает в качестве гаранта(поручителя)

- гос.и муниц. займы (гос-во выступает в качестве заемщика или кредитора)

Виды гос.и муниц.займов: 1) - ГЦБ и МЦБ ( в качестве заемщика) 2) - иностранные кредиты РФ предоставляет кредиты странам СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан) РФ получает кредиты у международных фин.организаций (МВФ, Парижский клуб)

Займы внутренние (внутри страны в нац.валюте) и внешние (за пределами страны в иностр.валюте)

  1. Финансы предприятий - денежно-экономические отношения, которые возникают в процессе организации основного и оборотного капитала, в процессе формирования фондов денежных средств, их распределения и использования.

Функции: 1) Распределительная (распределение выручки в процессе хозяйственной деятельности, формирование уставного капитала) 2) Контрольная (контроль за фин.отношениями, за использованием денежных средств)

  1. Финансы домашних хозяйств - это экономические отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства.

Домашние хоз-во- это хозяйство, которое ведется 1 или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. К ним относят деятельность ИП, деятельность семей, деятельность фермерских хозяйств и иных сообществ физ.лиц.

Бюджет дом.хозяйстваформа образования и использования фонда денежных средств дом.хозяйства. Включает в себя совместные доходы членов хозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности.

Доходы дом.хозяйств: 1.в зависимости от источника дохода: - зарплата, - доходы от предпринимательской деятельности, - выплаты из гос.фондов (пенсии, пособия), - доходы от ценных бумаг, - доходы от реализации имущества 2.в зависимости от равномерности поступления: - регулярные (зарплата, пенсии, пособия), - периодические (от ц/б, от предпринимательской деятельности), - случайные (призы, подарки, наследство) 3.в зависимости от надежности поступления: - гарантированные (пенсии, пособия), - условно-гарантированные (зарплата, от ц/б), - негарантированные (от предпринимательской деятельности, гонорары, от реализации имущества)

Расходы дом.хозяйств: 1.по степени регулярности: - постоянные (питание, коммунальные услуги, налоги), - регулярные (одежда, транспорт, культ.услуги), - разовые (лечение, образование), 2.по степени необходимости: - первоочередные (еда, медицина, одежда), - второочередные (все остальные), 3.по целям использования, - потребительские (на товары и оплату услуг), - оплата обяз.платежей (налоги, пошлины), - накопление и сбережения, - покупка иностр.валюты

  1. Страхование - это отношения по защите имущественных интересов фиц. и юр.лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов. 1)государственное (деятельность внебюджетных фондов – ПФ, ФСС, ФОМС) 2) частное (деятельность частных страховых компаний)

Функции страхования:1) -рисковая (выражается в возмещении ущерба)2) -предупредительная (осуществляется в финансировании мероприятий по уменьшению страхового риска) 3) -сберегательная (при помощи страхования могут сберегаться денежные суммы) 4) -контрольная (контроль за строгоцелевым формированием и использованием средств страховых фондов)

Виды страхования: 1) Личное 2) Имущественное 3) Страхование ответственности 4) Страхование предпринимательских рисков

Формы страхования: 1) Добровольное 2) Обязательное – осуществляется в силу закона.

Государственный контроль за страховой деятельность в РФ осуществляет Федеральная служба страхового надзора при МинФине.

  1. Финансовый рынок функционирует в виде рынка ц/б и рынка капитала (инвестиций).

РЦБ – совокупность фин.отношений, связанных с выпуском и обращением ц/б. Цель РЦБ – привлечение инвестиций в экономику. Функции РЦБ: 1) - информационная2) - посредническая (сводит продавцов и покупателей) 3) - ценообразующая 4) - учетная (учет ц/б, обращающихся на рынке; регистрация участников РЦБ) 5) - контрольная (контроль за соблюдением участниками рынка правил торговли и норм законодательства) 6) - перераспределительная

-регулирующая (регулирование различных соц.-экономических процессов посредством конкретных фондовых операций)

Участники РЦБ – физ.лица и организации, которые покупают/продают ц/б и обслуживают их оборот и расчеты по данным сделкам. (Эмитенты, Инвесторы, Проф.участники, Банки, Регулирующие организации).

РЦБ состоит из 2 частей: 1) Рынок государственных и муниципальных ц/б 2) Рынок частных (коммерческих) ц/б

Виды ГЦБ и МЦБ: 1) ГДО – гос.долгосрочные обязательства 2) ГКО – гос.краткосрочные обязательства 3) ОФЗ – облигации федерального займа 4) ОСЗ – облигации сберегательного займа 5) БОБР – бескупонные облигации банка России 6) ОВВЗ – облигации внутреннего валютного займа 7) ц/б субъектов РФ – облигации, к-ые выпускает региональная власть 8) МЦБ – муниц.облигации, к-ые выпускает местная власть. ГЦБ и МЦБ имеют низкую доходность, но высокую надежность, т.к. государство несет ответственность по ним всем своим имуществом.

Виды частных ц/б: (выпускают экономические субъекты): 1) Акции 2) Частные облигации 3) Векселя 4) Чеки

Частные ц/б имеют высокую доходность, но низкую доходность. Контроль за РЦБ в РФ осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.Инвестиции – это вложение денежных средств в проекты, которые будут приносить фирме доход в течение периода, превышающего 1 год.

  1. Сущность, функции и классификация страхования.

Страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страх. случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных страх взносов (страх. премий). Страхование возникло для удовлетворения потребности людей в страховой защите от случайных опасностей. 1)государственное (деятельность внебюджетных фондов – ПФ, ФСС, ФОМС) 2) частное (деятельность частных страховых компаний)

Функции страхования:

1)Рисковая функция – выражается в возмещении ущерба. При осуществлении этой функции происходит перераспределение денежных средств между участниками страхования (для всех видов)

2)Предупредительная функция осуществляется в финансировании мероприятий по уменьшению страхового риска (страх-ие на дожитие).

3)Сберегательная функция призвана обеспечивать с помощью страхования накопление определенных договором страхования страховых сумм. Примером может служить пенсионное страхование, позволяющее получать добавку к основной пенсии.

4)Контрольная функция заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. На практике эта функция проявляется посредством формирования страховщиками страховых резервов, гарантирующих выполнение принятых обязательств. Контроль: 1)внешний Фед.служба страхового надзора 2)внутрений

Формы страхования. Страхование может осуществляться в двух формах: обязательное и добровольное.

1)Обязательное страхование - форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Обязательное страхование не требует предварительного заключения договора между страховщиком и страхователем.

В обязательном порядке в РФ осуществляется:

- обяз.личное страхование (медицинское, пассажиров, от несчастных случаев на производстве)

- обяз.гос.страхование жизни и здоровья госслужащих и некоторых категорий граждан: судьи, военнослужащие, депутаты, приставы, налоговые

- обяз.имущественное страхование определенных предметов страхования юр. и физ.лиц (противопожарное страхование имущества для некоторых предприятий)

- обяз.гос.страхование имущества ряда категорий госслужащих и граждан

- обя.страхование ответственности транспортных средств и некоторых профессий (оценщики, нотариусы, аудиторы).

2)Добровольное страхование - форма страхования, которая возникает только на основе добровольно заключаемого договора между страховщиком и страхователем.

Виды страхования:

  1. Личное – страхование жизни, здоровья и трудоспособности человека

(страхование жизни, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев)

  1. Имущественное – страхование имущества в различных видах и возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая + страхование грузов

(страхование строений, страхование домашнего имущества, транспортное страхование, страхование имущества предприятий, страхование с/х культур и с/х животных)

  1. Страхование ответственности – страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие действия или бездействия.

(страхование проф.ответственности, автострахование, страхование ответственности перевозчика)

  1. Страхование предпринимательских рисков – страхование предпринимательской деятельности.

(страхование финансовых рисков, страхование на случай банкротства, страхование от простоев, страхование упущенной выгоды, страхование от непостава продукции).

Участники страховых отношений:

Страховщики – юр.лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности, получившие лицензию.

Страховые актуарии – физ.лица, имеющие аттестат, постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие деятельность по расчетам страховых резервов, страховых тарифов и по оценке инвестиционных проектов.

Страховые посредники – лица, занимающиеся продвижением страховых услуг от страховщика к страхователю:

-страховые агенты – постоянно проживающие на территории РФ физ. или юр.лица, осуществляющие свою деятельность на основании договора, действующие от имени страховщика и по его поручению

-страховые брокеры – постоянно проживающие на территории РФ юр.лица или физ.лица, зарегистрированные в качестве ИП, осуществляющие посредническую деятельность от своего имени или на основании поручения страхователя или страховщика.

Страхователи – юр.лица или дееспособные физ.лица, заключившие со страховщиками договор страхования или являющиеся страхователями в силу законами, уплачивающие страховые взносы, имеющие определенные права и обязанности.

Выгодоприобретатель (бенефициар) – это завещательное лицо или получатель страховой суммы после смерти завещателя.

  1. Финансовая политика государства, её содержание и цели.

Финансовая политика государства является составной частью экономической политики государства. В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики. Финансовая политика – деятельность государства или экон. субъекта по целенаправленному использованию финансов.

Финансовая политика государства – это совокупность государственных мероприятий по использо­ванию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В РФ разработкой и реализацией государственной финансовой политики занимается Министерство финансов РФ.

Финансовая политика государства реализуется через финансовую стратегию и финансовую тактику. Основа финансовой политики - стратегические направления, т.е. финансовая стратегия.

Финансовая стратегия – это комплекс мероприятий, направленных на достижение перспективных финансовых целей. Они определяют долгосрочную и среднесроч­ную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Финансовая тактика – это условия текущей реализации финансовой политики.

Финансовая тактика и финансовая стратегия зависят от социально-экономического развития страны, следовательно, на разных этапах развития экономики и социальной сферы они меняются.

Цели финансовой политики государства: 1) увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста, 2) увеличение размеров государственных финансов необходимых для полного удовлетворения потребностей общества. Основной целью современной финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Задачи финансовой политики государства: 1) обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов; 2) установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов; 3) создание эффективной системы управления финансами; 4) разработка финансового механизма.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - это система ус­тановленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Виды фин. механизма: 1) директивный: разрабатывается для фин.отношений, в которых непосредственно участвует государство. Подразумевает прямое вмешательство государства в фин.отношения через налоги, расходы государства, кредит государства….. 2) регулирующий: разрабатывается для фин.отношений, в которых государство напрямую не участвует. Подразумевает косвенное вмешательство государства в финн.отношения через регламентацию отдельных сторон деятельности экон.субъекта (лицензирование, установление минимального размера УК, контроль за бух.отчетностью).

Основные направления современной финансовой политики государства:

1. налоговая политика – она должна быть направлена на создание приемлемых условий налогообложения, как для государства, так и для налогоплательщиков. В РФ проходят налоговые реформы, основные цели которых - это снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков. Основные задачи: 1.реформирование налогового законодательства, 2.пересмотр существующих льгот и налогов, 3.уменьшение налоговых ставок, 4.ужесточение налогового администрирования;

2. бюджетная политика - она должна быть направлена на укрепление государственных и муниципальных финансов и создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей хозяйства. В РФ проходят бюджетные реформы, основная цель которых – это усовершенствование межбюджетных отношений. Бюджетная политика, в первую очередь, должна быть направлена на создание эффективной системы управления государственными и муниципальными финансами (управление бюджетной системой государства). Основные задачи: 1.реформирование бюджетного законодательства, 2.пересмотр расходных обязательств государства, 3.поиск дополнительных источников доходов государства, 4.совершенствование межбюджетных отношений;

3. денежно-кредитная политика – она должна быть направлена на совершенствование развития банковской системы. В РФ проходят банковские реформы, основная цель которых – это восстановление доверие населения к коммерческим банкам через систему страхования вкладов. Основные задачи: 1.реформирование банковского законодательства, 2.совершенствование порядка контроля за соблюдением коммерческими банками обязательных нормативов, 3.пополнение валютных запасов государства, 4.сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

4. инвестиционная политика - она должна быть направлена на определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависят повышение эффективности экономики и обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода. Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основные задачи: 1.децентрализация инвестиционного процесса, 2.создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, 3.развитие всех форм кредитования, 4.привлечение прямых иностранных инвестиций;

Инвестиции – долгосрочные вложения средств в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоение новейших технологий и техники, увеличения производства и получения прибыли.

5. социальная политика - она должна быть направлена на обеспечение социальных прав граждан. В последнее время социальная политика наиболее приоритетное направление финансовой политики. В РФ проходят социальные реформы (пенсионная реформа, реформа монетизации льгот, реформа здравоохранения, реформа образования и др.). Основные задачи: 1.выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим, 2.своевременная индексация пенсий, 3.сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости, 4.реализация социальных реформ.

Таким образом, для реализации финансовой политики государства необходимо: снижение социальной напряженности; оздоровление государственных и муниципальных финансов; восстановление нормального функционирования банковской сферы; разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства; искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

11. Расходы бюджетной системы их классификация и основные направления совершенствования.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

До 2008 года существовало 3 классификации расходов: экономическая, ведомственная и функциональная.

Экономическая клас-ция включает три раздела: текущие расходы, капитальные расходы и предоставление кредитов за вычетом погашения. Разделы делятся на подразделы, а подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат.

Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд гос. служащих, начисления на зарплату, платежи по внутренним займам и гос-ному внешнему долгу, субсидии. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

Ведомственная клас-ция – группировка расходов, отражающая распределение бюдж. ассигнований по прямым получателям средств из фед. бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. I уровень – перечень прямых получателей средств из бюджета – это министерства, ведомства, организации. II уровень – клас-ция по опред-ным разделам и подразделам функциональной клас-ции. III уровень – клас-ция расходов по целевым статьям.

Функциональная клас-ция расходов – группировка расходов бюджетов всех уровней по направлениям использования средств.

Единая классификация основана на функциональной классификации.

Классификация расходов: 1)общегосударственные вопросы 2)нац.оборона 3)нац.безопасность и правоохранительная деят-ть 4)нац.экономика 5)ЖКХ 6)охрана окруж.среды 7)образование 8)культура и кинематография 9)здравоохранение 10)соц.политика 11) физ.культура и спорт 12)СМИ 13)обслуживание гос. и мун. долга 14) межбюдж.трансферты

Классиф-ия расходов бюджета – код классиф-ии включает в себя:

а)код гл.распорядителя бюдж.средств

б)раздел,подраздел,целевую статью и вид расходов

в)классиф-ию операций сектора гос.управления в рамках расх.Б.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает: 1.принятие бюджетных обязательств 2.подтверждение бюджетных обязательств 3.санкционирование оплаты ден.обязательств

Проблемы в сфере расходов: 1) нецелевое расходование бюджетных средств 2) неэффективное использование бюджетных средств (военное) 3) бюджетных средств недостаточно для финансирования социальных расходов

Основные направления совершенствования в сфере расходов: 1) необходимо обеспечить приоритетное финансирование социальных расходов 2) необходимо снизить расходы на содержание гос.аппарата 3) необходимо повысить эффективность использования военных ресурсов 4) необходимо снизить уровень финансирования отдельным отраслям экономики (нефтяная, газовая промышленность) 5) необходимо усилить контроль за использованием бюджетных средств.

12. Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Главное условие – участие государства в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Гос.кредит предполагает участие фед. и рег.органов власти, а мун.кредит – органов местного самоуправления.

Чаще всего государство выступает как заемщик, когда привлекает денежные средства у кредитных организаций, иностранных государств или частных лиц. В таком случае количество денежных средств, сосредоточенных в руках государства, увеличивается. Реже государство выступает как кредитор, т.е. предоставляет деньги взаймы. Результатом такого рода отношений является сокращение количества денег, которыми располагает государство. Если же государство выступает как гарант, т.е. берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств третьими лицами, то количество денежных средств, которыми располагает государство, не меняется. Однако если должник не смог в срок и в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами, то государство как гарант будет вынуждено расплатиться за него. В таком случае расходы государственного бюджета, а значит, его дефицит могут увеличиться.

Государственный кредит выполняет две основные функции - фискальную и регулирующую.

Посредством фискальной функции осуществляется формирование централизованного денежного фонда и в доход государства поступают дополнительные средства. Эти средства могут быть использованы как для финансирования расходов государства, так и для погашения дефицита бюджета.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство тем самым воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.

Посредством государственного кредита государство может уменьшить количество денег в обращении. Это происходит в том случае, когда государство размещает свои займы среди различных групп населения или хозяйствующих субъектов. Размещая свои займы, государство снижает платежеспособный спрос населения. При этом если заемные средства государство использует в производительных целях, то произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы. Если заемные средства будут использоваться на выплату заработной платы, то количество наличных денег останется без изменения. Если же государственные заимствования финансируются за счет привлечения накоплений хозяйствующих субъектов, а полученные денежные средства направляются на выплаты населению, то количество денег в обращении возрастает.

Формы гос.кредита: 1) гос.и мун. Гарантии при гарантиях государтво выступет в качестве гаранта. Гарантии предоставляются только на конкурсной основе юридическим лицам 2) гос.и мун. Займы (заимствования) при займах государство выступает в качестве заемщика или кредитора.

Виды гос.и мун.займов: 1) гос. и мун. ценные бумаги (государство выпускает ценные бумаги – заемщик). Преобладает деятельность в качестве заемщика 2) иностранные кредиты РФ предоставляет иностранные кредиты в основном странам СНГ (Балоруссии, Украине, Казахстану). РФ получает иностранные кредиты у международных финансовых организаций (МВФ, Парижский клуб).

Займы бывают: 1) внутренние – займы внутри страны в национальной валюте 2) внешние – займы за пределами страны в иностранной валюте.

В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг.

Государственный долг – долговые обязательства, принятые на себя РФ.

Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Государственный долг состоит из задолженности центрального правительства (которая составляет основную часть долга), мест­ных органов власти, государственных предприятий и некоторых других долгов.

Гос.долг РФ складывается из следующих долговых обяз-тв:1)кредиты, привлеченные от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и т.д. 2)государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ 3)бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов БС РФ 4)государственные гарантии 5)иные долговые обязательства

Гос.долг 1)внешний – долг, который возникает в результате заимствований в иностранной валюте 2)внутренний – в результате заимствований в валюте РФ.

Принципы управления гос.долгом:1)безусловности обеспечение и своевременность выполнения обязательств перед кредиторами без выставлений доп.условий 2) согласованности обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства заемщика 3)снижение рисков 4)гласности

Методы управления гос.долгом:1)рефинансирование гос.долга – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов 2)новации – соглашение между заемщиками и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами 3)унификации – решение государства об объединении нескольких ранее выкупленных займов на 1 новый займ 4) конверсии - одностороннее изменение доходности займов 5)консолидации – изменение условий обращения займов в части срока их погашения 6) аннулирование гос.долга - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам