22. Необходимость, сущность и функции денег. Роль денег в рыночной экономике
1. Общественная роль денег, их место в экономической системе состоит в том, что деньги выступают в качестве общественного связующего звена между товаропроизводителями.
Будучи только конкретизированными в определенном предмете, имеющем стоимость, они выступают всеобщим условием общественного производства, «инструментом» общественных экономических связей независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учета общественного труда в товарном хозяйстве.
2. деньги приобретают качественно новую роль: они становятся капиталом, что осуществляется через пять функций. Так, стоимость товаров, произведенных на предприятиях, выражается в деньгах; при этом деньги служат мерой стоимости и денежным капиталом.
3. с помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию.
4. в условиях интернационализации хозяйственных связей деньги обслуживают процесс обмена между странами, а именно, движение товаров, рабочей силы и капитала.
Функции денег: средство обмена, мера стоимости, средство сбережения или накопления богатства.
Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
____________________________________________________
- 1. Основные понятия и определения экономической науки. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие
- 2. Эластичность спроса: понятие, виды, факторы
- 3. Эластичность предложения: понятие, факторы. Предложение в трех временных периодах
- 4. Предпочтения потребителя. Ограничения потребителя. Потребительский выбор
- 5.Производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимальный выбор потребителя
- 6. Функция издержек. Виды издержек. Условие максимизации прибыли фирмы.
- 7. Рыночные структуры: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия
- 8. Анализ и оценка поведения фирмы совершенного конкурента в двух временных периодах
- 9. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
- 10. Олигополия как тип рыночной структуры. Модели поведения фирмы в условиях олигополии
- 11. Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения
- 12. Равновесие в моделти ad-as: кейнсианская и классическая концепции равновесия
- 13. Модель «Доходы-Расходы» в открытой и закрытой экономике
- 14. Денежный рынок: спрос на деньги и его состояние. Предложение денег. Денежные агрегаты
- 15. Кредитно-денежная политика: сущность, методы и виды
- 16. Налоги: сущность и функции. Налоговая система и ее эффективность
- 17. Сущность, значение и виды фискальной политики
- 18. Инфляция: сущность, причины, источники, показатели, социально – экономические последствия
- 19. Антиинфляционная политика: цель и методы
- 20. Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена
- 21. Финансовая система государства в условиях рыночных отношений
- 22. Необходимость, сущность и функции денег. Роль денег в рыночной экономике
- 23. Необходимость и сущность кредита, принципы кредитования. Основные виды кредита
- 24. Двухуровневая банковская система, структура и механизм ее функционировния
- 25. Сущность, функции, структура рынка ценных бумаг
- 26. Цели, функции, роль Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики