logo
шпора для ГАКа

Кафедра Финансов, бюджета и страхования

  1. Экономическая сущность и функции бюджета государства.

Одним из инструментов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (по БК). Госбюджет является центральным элементов финансовой системы страны. Бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Сущность бюджета можно рассмотреть с 3 точек зрения: 1) Бюджет как экономическая категория – система экономических отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня 2) Бюджет в материальном смысле – централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти или местной власти 3) Бюджет как правовая категория – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами государственной или местной власти.

Основные функции бюджета:

1. Распределительная и перераспределительная. Бюджет позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных задач.

2. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – государственный, ведомственный, общественный. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

3.Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. (возможность воздействия посредством бюджета на определенные отрасли, соц.сферы, политические ситуации).

4. Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов.

5. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Роль бюджета в условиях рыночной экономики: В современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Бюджет не просто регистрируют и контролируют то, что создано в процессе производства, но и активно воздействуют на этот процесс, ускоряя или замедляя его.

В современных экономических условиях бюджет связан посредством налогов практически со всеми предприятиями и организациями всех форм хозяйствования, с их финансовыми планами, а через них с производственными показателями оказывая воздействие на их формирование.

Роль бюджета как основного финансового плана государства обусловлена тем, что бюджет:

  1. способствует развитию производительных сил и структурной перестройке экономики;

  2. является главным источником финансирования непроизводственной сферы и сферы социальной защиты населения;

  3. выступает в качестве синтетического финансового плана, в процессе составления, утверждения и исполнения которого происходит корректировка финансовых планов и прогнозов организаций всех форм собственности.

Роль бюджета государства в распределении ВВП:

Бюджет и государственная бюджетная система в целом является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

ВВП – обобщающий макроэкономический показатель, отражающий суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны, независимо от национальной принадлежности функционирующих в ее экономике юридических и физических лиц за определенный период.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей деятельности.

Рост доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, отражает усиление регулирующего воздействия на экономику. Наоборот, ее снижение является индикатором более либеральной экономической политики.

  1. Бюджетное планирование, его содержание и значение.

Бюджетное планирование – процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанные на основе утвержденных высшим руководством программ.

Бюджетное планирование позволяет определить объём, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном и муниципальном.

С помощью  бюджетного планирования  определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчётах для соответствующих территорий. 

Бюджетное планирование включает:

- определение общего объёма и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

- формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчёта минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание гос-ных и муниципальных услуг;

- установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны.

В ходе бюджетного планирования распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений; в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объём федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры бюджетных резервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный контроль за процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.

Принципы бюджетного планирования:

- регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

- адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

- непрерывность планирования годового бюджета;

- стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

- балансовый метод.

Задачи бюджетного планирования:

- установление общего объёма финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ.

- организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов гос-ва, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

- осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счёте, на составление проекта бюджета. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Минфин РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций др. территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

  1. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и реформирование в Российской Федерации.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: 1) составление проектов бюджетов;2) рассмотрение и утверждение бюджетов; 3) исполнение бюджетов; 4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Основные задачи б.пр.:1)выявление мат.и фин.резервов государства 2)максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджета 3) максимально точный расчет расходов бюджета 4)обеспечение максимальной сбалансированности Б. 4)осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников дох. между бюджетами разных уровней, отраслями, экон.регионами.

Осн.черты б.пр.:1)б.пр.- основное направление фин. деятельности государства, МО 2)б.пр. осуществляется определенным кругом субъектов (участников процесса) 3)б. пр. делится на стадии, последовательно сменяющие друг друга 4)б.пр. регулируется нормами права (БКРФ). Принципы б.пр.:1) единства системы б.пр. 2)самостоятельности публичных образований 3)преемственности бюджетов 4) периодичности

Участники б.пр.: 1)Президент РФ (бюджетное послание, подписывает бюджет после утверждения) 2) Высшее должностное лицо субъекта РФ, глава МО 3)законодательные органы гос. власти и представители органов местного самоуправления (ГД и СФ, обл.собр.депутатов) 4)исполнительные органы гос. власти (правительство РФ, Минфин, фед.казначейство) 5)ЦБРФ (обслуживает счета бюджета во всех уровнях) 6)органы гос. и мун. контроля (Счетная палаты РФ, фед.служба фин.бюдж.надзора) 7)органы управления ГВФондами 8)гл.распорядители в бюджетной сфере 9)Гл.администраторы (администраторы доходов бюджета) фед. служба по налогам и сборам 10)Главные админ-ры источников финансирования дефицита бюджета 11)Получатели бюджетных средств (бюджетное учреждение).

Составление проектов бюджетов: Данному этапу бюдж.процесса предшествует разработка прогнозов соц-экон развития соотв-ей тер-ии, подготовка сводных фин.балансов, а также опр-ся осн. направления соц-экон развития гос-ва и тер-ии.

Правительство РФ не позднее марта месяца года предшествующего очередному финансовому, направляет ФС РФ бюдж.послание, в к-ом опр-ся приоритетные задачи бюдж.политики в план.периоде.

Составление проектов бюджетов-исключит.прерогатива Пр-ва РФ, соотв-их органов исп.власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов возложено на минфин, фин.органы субъектов РФ и МО. Проект ФЗ «О фед.бюджете» должен поступить ГД не позднее 26 авг. Тек. года.

Стадия рассмотр.и утвержд. Бюджета: Одновременно с проектом фед.бюджета на рассмотрение ГД поступает: 1)прогноз соц-экон развития РФ 2)предварительные итоги соц-экон развития РФ за истекший год 3)прогноз консолид.бюджета 4)проекты целевых фед.программ 5)проекты программ гос.внутр. и внеш.заимствования.

Проект закона о бюджете направляется в комитет по бюджету, в счетную палату, в Адм.През.,во фракции зак.органов, где его детально изучают и проводят экспертизу. Проект бюджета рассматр.и утвержд. в 3 чтениях:

1чт.(30 дней) посвящено рассмотр.осн.хар-ик бюджета (общ.объем дох.и расх., предел гос.внутр.и внеш долга). В 1 чтении заслушиваются доклады Пр-ва РФ, заключения бюдж.комитета, заключения председателя Счетной палаты…

По результатам 1 чт. законопроект принимают / отклоняют. В случае отклонения ГД вправе:1)передать его в согласительную комиссию 2)возвратить Пр-ву РФ на доработку 3)ставится вопрос о доверии Пр-ва.

2 чт. (35 дней) рассматр.осн. направления, связ-ые с аккумулированием средств и их расходованием. Если не принимают,то отправляют в согласительную комиссию.

3 чт. (15 дней) детальное рассмотр –ие по статьям и подстатьям. Голосуют за бюджет в целом. Если утверждают, то отправляют СФ на одобрение, далее Президенту РФ для подписания и обнародования. Если не принимают, то в согласит.комиссию, далее повторное голосование в ГД.

Исполнение бюджета заключается в реал-ии на практике закона о бюджете.

Принципы исполн-ия бюджета:1) единство кассы единый счет бюджета открывается Фед.Казначейству в учреждении ЦБ РФ отдельно по каждому бюджету, входящему в БС 2) принцип подведомственности расходов

Основа исполнения бюджетов состоит: 1)свободная бюджетная роспись док-нт, расписывающий бюдж.расходы на фин.год и плановый период в разрезе гл.распорядителей по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов 2) кассовый план - док, на основании к-го исп-ся бюджеты всех уровней и отражающий прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат из соотв-его бюджета.

Исполн-ие бюджета включает в себя исполн-ие по дох. и исполн-ие по расх. Исполн-ие по дох.: включает:1)зачисление ден.средств на единый счет бюджета 2)уточнение админ-ми доходов платежей 3)корректировка полученных и уплаченных сумм

Исполн-ие по расх.включает: 1)принятие бюдж.обяз-тв 2)подтверждение ден.обяз-тв 3)санкционирование оплаты ден.обяз-тв 4)подтверждение исполн-ия бюдж.обяз-тв.

Составление, рассмотр-ие и утвержд-ие бюдж.отчетности. В состав бюдж.отчетности включ-ся отчет об исполнении бюджета по дох., расх. и ист-кам фин-ия дефицита бюджета в соотв-ии с бюдж.классификацией РФ. Отчет об исполнении фед.бюджета, Б.субъекта РФ, местного бюджета утверждается Пр-вом РФ, высшим исполнит.органом гос.власти субъекта РФ,местной адм-ии и направляется в законодат.орган и в орган гос.фин.надзора. Важным этапом явл-ся внешняя проверка отчетности. На фед.уровне внеш.проверку проводит Счетная палата РФ и оформляет заключение. Отчет об исполнении бюджета вместе с заключением поступает в ГД для утверждения. ГД утверждает / отклоняет.

Контроль за исполнением бюджета осуществляется представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми ор. Формы контроля: 1) Общегосударственный направлен на все субъекты (при Президенте). 2) Бюджетно-финансовый проводится в бюджетной сфере. Объект: процесс разработки, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. 3) Ведомственный осуществляется специально созданными внутриведомственными ревизионными органами.

Реформирование бюджетного процесса в РФ: 1) переход к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), т.е. переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.

2) составление трехлетнего бюджета. Осн.задача ведения среднесрочного бюдж.план-ия была обеспечение стабильности БС и ее предсказуемости. Обяз-й 3летний бюджет сост.только на фед.уровне. Субъектом РФ и МО предоставлено право самост-но опр-ть срок, на к-ый составляется их бюджет (1-3 года). Если субъекты РФ и МО остаются в годичном план-ии, то обяз-но сост-ся среднесрочный план на 3 года.

4. Бюджетная система Российской Федерации и ее принципы.

Бюджетное устройство определяет организацию БС, взаимоотношение ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов. В зависимости от гос.устройства существуют следующие схемы организацииии БС: 1)в государствах с унитарной формой правления выделяют 2 звена – центральный и МБ. 2) в государствах с федеративной формой правления 3 звена: ФБ,РБ и МБ.

БУ в РФ соответствует федеративному устройству государства и принципам самостоятельности и консолидирования бюджетов национально гос-ых и административно тер-ых образований. Все бюджеты БС РФ являются автономными и самост-ыми, т.е.каждый бюджет имеет свои источники доходов и расходов.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: